Значение изменений в организации.
В условиях рыночной экономики добивается успеха и выживает лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определяет требования рынка, создает и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечивает высоким доходом высококвалифицированных работников. Все эти задачи должны решаться в организации с помощью эффективной системы управления.
Даже если дела идут благополучно и организация находится на подъеме, она должна обновляться, если хочет достичь лидирующего положения в своей сфере или сохранить его. Поэтому процесс изменения (обновления) по сути непрерывен и является одним из объектов управления организацией.
Организационные проблемы: устаревшая структура организации, система управления ею, сбои в информационном обмене, неблагополучное положение с персоналом, финансами, технологией.
В слабом хозяйствовании, нерациональном расходовании имеющихся средств, неразумной кредитной или инвестиционной политике определяются финансовые проблемы организаций.
Острыми являются проблемы организаций, связанные с использованием современных технологий и разработкой новых продуктов (услуг), требующих значительных денежных затрат. Организации, не желающие или не имеющие возможности осуществлять крупные вложения, стараются оттянуть этот момент, считая, что знают потребности клиентов, возможности конкурентов, закономерности эволюции технологии и поэтому сумеют в нужный момент отреагировать на обстановку и необходимым образом сманеврировать.
Однако в условиях стремительного развития техники и технологии маневр позволяет лишь выиграть время, но не одержать победу, и недооценка этого может привести организацию к серьезным трудностям.
Изменения (обновления), происходящие в организации, бывают как запланированными, так и незапланированными. Первые осуществляются в рамках эволюционного развития, и на основании этого намечается наиболее подходящий момент для проведения изменений в организации. В неожиданных ситуациях спонтанно приходится осуществлять незапланированные изменения, поэтому иногда их процесс может стать стихийным, неуправляемым.
Изменения, происходящие в организации, могут быть разовыми или многоступенчатыми, что определяется их масштабом, располагаемым временем, внутренней гибкостью организации, ее способностью выдержать состояние, вызванное переменами.
Условиях быстро изменяющейся внешней среды требуют от предпринимательства развития в любой организации независимо от ее размеров и видов деятельности.
Организация представляет собой открытую систему, и она подчиняется всем законам и принципам, характерным для других открытых систем.
Организация - развивающаяся социальная система, и к ней применимы все законы и принципы групповой динамики.
В организации всегда существуют, реализуются два вида активности: деятельность, направленная на решение базовой задачи, и активность по развитию отношений, возникающих между людьми.
Люди в организации неосознанно реализуют модели поведения, сформировавшиеся у них в опыте функционирования в семье, в первой для каждого человека организации.
Организационные изменения— это освоение компанией новых идей или моделей поведения. Деятельность организации представляет собой постоянное реагирование на необходимость изменений, идущих как из внутренней, так и из внешней среды. Управление процессом изменений требует направляемого и долгосрочного развития и руководителей, и организации. Изменения не являются самоцелью, это постоянный процесс.
Изменения могут касаться любого аспекта или фактора деятельности компании, к которым относятся:
• основная структура,
• цели и задачи деятельности,
• применяемая технология,
• управленческие процессы и структуры,
• организационная культура,
• человеческий фактор,
• эффективность работы организации.
Непосредственными причинами изменений становится несоответствие текущих процедур новым идеям и технологиям. Осознание потребности в переменах — основа всех последующих действий по созданию нового продукта или технологии. Если организация стремится сохранить темпы производства и быть конкурентоспособной в бизнесе, то она не сможет избежать радикальных изменений. Открытый и динамичный характер организации вызывает необходимость изменений.
Изменения на уровне работы с персоналом проявляются в новом наборе и освобождении сотрудников, в появлении новых и ликвидации старых подразделений. Происходит усиление или ослабление влиятельности подразделений. Организацию сотрясают крупные или мелкие конфликты.
С точки зрения руководства изменения воспринимаются как результат смены конъюнктуры рынка, смены государственной политики, усиление или ослабление инфляции, желания владельцев компании оптимизировать производство. На них приходится реагировать, принимать соответствующие управленческие решения, оказывающие непосредственное влияние на жизнь подчиненных.
В конце 60-х годов Уоррен Беннис первым использовал понятие "адаптивная организация", чтобы подчеркнуть преимущества такого менеджмента, при котором организация была бы в состоянии незамедлительно отреагировать на изменения во внешней и внутренней среде. Именно в незамедлительном реагировании исследователь видел залог выживания организаций в рыночных условиях.
Если организация стремится не только к выживанию, но и к развитию, ей необходимо постоянно адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде. Говоря об изменениях в организации, мы имеем в виду решение руководства изменить одну внутреннюю переменную или более, составляющие цели организации, ее структуру, задачи, технологию и человеческий фактор.
Принимая такие решения, руководство должно быть проактивным и реактивным, т.е. или само проявлять активность, или реагировать на требования ситуации. Быть проактивным— значит предвидеть события, инициировать перемены, стремиться управлять самой судьбой организации. Поведение реактивногохарактера — это ответ на происходящие события, адаптация к переменам, смягчение их последствий.
