Книги, написанные субботниками
Хотя большинство значимых работ было уничтожено в период преследований, те немногие из дошедших до нас представляют собой надёжные источники для изучения этого движения. Среди них рукописи Федора Курицына, Ивана Курицына и Ивана Чёрного. Поскольку книга так называемых Псалмов жидовствующих под авторством Федора Еврея обычно также считается книгой русских субботников, она будет рассмотрена в данном исследовании.
Рукописи Федора Курицына:
1. Лаодикийское послание[43]. В РДР опубликовано несколько рукописей этого письма[44].
2. Литорея в квадратах, приложение к Лаодикийскому письму, следует сразу после него и найдено в нескольких рукописях[45].
3. Толкование — документ, найденный в рукописях, содержащих Лаодикийское послание[46]. Как стиль, так и замысел этого документа подтверждают, что его автор – Федор Курицын.
4. Сказание о Дракуле – книга политической сатиры[47].
Рукописи Ивана (Волка) Курицына:
Кормчей Ивана Курицына[48] до сегодняшнего дня не уделялось должного внимания изучающими русское средневековье. Однако этот документ весьма важен для изучения русского средневековья в целом и движения субботников в частности, поскольку отражает взгляды ведущего богослова этого движения Ивана Курицына. Фактически, Иван Курицын, казненный за свою принадлежность к субботникам, является одним из двух богословов этого движения, чьи труды в большом объеме дошли до наших дней[49].
Рукописи Ивана Черного:
Исследователи единогласно приписывают Черному следующие книги:
1. Иван Чёрный сделал копию Эллинского летописца[50]. Подробное описание этой рукописи находится в работе Александра Викторова[51].
2. Библейский сборник[52]. Заметки, сделанные Черным на полях Библейского сборника, приводятся в РДР вместе с отрывками из его рукописи[53].
3. Книга ветхозаветных пророчеств[54].
Рукописи Федора Еврея:
1. Авторство Псалтиря жидовствующих обычно приписывается Федору Еврею[55].
2. Другой документ, написанный тем же автором – это Послание Федора Еврея[56].