Дионисий Ареопагит

Доподлинно не известно, какая именно из работ Лже–Дионисия была найдена среди субботников. Вероятно, это было одно из многочисленных писаний Дионисия, сохранившихся до конца XVI столетия и позднее ставших частью обязательного чтения для всех священников и монахов Русской Православной церкви[323]. Работы, приписываемые на протяжении столетий Дионисию Ареопагиту, афинянину, обращенному в христианство самим апостолом Павлом (Деян. 17), на самом деле были написаны пятьюстами годами позднее.

Писания Дионисия состоят из: Божественных имен, Мистического богословия, Небесной иерархии, Церковной иерархии и Писем[324]. Эти труды оказали огромное влияние на христианскую мысль и Востока, и Запада, однако на Руси они не были популярны вплоть до XVI столетия. Писания Дионисия христианские, носят выраженный монашеский, литургический характер с особым ощущением небесной реальности ангелов. Они отображают видение автором красоты Божьего творения и откровения, а также глубокое осознание автором наивысшего таинства непознаваемого Бога, бесконечно трансцендентного по отношению ко всему сущему.

Богословие Дионисия сочетает Божье откровение с основными категориями языческой философии, в особенности неоплатонизма[325]. Относительно неоплатонизма Дионисия Лаус Андрю делает следующее замечание: «Подобно Проклу, видение Дионисием реальности заключено в триады: начиная с самой Троицы, далее ангельские чины, организованные также в триады, далее тройственное служение епископов, священников и дьяконов»[326]. Таким образом, его богословие подчеркивало тринитаризм в попытке укрепить его философскими категориями.

Книги, написанные русскими субботниками

Хотя, как предполагают исследователи[327], наиболее важные работы субботников были уничтожены за годы борьбы с ними, те немногие труды что сохранились представляют собой наиболее надежные и достоверные источники для изучения этого движения. К ним относятся писания Федора Курицына, его брата Ивана Курицына, Ивана Черного и Федора еврея.