Основные принципы стратегии проведения изменений в организациях, направленные на их комплексность, своевременность и эффективность: ■ изменения должны быть ориентированы на достижение целей стратегии организации, иначе они приобретают характер случайных и нескорректированных мер, требующих высоких затрат и не приносящих видимых результатов; . в первую очередь изменения проводятся в тех направлениях, которые обеспечивают решение приоритетных проблем и позволяют уже на первых этапах получить ощутимые результаты, убеждают коллектив в верности принятого курса действий; . системы измерения и контроля результатов должны обеспечить оценку степени достижения стратегических целей организации; правило применимо ко всем уровням и подразделениям организации, которые обязаны конкретизировать показатели своей деятельности; • для проведения изменений должен быть создан специальный орган (или выделен сотрудник), который несет ответственность за реализацию планов изменений.
Успешность изменений зависит от степени вовлеченности работников в процесс выработки конкретных мер по достижению целей, что усиливает их мотивацию и заинтересованность в выполнении планов и снижает сопротивление изменениям.
Содержание проводимых в организации изменений должно учитывать стадию жизненного цикла организации.
На стадии становления организации учредители формируют стратегию и выбирают направления и методы ее реализации. На стадии роста организации основное усилие направлено на расширение производства продукции (услуг) и увеличение ее доли на рынке. На стадии роста организации могут проводиться радикальные изменения, связанные с реорганизацией и реструктуризацией.
Под реорганизацией понимается процесс радикального изменения структурного компонента организации в форме слияния и приобретения, разделения и выделения, преобразования.
Реструктуризация определяется как процесс комплексного изменения методов функционирования организации. Реструктуризация — совокупность мероприятий по комплексному проведению условий функционирования предприятия в соответствии с изменениями рынка и выработанной стратегии его развития. Под реструктуризацией понимают изменение организационной структуры, а если рассматривается структура бизнес-процессов, то реструктуризация — это изменение бизнес-процессов. Таким образом, реструктуризация — процесс, исходным моментом которого являются изменения во внешней среде, а также комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности работы любой организации.
Обновления связаны с человеческим фактором. Вовлечение в этот процесс всего руководящего состава и рядового персонала организации дополнительно усиливает внутреннее единство и повышает корпоративный дух. Важными являются правильный подбор работников, разделяющих и поддерживающих новые организационные ценности, их своевременная переподготовка и повышение квалификации, что позволяет обеспечить ключевые должности необходимыми кадрами.
Выделяют изменения 1) трансформационные – радикально меняют фундаментальный характер организции. Агенты изменений – это те люди, которые совершают действия, направленные на изменение поведения людей и систем; 2) незапланированные - происходят спонтанно и без всяких каких-либо указаний со стороны агентов изменений; 3) запланированные - осуществляются преднамеренно и происходят благодаря усилиям агентов изменений.
Известная модель развития организации: Мак-Кинси «7S», которая включает: стратегию, навыки, ценности, структуру, систему, кадры, стиль.
Кроме того, выделяют 3 типа переменных развития организации: каузальные, промежуточные, результативные.
Стили поведения изменений в организации бывают: конкурентный, самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества.
Виды изменений в организации бывают: перестройка организации, радикальное преобразование, умеренное преобразование, обусловленные регламентом изменения, неизменное функционирование.
Руководителю принадлежит решающая роль при проведении изменений в организации. Социальные настроения в любой организации, даже в отдельной небольшой группе персонала, таковы, что они изначально вступают в противоречие с любыми переменами и преобразованиями. Основные возможные последствия для персонала:
· социальное напряжение: перемещение работников, изменение содержания труда, освоение новой системы и т.д.;
· социальные издержки: потеря статуса, высвобождение работников, усиление внешнего контроля и т.д.;
· социальные стимулы: возможность продвижения, улучшение условий труда, повышение содержательности труда и престижности работников и т.д. Необходимо разработать стратегию, которая позволит уменьшить вероятность разрушительного конфликта между обеими сторонами и максимизирует шансы на получение положительных результатов.
Руководитель организации должен обеспечить: 1) ясность, определенность и конкретность предложений, касающихся изменений; 2) внимательное отношение к проблемам и издержкам, которые могут возникнуть у низшего звена в связи с изменениями, готовность совместно решать проблемы и нести издержки, по возможности делая их менее ощутимыми; 3) помощь низшему звену в уяснении преимуществ от достижения согласия (например, сведение проблем к проблемам более общего характера); 4) прояснение последствий отсутствия компромисса; 5) положительную оценку усилий низшего звена, прилагаемых, чтобы изменить данную ситуацию, и осторожную ненавязчивую помощь в определении целесообразных действий.
Поведенческие тенденции для руководителя: 1) правильно реагировать на изменения, которые произошли в отношениях силы и зависимости, а не отстаивать безоговорочно собственные позиции; 2) знать причины поведения другой стороны, которые связаны не только с интересами бизнеса, но и с эмоциональными проявлениями; 3) иметь достаточно полное представление о динамике ситуации — о возможности ее эскалации и последствиях; 4) анализировать намерения низшего звена и приступать к ведению переговоров, имея конкретно разработанные предложения и контрпредложения.
Компетентность руководителя, проводящего изменения, может быть двоякой — техническая компетентность и компетентность в человеческих отношениях. Не исключается сочетание этих качеств. На применяемую стратегию развития определяющее влияние оказывает способ деятельности руководителя.
Выбор способа зависит от различных ситуаций развития и от факторов, способствующих или препятствующих осуществлению изменений. Управление работой по осуществлению изменений в организации требует определенной индивидуальной подготовленности, способоности разрешать конфликты и рассматривать изменения, уметь проводить диагностику различных ситуаций, быть способным воспринимать новые ценности и т.д.