Феодальное государство Англия

С 410 года германские племена англов, саксов, готов, жившие между Рейном и Эльбой начали завоевывать земли Британии и населять их. Процесс англосакского завоевания Британии затянулся более чем на полтора века (название Англия появилось в 11 веке, когда королевство Уэссекс подчинило себе все другие королевства).

Англосаксонское общество отставало в своем развитии от многих обществ континента примерно на два столетия. У англосаксов преобладала общественная собственность на землю и соответствующий ей характер общественных отношений .

Основную массу населения составляли члены общины - гёрлы. Они получали от общины гайду - надел в 120 акров земли. Общинные вопросы решались на сельском сходе - галимотье.

Общинная знать именовалась эрлами. В процессе освоения Британии англосаксы создали семь королевств - Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия, Эссекс, Суссекс, Кэнт, Уэссекс.

Власть короля над населением была довольно призрачной. Сельские общины объединялись в округа, так называемые сотни, которые управлялись собраниями представителей общин.

Более крупными территориальными единицами были графства, управляемые собраниями представителей сотен. Шерифы управляли графствами. В их обязанности входило: надзор за соблюдением привилегий короля в графстве, контроль за выполнением повинностей, выполнение полицейских функций. Глава графства - ольдермен.

За счет общинных земель быстро росло крупное землевладение. Крупными землевладельцами были король, эрлы и ольдермены.

В 1066 году Англосаксония была завоевана норманнами. Королем Британии был провозглашен Вильгельм I, который земли англосаксонских феодалов раздавал норманнам.

Основной производственной единицей становится мажер. Возглавлял мажер - лорд, который был обязан определенными повинностями более крупным феодалам (баронам). Как и в других европейских державах в Англии сложилась система вассалитета.

В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:

1. период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX-XI вв.;

2. период централизованной сеньориальной монархии (XI-XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);

3. период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV вв.);

4. период абсолютной монархии (конец XV-середина XVII в.).

Английское право отличалось запутанностью, сложно-

стью и казуистичностью. Основным источником права оста-

вался обычай. Издавались сборники обычаев с включением

в них норм, законодательно утвержденных государственнойвластью. Короли по каждому конкретному случаю издавали

приказы, на основании которых стороны могли обосновы-

вать свои права. Нормы торгового и канонического права

также можно отнести к источникам средневекового права

Англии.

Первые правовые сборники появились в Англии еще

в VI в. В 601—604 гг. в Кенте была провозглашена Правда

Этельберта. В IX в. была создана Правда Альфреда,

в XI в. — законы Кнута. В основу Правды Этельберта были

положены нормы старого обычного права, но она отразила

и новые правовые положения. Король Альфред, создавая

свою Правду, указывал, что он заимствовал многие поло-

жения, ≪которые ему понравились≫, из прежних законов,

особенно из Правды Этельберта, но многие и опустил

≪по совету мудрых≫.

Все эти сборники отразили проходившие в период их

создания процессы социального расслоения, феодализации

англосаксонского общества, становление государственно-

сти, влияние христианской религии.

После нормандского завоевания старые англосаксон-

ские обычаи, носившие местный, территориальный харак-

тер, продолжали действовать. Но в дальнейшем развитие

английской правовой системы пошло по пути создания

«общего права»для всей страны.

С XIII в. в королевских судах стали составлять прото-

колы судебных заседаний, которые потом сменили сбор-

ники судебных отчетов. Именно в это время зародился

основной принцип ≪общего права≫: решение вышестоящего

суда является обязательным при рассмотрении аналогич-

ного дела этим же или нижестоящим судом. Так появились

судебные прецеденты.

Источником английского феодального права являлись

также статуты, законодательные акты центральной власти.

Совокупность заключительных актов короля и актов, при-

нятых совместно королем и парламентом, получила назва-

ние статутного права.

