Клиническая картина при расщелинах нёба 21

При сквозных односторонних расщелинах речь бывает порой значительно менее искажена, чем при несквозных, особенно полных и даже частичных и скрытых.

Если шпателем отдавливать мягкое нёбо кзади и кверху, симулируя его движения при фонации и глотании, можно убедиться, что задний край мягкого нёба в той или иной мере не достигает задней стенки глотки, как в норме. В этом мож­но также убедиться, наблюдая рефлекторные движения мяг­кого нёба при раздражении инструментом слизистой корня языка или задней стенки глотки.

Этот момент недостаточности нёба в переднем отделе как пассивной перегородки между ротовой и носовой полостя­ми и как активного клапана в заднем отделе обусловливает основные функциональные расстройства у носителей расще­лины.

У новорожденных и в грудном возрасте на первый план выступают расстройства со стороны питания и дыхания. Невозможность герметизации полости рта, необходимой для сосания, нарушает последнее уже в первой его стадии — ас­пирации; кроме того, при проглатывании часть молока вы­ливается через носовые ходы. При недостаточно вниматель­ном или неумелом уходе весь процесс вскармливания ребенка сразу нарушается, очень часто его сразу переводят на искусственное питание со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если же продолжаются попытки приклады­вания ребенка к груди или же вскармливание продолжает­ся без достаточного контроля за количественной стороной и без борьбы с расстройством глотания, ребенок начинает стра­дать от недоедания. Расстройства питания — одна из основ­ных причин высокой летальности детей с расщелинами нёба в этом периоде.

Наряду с этим наблюдаются расстройства со стороны ды­хательной системы. Невозможность разобщения ротовой и носовой полостей приводит к смешанному ротовому и носо­вому дыханию, выключается, по крайней мере частично, механизм фильтрации, согревания и увлажнения вдыхаемо­го воздуха. Отсюда — частота заболеваний дыхательных путей, играющих также немаловажную роль в повышенной летальности носителей расщелин. При расщелинах нередко наблюдаются хронические воспалительные заболевания


22 М. Д. Дубов

глотки и миндалин: слизистая глотки в состоянии застой­ной гиперемии, лимфатические фолликулы в толще слизис­той оболочки увеличены, что выражается в ее зернистости, миндалины гипертрофированы. Невозможность разобщения носовой и ротовой воздушных струй обусловливает затруд­нение дыхания; при длительном разговоре, громком чтении больным «не хватает воздуха».

Нарушения деятельности мягкого нёба при расщелинах вызывают изменения и в деятельности слуховой (евстахиевой) трубы. В норме мышца, растягивающая мягкое нёбо, при со­кращении расширяет просвет трубы, а подымающая мягкое нёбо мышца расширяет просвет в области перешейки трубы и суживает ее глоточное отверстие. Нарушение функции этих мышц и наличие хронических воспалительных процессов в носоглотке способствуют возникновению катара слуховой трубы — евстахнита, что нарушает вентиляцию барабанной полости, всасывание воздуха из последней в капилляры сли­зистой оболочки и замещение его углекислотой. Это приво­дит к понижению атмосферного давления и втягиванию ба­рабанной перепонки (В. Н. Воячек, С. М. Компанеец). Больные жалуются на закладывание ушей, шум в ушах.

Симптомы бронхоаденита, что при рентгеноскопии выра­жалось в наличии в корнях легких плотных узлов или в уси­лении корневого рисунка и его тяжистости, мы обнаружили у 40 больных из 78, обследованных в этом отношении. Сре­ди детей до 10-летнего возраста симптомы бронхоаденита обнаружены у 32 из 56.

Несомненно, что у больных с расщелинами нёба, наряду с нарушением питания и дыхания, имеют место особеннос­ти душевных переживаний, связанные с положением таких детей в коллективе. Все это легко сглаживается в семье при достаточно разумном и любовном отношении окружающих, но такое отношение значительно сложнее обеспечить в детс­ком коллективе школы или дошкольного учреждения. Труд­ности, возникающие в общении со сверстниками в большом детском коллективе, не могут, очевидно, не вызывать тяже­лых переживаний.

