Социальная структура современного западного общества (Франция, США, Великобритания, Германия).

Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.
Социальная структура общества всегда обусловлена способом производ ства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отноше ний. Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, то есть положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщающим показателем стратификации. Социальной стратификацией является дифференциация данной совокупности людей или населения в целом на социальные классы, группы и статусы в иерархическом ранге, выражается в неравномерном распределении собственности, доходов, власти, влияния и.т.д.За истекшие сто пятьдесят лет в социальной структуре общества Запада произошли существенные изменения.Если раньше в США, Великобритании и других западных странах в основе появления неравенства в обществе лежало имущество, то уже с 70-х годов 20 века в связи с построение постиндустриального общества происходит расслоение общества по признаку образования. Разделение народного хозяйства на традиционные отрасли и сектор производства информации и знаний привело к резкому росту доходов квалифицированных специалистов, и к снижению доходов неквалифицированных рабочих. В эти же годы Соединенные Штаты стали приобретать облик сверхдержавы, специализирующейся на производстве наиболее высокотехнологичных благ. В ряду тех же образованных специалистов происходит разделение на бакалавров, докторов наук,и т.д. В 90-е годы выпускники вузов стали "средними работниками" по отношению к имеющим ученые степени, звания, получившим высокий уровень послевузовской подготовки или проявившим себя в высокотехнологичных компаниях. Таким образом, сегодня становится очевидным, что знания, способности к созданию нового, к самостоятельной творческой деятельности ценятся превыше всего, а "существующие в наше время в Соединенных Штатах классовые различия объясняются главным образом разницей полученного образования.Обострение проблемы бедности на протяжении последних лет выглядит естественным следствием становления постиндустриального общества и отражает расслоение общества на "интеллектуальную элиту" и низший класс, оказывающийся отчужденным от процесса современного наукоемкого производства. Основной причиной происходящей сегодня в западных странах социальной стратификации выступает развитие экономики, базирующейся на потреблении и производстве информации и знаний. Таким образом, к 90-м годам сформировалась трактовка новой социальной структуры. На одном ее полюсе оказался высший класс

 

постиндустриального общества, представители которого происходят, как правило, из обеспеченных семей, имеют превосходное образование, исповедуют постматериалистические ценности, заняты в высоко технологичных отраслях хозяйства, имеют в собственности или свободно распоряжаются необходимыми им условиями производства, и зачастую занимают высокие посты в корпоративной или государственной иерархии. На другом располагается низший класс, представители которого происходят в большинстве своем из среды пролетариата или неквалифицированных иммигрантов, не отличаются высокой образованностью, движимы главным образом материальными мотивами, заняты в массовом производстве или примитивных отраслях сферы услуг, а иногда являются временно или постоянно безработными.Существует несколько моделей стратификационных систем. Среди них Западная Восточная.Западная; включает семь статусных групп:1 "Высший высший класс" - главные управляющие общенациональных компаний, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы, артисты;2. "Высший класс" - главные управляющие средних фирм, инженер-механик, газетные издатели, врачи с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа...;
3. "Высший средний класс" - банковские кассиры, преподаватели муниципальных колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней школы; 4. "Средний средний класс" - банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов,..;
5. "Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков...; 6. "Средний низший класс" - таксисты, среднеквалифицированные рабочие, бензозаправщики, официанты, швейцары...; 7. "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.

 

37.Социально-экономическая политика пятипарийной коалиции в Италии.Италии 80-х гг. характеризовалась сохранением политической нестабильности. В парламенте страны по-прежнему отсутствовало устойчивое большинство, продолжалась практика коалиционных парламентских и правительственных формирований. Роспуски парламента и внеочередные выборы его нового состава, как и в 70-е гг., проводились досрочно. Отдельные законы оставались на бумаге и не выполнялись.Настроения разочарования и политической апатии, неверие в возможности партий, в том числе, левых, усилилось. Росло число наркоманов и других жертв мафии. Терроризм и коррупция превратились в постоянный фактор политической жизни.