≪Общее право≫ регулировало вопросы, связанные с фео-

дальной собственностью. Право феодальной собствен-

ности, особенно земельной, во многом определяло харак-

тер всей правовой системы страны. Его сложность была

связана с рядом исторических обстоятельств, в частности,

с сохранением в период Средневековья определенного слоя

свободных крестьян — собственников земли, с верховной

собственностью на землю английского короля, которая так

или иначе определяла другие формы феодального держа-

ния земли. Английское право разделяло имущество на дви-

жимое и недвижимое, традиционным было деление вещей

на реальную и персональную собственность. Это деление,

сложившееся исторически, было связано с существованием

различных форм исков, которыми защищалась реальная

или персональная собственность.

Первая защищалась реальными исками (в случае удо-

влетворения которых утраченная вещь возвращалась вла-

дельцу). К реальной собственности относилась родовая

недвижимость, а также права на землю, носившие характер

держания. Персональная собственность защищалась персо-

нальными исками. К ней относились все прочие вещи.

Земля занимала особое место в английском средневеко-

вом праве. Земельные права определялись двумя главными

позициями: держание и владение.

С точки зрения правомочий собственника выделялись

следующие держания: держание, которым можно владеть

и распоряжаться (возвращалось сеньору лишь при отсут-

ствии наследников); условные держания; ≪заповедные≫

держания (держания, которыми нельзя было распоряжаться

и которые обычно переходили по наследству старшему

сыну в соответствии с принципом майората). Выделялось

два вида свободных держаний: баронии, предоставлявшиеся

≪головным держателям≫ непосредственно от короля, и сво-

бодные рыцарские владения, переходившие от ≪головных

держателей≫. И бароны, и рыцари в равной мере считались

вассалами короля.

Владение могло быть свободным (фригольд) в случае

его получения на условиях несения рыцарской службы или

по праву личной службы. Свободным было и землевладе-

ние свободного крестьянина. Несвободным (копигольд)

являлось владение землей на условиях исполнения личных

и поземельных повинностей крестьянина в пользу лорда.

Понятие объема владельческих прав включало права лиц,

которые участвовали в отношениях владения, пользова-

ния, распоряжения и контроля над собственностью, а также

давало представление о наборе технических средств для

передачи собственности.

Действовал институт доверительной собственности,

суть которого заключалась в том, что одно лицо передавало

имущество другому с тем, чтобы получатель управлял иму-__

ществом и использовал его в интересах прежнего собствен-

ника. Возникновение этого института было связано с осо-

бенностями феодального землевладения, к числу которых

относились ограничение круга наследников земли и огра-

ничение продажи земли.

В средневековой Англии получило развитие обязатель-

ственное право. Еще в англосаксонские времена стали

развиваться договорные отношения. Понятие договора

как обязательственного соглашения двух и более сто-

рон в английском праве отличалось от понятия простого

соглашения. Утверждалось, что договор — это соглашение,

но не всякое соглашение — договор.

По мере развития рыночных отношений в английском

праве стали складываться зачаточные формы договорных

и деликтных обязательств. Их становление проходило дол-

гим эволюционным путем развития норм ≪общего права≫,

усложненным использованием той или иной формы иска

для защиты нарушенного права.

Существовало несколько форм исков: иск о долге или

об отчете (лица, которому были доверены чужие деньги),

иск о соглашении (требование к должнику исполнить

обязательство, установленное соглашением сторон), иск

о защите словесных соглашений.

Брачно-семейное правов значительной мере опреде-

лялось интересами охраны и защиты феодального земле-

владения. Заключение брака и отношения между супру-

гами регулировались каноническим правом. Семья носила

патриархальный характер. Запрещалось двоеженство. Пра-

вовой статус замужней женщины был крайне ограничен.

Приданое, приносимое женой, поступало в распоряжение

мужа. Ее движимое имущество переходило к мужу, в отно-

шении недвижимого имущества устанавливалось его управ-

ление. Он мог владеть и пользоваться недвижимым имуще-

ством жены и после ее смерти, если у них были общие дети.