Важным симптомом расщелин нёба является расстройство речи, которое проявляется в нарушении тембра голоса — от­крытой гнусавости (rhinolalia aperata) и нарушении образо-


Клиническая картина при расщелинах нёба 23

вания отдельных звуков — артикуляции (dyslalia literalis — disarthria).

Гнусавость, т. е. носовой оттенок речи, связана с наличием широкого сообщения между ротовой и носовой полостями и недостаточным замыканием носоглоточного прохода из-за укорочения мягкого нёба, вследствие чего голосовыдыхатель-ная струя почти полностью проходит через нос. Этому способ­ствует разобщение комплекса нёбно-глоточного сфинктера и пониженная подвижность мышц глотки, в особенности верх­него сжимателя глотки и нёбных дужек.

Расстройство звукообразования зависит как от наруше­ния деятельности мышечного аппарата мягкого нёба, глот­ки и языка, так и от деформации твердого нёба, альвеоляр­ного отростка, неправильного расположения зубов, при наличии расщелины губы — от недостаточной ее подвижно­сти после хейлопластики и, иногда, еще от нарушения фор­мы крыла носа (ноздри). Мышечный аппарат, очевидно, уже очень рано приспосабливается к своеобразным условиям гло­тания у носителей расщелин; к этому, с развитием речи, при­соединяются усилия при разговоре. Возникает гипертрофия языка в задних отделах, подвижность же кончика его, на­оборот, понижена. Это отметил еще Лангенбек.

Наряду с недостаточностью периферического речевого ап­парата, и как следствие этой недостаточности, нарушается воспитание всего нервно-мышечного аппарата речи. Состоя­ние периферического аппарата речи обусловливает характер проприоцептивных возбуждений от двигательно-речевых ап­паратов, которые передаются на эффекторные аппараты дви-гательно-речевого анализатора для осуществления речевого акта (Н. К. Красногорский). Базисом речи или базальным компонентом являются, по И. П. Павлову, кинестезические раздражения речевых органов.

Таким образом, при наличии расщелины нёба возможна задержка в развитии речи, извращенное воспитание слуха, и поэтому больные «не слышат своей гнусавости». Это при­водит к трудностям в усвоении языка, правописания.

Следует учесть, что на нормальное развитие речи в раннем возрасте могут влиять расстройства питания, рахит и другие заболевания и что даже «относительно легкие расстройства питания уже оказывают задерживающее влияние на рече-


24_________________________________________________ М. Д. Дубов

вые реакции; более тяжелые расстройства надолго останав­ливают развитие речи» (Н. И. Красногорский).

Речь у носителей расщелин иногда сопровождается ком­пенсаторными гримасообразными движениями мимических мышц лица, в особенности крыльев носа. Больные как бы стремятся движением крыльев носа задержать прохождение воздушной струи.

Наряду с движением крыльев носа, у некоторых боль­ных при разговоре сокращаются лобные мышцы, мышцы, сморщивающие брови. По меткому выражению Дорреиса — это больные, «разговаривающие лицом» (Facetalkers). Все это создает впечатление, что среди носителей расще­лин много умственно-отсталых, на что указывают некото­рые зарубежные и отечественные авторы. В действитель­ности умственная отсталость носителей расщелин часто является только кажущейся, что подтверждают и наши на­блюдения. <...>

return false">ссылка скрыта

Среди оперированных у нас по поводу расщелин нёба име­ются люди, окончившие затем с отличием вузы, оставлен­ные в аспирантуре, способные работники разных специаль­ностей. Такие же наблюдения имел и И. С. Венгеровский.

Хейм проследил судьбу 413 носителей расщелин в возра­сте старше 14 лет. Все они по состоянию здоровья, психи­ческому развитию и успеваемости в школе ничем не отлича­лись от своих сверстников.

Организация лечебной и профилактической помощи при расщелинах нёба

В деле организации медицинской помощи при расщелинах нёба основная задача — предупреждение высокой летальнос­ти детей с расщелинами нёба и обеспечение своевременного и рационального их лечения. Для этого необходимо провести ряд мероприятий, которые лучше всего осуществить в виде диспансеризации при совместной работе врачей-акушеров, пе­диатров и стоматологов, на базе нашей обширной сети детс­ких лечебно-профилактических учреждений, имеющих ог­ромный опыт диспансерного обслуживания. Успеху этих мероприятий должны также содействовать медицинский и