В 1980г. было создано правительство из представителей пяти партий: христианских демократов, социалистов, социал-демократов, либералов и республиканцев. Христианские демократы по-прежнему возглавляли правительства. Вместе с тем внутри ХДП продолжали существовать различные течения. Лидер ХДП Ч. Де Мита предлагал вернуться к линии Альдо Моро и повернуть курс ХДП влево, усилив борьбу с коррупцией. Правое крыло партии в

лице А. Фанфани не поддержало это предложение.

В то же время в Итальянской социалистической партии, третьей по значению политической партии страны, произошли перемены: Бенедитто (Беттино) Кракси,ставший политическим секретарём партии в 1976г., взял курс на приход социалистов к власти и поставил перед собой цель стать первым в истории страны премьер-министром социалистом. В своей брошюре «Социалистическоеевангелие» Кракси заявил об отсутствии у социалистов перспективсотрудничества с коммунистами и поддержал тезис о высоком экономическомпотенциале частного предпринимательства в условиях политическогоплюрализма,

В 1983 г. социалисты вышли из правительства, премьер Фанфани, не получиввотума доверия в парламенте, подал в отставку. Президент Пертини распустил парламент и назначил досрочные выборы, в результате которых ХДП потеряла более 5% голосов избирателей, а ИСП улучшила свои позиции. Христианским

демократам пришлось уступить место премьер-министра.

С 1983 по 1987 гг. пятипартийное правительство впервые в истории Италиивозглавлял социалист, сильный и властный человек, сторонник культа «двойнойморали» Б. Кракси. Стратегический курс правительства состоял в том, чтобы выйти из нового циклического кризиса 1980 – 1983гг., используя неолиберальные рыночные методы в интересах неоконсервативных предпринимательских кругов. Большое значение приобрёл вопрос о дальнейшем

return false">ссылка скрыта

 

 

использовании государственного сектора, в котором сосредоточено более 3\4 добывающей промышленности, добыча чугуна, свыше половины сталелитейной, 70% судостроительной и 2\3 электромеханической промышленности, почти вся инфраструктура страны. Новый подход к госсектору предусматривал частичную

приватизацию и ликвидацию убыточных государственных предприятий.Правительство наметило передачу в частные руки нестратегических предприятий в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. В то же время в стратегических базисных отраслях, входивших в госсектор, планировалось провести технологическую реконструкцию и усилить наукоёмкие производства.

Кроме того, на повестку дня вышла задача стабилизации платёжного баланса,«разбалансированного» дефицитом внешней торговли. Особым направлением политики кабинета Кракси стала «жёсткая экономия» главным образом за счёт трудящихся: было ограничено действие «скользящей» шкалы заработной платы (регулирующей рост зарплаты в зависимости от роста стоимости жизни) и сокращены расходы на здравоохранение, социальное обеспечение и просвещение.

В то же время правительство Кракси несколько ограничило влияние католической церкви на школу и семейное законодательство, повело более энергичную борьбу с терроризмом и мафией: были введены чрезвычайные меры, расширявшие полномочия полиции и судебных органов.В целом консервативный сдвиг вправо первой половины 80-х гг. в Италии происходил в условиях большей, по сравнению с другими странами активности левых сил. Например, в 1980 – 1982 гг. по всей стране бастовали 42 млн. человек, т.е. в два раза больше, чем в США, Великобритании, Франции, ФРГ иЯпонии вместе взятых. Особый накал приобрело антивоенное движение в связи с размещением американских крылатых ракет на Сицилии. Развернулось движение «зелёных» в защиту окружающей среды. Соперничество между социалистами и христианскими демократами выливалось в частые правительственные кризисы. В то же время консервативный поворот в Италии отличался от других стран меньшими масштабами приватизации сохранением высокого удельного веса и лидирующих позиций госсектора.