В случае бездетности имущество жены после ее смерти

возвращалось ее отцу или его наследникам. Жена не имела

права заключать договоры, совершать сделки, выступать

в суде без согласия мужа.

Относительно большей дееспособностью пользовались

замужние женщины в крестьянских, ремесленнических

и купеческих семьях, там, где действовали соответству-

ющие нормы обычного права. Они могли управлять своим

имуществом, заключать договоры, заниматься торговлей.__

Развод признавался англосаксонским обычным пра-

вом. Женщина, уходя из семьи мужа в случае развода или

смерти мужа, получала свою долю семейного имущества

(движимое имущество, скот, деньги). Каноническое право,

как известно, не допускало развода. Разрешалось лишь при

определенных обстоятельствах раздельное проживание

супругов.

Внебрачные дети не признавались. Попытки церкви

допустить узаконение внебрачных детей последующим бра-

ком родителей встретили упорное сопротивление послед-

них. Это было связано с той же охраной феодального

землевладения, так как узаконение детей расширяло круг

потенциальных наследников.

Английское средневековое право знало наследование

по завещанию и по закону.

Наследование по завещанию ограничивалось: запреща-

лось устранять от наследования законных наследников.

При этом на наследников возлагалась обязанность матери-

ального обеспечения детей, не получивших наследства. Так

как суды ≪общего права≫ не имели должного инструмента-

рия для реализации таких обязательств, соответствующие

споры рассматривались в канцлерском суде.

Англия не знала единой системы наследования по за-

ко ну. Наследование феодальных держаний происходило

на основе майората. Остальное имущество отходило жене,

детям и церкви. Право первоначального притязания на дви-

жимое имущество лица, не оставившего завещательного

распоряжения, принадлежало пережившему супругу.

Преступленияклассифицировались на три группы:

измена (тризн), тяжкое уголовное преступление (фелония)

и проступок (мисдиминор).

Раньше других было выработано понятие ≪фелония≫.

К этой группе преступлений относились убийство, поджог,

изнасилование, разбой, основным наказанием за которые

была смертная казнь.

В понятие измены (тризн) входило преступление долга

верности королю, совершение преступлений против госу-

дарственной безопасности (призыв к мятежу, сговор).

В XIV в. измена стала разделяться на великую измену

(покушение или убийство короля или членов его семьи;

изнасилование королевы, дочери короля, жены сына

короля; восстание против короля; подделка королевской

печати, монеты; ввоз в страну фальшивых денег; убийство

канцлера, казначея, королевского судьи) и малую измену

(убийство слугой господина, женой мужа, мирянином или

клириком прелата). За измену предусматривалась смертная

казнь с конфискацией имущества.

Все остальные преступления относились к категории

проступков (мисдиминор), наказание за которые не пред-

усматривало смертную казнь.

Существовала и другая классификация, носившая про-

цессуальный характер: преступления разделялись на пре-

следуемые по обвинительному акту и рассматриваемые

в суде присяжных.

Цели наказаний на отдельных этапах развития феодаль-

ного права менялись: от возмещения пострадавшему и его

родне причиненного ущерба до предотвращения повтор-

ного преступления путем устрашения (вырывание внутрен-

ностей из живого тела, выставленного у позорного столба,

бичевание кнутом и пр.). Существовали квалифицирован-

ные виды смертной казни (сожжение, колесование, чет-

вертование). Крайняя жестокость наказания была связана

с религиозно-моралистическим подходом к преступлению,

определявшим профессионально-этические позиции судей,

которым отводилась главная роль в сохранении правопо-

рядка.

Несоизмеримость тяжести наказания тяжести преступ-

ления зачастую заставляла судей или оправдывать заведо-

мых преступников, или, например, оценивать похищенное

в заниженном размере. Спасала от жестоких наказаний

и ≪привилегия духовного звания≫, которая распростра-

нялась на всех лиц, имевших право быть посвященными

в духовное звание, даже если они в нем и не состояли.

