Клиническая картина при расщелинах нёба 29

отталкивают обтуратор кверху и кпереди, он удерживается в правильном положении и не может проскользнуть в глубь глотки. Дети обычно быстро привыкают к обтуратору и пере­стают ощущать его как инородное тело. Все это, конечно, дей­ствительно, если обтуратор изготовлен правильно. А. А. Лим-берг все же рекомендует вначале удерживать обтуратор на нити, продетой через отверстие в переднем его отделе.

Для изготовления обтуратора делают гипсовый слепок, причем гипс вводят не жидким, а в виде комка. Можно вве­сти в рот на широком шпателе кусок размягченной оттиск-ной массы (стента) и, вдавливая его в просвет расщелины сзади наперед и снизу вверх, сделать слепок, на котором дол­жны быть отпечатки носовой и ротовой сторон краев расще­лины. Если ребенок при этом сопротивляется и у него воз­никают рвотные движения, то это способствует получению хорошего отпечатка. Слепок выводят, отливают гипсовую модель и изготавливают шаблон из воска с проволочным каркасом (для прочности). После примерки шаблона воск, как обычно, заменяют пластмассой.

Методику изготовления «плавающего» обтуратора под­робно описали Л. В. Горбанева-Тимофеева (1955) и 3. И. Ча-совская (1957).

Л. В. Ильина-Маркосян предложила 2 типа обтураторов при расщелинах нёба.

Для детей грудного возраста изготовляют из эластич­ной пластмассы пластинку, которая покрывает альвеоляр­ные отростки, твердое и мягкое нёбо. Обтуратор надевают во время кормления ребенка. В передней части обтуратора проводят шелковую нить, с помощью которой пластинку прикрепляют к бутылке с молоком или «еще где-либо в по­лости рта».

Таким образом, этот обтуратор, несомненно, уступает «плавающему», который ребенок носит постоянно, что обеспечивает не только питание, но и улучшает дыхание, что не может не отразиться на развитии нёба. Кроме того, при постоянном ношении обтуратора, как уже указыва­лось, ребенок привыкает к нему и перестает ощущать как инородное тело. Осложняет применение обтуратора Л.В. Ильиной-Маркосян необходимость частой смены или исправления его. Непонятно также указание автора


30________________________________________________ М. Д. Дубов

о закреплении шелковой нити «где-либо в полости рта» у грудного ребенка.

Обтуратор для старших детей состоит из зубной пластин­ки и нёбной занавески. Последняя состоит из 2 листков. Нижний — менее эластичный — покрывает расщелины зад­ней трети твердого нёба и части мягкого со стороны ротовой полости; верхний, более тонкий и эластичный листок покры­вает расщелину мягкого нёба с носоглоточной стороны и при сокращении мышц мягкого нёба доходит до задней стенки глотки. Очевидно, этот обтуратор также значительно слож­нее «плавающего», так как ношение нёбной (зубной) плас­тинки должно затруднять, по крайней мере в первое время, жевание. Кроме того, изготовление такого обтуратора так­же, несомненно, сложнее.

В ряде случаев до операции (при ношении обтуратора) и после операции у старших детей и взрослых необходимо обес­печить обучение их речи. Возникнет необходимость иметь на местах кадры инструкторов — логопедов, владеющих методикой обучения речи при расщелинах нёба. Организа­ция такого обучения должна войти в систему диспансерного обслуживания носителей расщелин.

Вся работа по диспансерному обслуживанию должна со­провождаться мерами санитарного просвещения: распрост­ранением среди населения, особенно среди матерей, правиль­ных сведений о расщелинах, об излечимости этого уродства.

Вопрос об организации помощи при расщелинах губы и нёба обсуждался и в зарубежной литературе. В 1946 г. Фог-Андерсен (Fogh-Andersen) сообщил, что в Дании эта помощь централизована с 1933 г. Врачи обязаны регистрировать де­тей с расщелинами возможно скорее после рождения. Впос­ледствии этих детей вызывают в Институт дефектов речи в Копенгагене, откуда направляют в специализированный ста­ционар или в ортопедическое отделение для изготовления обтуратора. В этом же институте производится обучение речи.

На опыт скандинавских стран ссылается английский ав­тор Олдфилд (Oldfield, 1949), по данным которого в Англии имеется около 60 000 носителей расщелин. Олдфилд счита­ет, что все носители расщелин должны быть приняты на учет с рождения, для того чтобы их своевременно и рационально оперировать и подвергнуть обучению речи.