Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 87
Метод аудиторского анализа или «речевой артикуляции».С целью изучения характера нарушения звуковой стороны речи лиц, страдающих ринолалией, разборчивости их речи, применяется метод аудиторского анализа или речевой артикуляции. Изучение фонетического оформления речи этим методом проводится с помощью слоговых таблиц. Обследуемый проговаривает слоги различной сложности, а группа аудиторов записывает их в соответствующие бланки. По окончании обследования вычисляется общий процент правильно воспринятых элементов речи. Коэффициентом разборчивости служит величина, определяемая отношением числа правильно воспринятых звуков к общему числу произнесенных звуков. Последующий, более подробный фонетический анализ позволяет установить характер искажения отдельных звуков и групп звуков, вывести закономерности их замен.
Применение метода аудиторского анализа позволяет выявить факторы, влияющие на разборчивость речи; определить наиболее нарушенные группы звуков; характер их замен и смешений; недоразвитие лексико-семантического уровня. Кроме того, метод аудиторского анализа позволяет более объективно оценить результаты логопедической работы.
Методрентгенотомографии. Для решения вопроса коррекции речи очень важно изучение положения органов речи, направленность движений языка при фонации (особенно его кончика, спинки и корня), формы резонаторных полостей, степень раскрытия рта. С этой целью применяется метод рентгенотомографии. В процессе анализа томограмм необходимо обратить внимание на высоту твердого нёба, расстояние от мягкого нёба до задней стенки глотки, степень раскрытия рта, положение языка, его подъем, расстояние от резцов до кончика языка, величину ротового резонатора в переднем, среднем и заднем отделах, расстояние от корня языка до задней стенки глотки. Как известно, имеются два характерных для детей с ринолалией артикуляционных уклада, резко отличающихся друг от друга и от нормы: при фонации вся масса языка либо оттянута назад, спинка и корень языка резко подняты вверх, во многих случаях вплоть до смыкания с нёбом, корень языка гипертрофирован, а оттянутый к середине ротовой полости
88 Т.Н. Воронцова
кончик ограничен в движениях. Такое положение наблюдается примерно в 70—75% случаев. Второе положение: язык занимает относительно низкую позицию, то есть кончик языка находится у нижних резцов, а спинка только слегка приподнята. В первом варианте расстояние между спинкой языка и мягким нёбом уменьшается в два раза, а объем надставной трубы увеличивается за счет носовой полости. Во втором варианте ротовой резонатор почти одинаков по всей своей длине, за исключением небольшого сужения в заднем отделе, что дает меньшую (чем в первом варианте) назализацию. С помощью метода рентгенотомографии можно установить и другой немаловажный факт: формирование звуков происходит при почти неизменном положении тела языка (корня и задней части спинки) и незначительных, но многообразных изменениях положения кончика языка, что позволяет ребенку различать звуки собственной речи, дифференцировать их.
Таким образом, с помощью метода рентгенотомографии можно исследовать положение языка по отношению к пассивным и активным органам артикуляции, основные типы артикуляционных укладов различных фонем, соотношение резонаторных полостей, что в дальнейшем позволяет более эффективно организовать логотерапию.
Метод спирометрии.Как известно, дыхательная функция детей с врожденной нёбной патологией нарушена (в первые годы жизни менее, в более старшем возрасте — по всем параметрам). С целью изучения дыхательной функции применяется метод спирометрии. Измерения проводятся с закрытыми и с открытыми носовыми ходами, с закрытием правых, а затем левых носовых ходов. Это позволяет определить величину выдыхаемого воздуха, его объем, наличие патологии в носовой полости.
Применение перечисленных методов исследования позволяет:
более углубленно изучить структуру дефекта при рино-лалии;
точнее диагностировать нарушение и реализовать дифференциальную диагностику;
наметить наиболее эффективные пути нормализации речи данной категории детей-школьников.