Что касается судебной системы, то с конца XIII в. окон-

чательно утвердилась практика назначения из местных

землевладельцев в графствах мировых судей (в каждом

графстве назначалось по восемь мировых судей). Иму-

щественный ценз для занятия этой должности составлял

20 фунтов стерлингов годового дохода. Первоначально

они обладали полицейскими и судебными полномочиями,

но с течением времени стали выполнять наиболее важные

функции местного управления вместо шерифов. Они кон-

тролировали цены на продукты питания, следили за един-

ством мер и весов, вывозом шерсти, осуществляли надзор

за проведением в жизнь законов о рабочих, о еретиках и даже устанавливали размеры заработной платы. В судеб-

ную компетенцию мировых судей входило разбирательство

уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступле-

ний. Разбирательства проводились на сессиях, созывав-

шихся четыре раза в год.

В XIII—XIV вв. выросло количество королевских судов

различных рангов, усилилась их специализация. Вме-

сте с тем судебные и административные функции многих

учреждений еще не были разделены. Высшими судами

≪общего права≫ в Англии в этот период стали Суд королев-

ской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.

Суд казначейства в основном специализировался на рас-

смотрении финансовых споров, прежде всего касающихся

долгов казны и короны. Суд общих тяжб, или ≪общая ска-

мья≫, рассматривал большинство частных гражданских

исков и был основным судом общего права. Он также осу-

ществлял надзор за местными судами. Из личного Суда

короля постепенно сформировался Суд королевской ска-

мьи, заседавший до конца XIV в. только в присутствии

короля и его ближайших советников. Он был высшей апел-

ляционной и надзорной инстанцией для всех других судов,

но со временем стал лишь апелляционной инстанцией

по уголовным делам.

При абсолютизме окончательно оформилась структура

и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том

числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтей-

ства. Помимо них были созданы и чрезвычайные суды.

Расширилась практика разъездных судей и присяжных

обвинителей. Деятельность разъездных судей, выезжав-

ших на места для рассмотрения дел и контроля над мест-

ной администрацией, содействовала становлению единой

судебной системы, создавала возможности для более объек-

тивного решения дел по сравнению с судами феодалов, где

продолжали применяться ордалии и судебные поединки.

При рассмотрении дел на местах разъездные судьи руко-

водствовались не только законодательными актами коро-

лей, но и местными обычаями, практикой местных судов.

В процессе обобщения судебной практики они вырабаты-

вали единообразные общие нормы права. Так постепенно

из практики королевских судов сложились нормы ≪общего

права≫.

Судебный процессносил открытый характер. Судеб-

ные дела по традиции рассматривались на местах. Суще-

ствовала как коллективная, так и персональная ответ-__

ственность. Помимо ордалий обвиняемый мог очиститься

от подозрений при помощи клятвы в сочетании с клятвами

родственников и соседей, которые удостоверяли искрен-

ность показаний обвиняемого. Здесь учитывался соци-

альный статус свидетелей. Так, показания одного слуги

господина приравнивались к силе показаний шести просто-

людинов.

В судопроизводстве принимали участие священники.

В этот период греховное стало отождествляться с преступ-

ным. Поэтому в процессе произнесения клятвы перед судом

в подтверждение правдивости своих показаний обвинитель

и обвиняемый возлагали руку на Евангелие, клялись име-

нем Бога.

В XII—XIV вв. в Англии укрепляется суд присяжных

при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел.

Процедурным вариантом древнего суда присяжных счи-

тался опрос под присягой местных жителей во время

составления земельного кадастра. Позднее этот же обряд

соблюдался при решении споров о поземельном владении

между вассалами короля.

Большая (Кларендонская) ассиза 1166 г. устанавливала

процедуру судебного расследования, осуществлявшуюся

при помощи посредников из местных жителей, обязанных

давать показания под клятвой.

Начиная с XIV в. в Англии начало формироваться так

называемое право справедливости. В случае, если кто-

либо не находил защиты своих нарушенных прав в судах

≪общего права≫, он обращался к королю за ≪милостью≫ раз-

решить его дело ≪по совести≫. С возрастанием таких дел

был учрежден суд канцлера (≪суд справедливости≫).

