Выбор шинных конструкций

 

Форма и сечение шин стандартизированы. Поэтому выбор шин состоит в подборе наиболее подходящих шин по форме и сечению (S).

Сечение сборных шины и ошиновок РУ всех напряжений выбирается по нагреву при протекании длительного максимального тока нагрузки (в ремонтном или послеаварийном режиме):

 

Imax £ Iдоп ,

 

где Iдоп – допустимый ток выбранного стандартного сечения шин с учетом поправок на расположение шин и температуру воздуха ( ), если последняя отлична от номинальной ( )

 

,

 

где - допустимый ток при номинальной температуре окружающего воздуха;

- допустимая температура проводника в длительном режиме.

 

Далее выбранные шины проверяются на термическую и динамическую стойкость к току короткого замыкания, а шины РУ напряжений 110 кВ и выше дополнительно проверяются по условию коронирования. Так как в РУ 110 кВ, как правило, применяют гибкие шины (провода), их проверка по условию коронирования осуществляется по минимально допустимому сечению для заданного напряжения (Smin кор) :

Smin кор) £ S.

 

На термическуюстойкость к токам короткого замыкания проверяют жесткие и гибкие шины закрытыхраспределительных устройств. Условие термической стойкости:

 

,

где - температура нагрева проводника током короткого замыкания;

- допустимая температура нагрева током короткого замыкания;

- минимальное сечение проводника по условию термической стойкости.

 

На динамическую стойкость к токам короткого замыкания проверяют жесткие шины. Условие динамической стойкости:

 

,

 

где - расчетное механическое напряжение в материале шины;

- допустимое напряжение;

М - изгибающий момент;

W - момент сопротивления шины относительно оси перпендикулярной действию изгибающего усилия. (см. таблицу).

 

Изгибающий момент.

 

где l - длина пролета между опорными изоляторами;

f – элекродинамическое усилие,равномерно распределенное по длине пролета f=F/l.

Момент сопротивления (W) поперечного сечения шины определяется ее геометрическими размерами по формулам, приведенным в [ ].

Принципы определения ЭДУ между параллельными проводниками (F) были рассмотрены в разделе 4.

Механический расчет производится без учета механических колебаний шин при резонансе. Шины обычно выполняются таким образом, чтобы частота их собственных колебаний f0 превышала 200Гц , что гарантирует отсутствие резонанса. Из этого условия выбирают длину пролета, используя формулу

,

 

где l - длина пролета, м;

S - сечение, см2;

J - момент инерции поперечного сечения шины относительно оси, перпендикулярной направлению изгибающей усилия, см4.

Гибкие шины проверяют на электродинамическое действие токов короткого замыкания, если Iп,о(3).³ 20кА или iу(3) ³ 50кА. Динамическое взаимодействие гибких шин при таких токах может привести к “схлестыванию” проводов. Условием проверки является

 

,

 

где арасч - рассчитанное значение расстояния между фазами при сближении проводов в момент короткого замыкания;

адоп - допустимое расстояние между фазами по условию пробоя изоляции.