Судопроизводство осуществлялось канцлером едино-

лично и в письменной форме. Формально он руководство-

вался не нормами права, а лишь внутренним убеждением.

Однако фактически при вынесении решений использова-

лись принципы канонического и римского права. ≪Право

справедливости≫ дополняло общее право, восполняло его

пробелы.

Так же как и на континенте, находящемся под влиянием

римского права, в Англии было положено начало самым

обычным способам доказательства. Вынесенный судом при-

говор не считался окончательным, если в нем не аргумен-

тировалось, на какой из сторон лежит бремя доказывания

и какой способ доказательства нужно использовать. Зада-

чей судьи был контроль за соблюдением внешней формы

аргументации. Защитой применялся выбранный судьей

способ доказательства. Можно было также обязать стороны

бороться друг с другом самим или через доверенных лиц,

и сторона, которая выходила победительницей, считалась

выигравшей процесс.

Впоследствии в методы доказывания были внесены

изменения. Вместо того чтобы, как раньше, доказывать

свою правоту на показательном поединке, ответчик получал

разрешение привести несколько соседей. Они вызывались

в суд шерифом и должны были под присягой высказать

свое мнение, на основе которого судья выносил приговор.

В конце XII в. ведение судебного процесса осуществля-

лось двумя судами. Сначала так называемый большой суд

принимал решения по вопросу обвинения, и если он уста-

навливал, что ответчик действительно виновен, дело пере-

давалось в малый суд, который во время слушаний должен

был вынести решение о защите. Поскольку нормы общего

права и права справедливости нередко противоречили друг

другу или пересекались, один и тот же конфликт можно

было решать в суде по обеим системам.

В ХIV в. было учреждено обвинительное жюри судей,

которое постепенно стало дополняться жюри приговора.

В состав жюри обычно входили представители зажиточ-

ных слоев населения. С ХVI в. в судебном разбирательстве

произошло разграничение функций свидетелей и присяж-

ных: первые, как и полагалось, сообщали известные им

факты, вторые постановляли судебный вердикт о виновно-

сти или невиновности обвиняемого в суде. Процесс носил

открытый характер.__

В XI—XII вв. (с так называемой папской революции), когда римские папы начинают претендовать на руководство всем христианским миром, римско-католическая церковь превращается в своеобразную надтерриториальную и общеевропейскую теократическую монархию. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. Наибольшего могущества в качестве самостоятельного политического института в западноевропейском обществе католическая церковь добивается в XIII в. при папе Иннокентии III (1198—1216 гг.), установившем порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы. В это же время развернулась острая политическая борьба римского престола за отмену так называемой духовной инвеституры, т.е. права светской власти утверждать выборы высших церковных лиц (епископов, аббатов) и вручать им символы духовной власти (кольцо и посох). В борьбе с европейскими монархами за политическое влияние римские папы прибегали и к таким сильнодействующим средствам, как наложение интердикта, т.е. запрета совершать богослужение и религиозные обряды в пределах указанного государства, и даже к прямому отлучению от церкви "провинившегося" монарха. Так, при Иннокентии III были отлучены от церкви германский император, английский и французский короли.

 

Учитывая все возрастающий экономический и политический потенциал городов, королевская власть, особенно в XI—XIII вв., искала у них политическую поддержку и финансовую помощь.

История средневековых городов — это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI—XIII вв., т.е. того периода, когда еще не получил силу процесс политической централизации и повсеместного усиления королевской власти. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-правовой статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т.е. полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного государства-города. В таких городах-государствах устанавливалась обычно форма городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя и т.д.). Эти государства, несмотря на свои миниатюрные размеры и сравнительно несложную систему управления, суда и т.д., занимали важное место в международной торговле и тем самым приобретали все больший политический вес на европейской арене.

Несмотря на характерную, особенно для определенных периодов западноевропейского средневековья, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом.