Материалистическое понимание истории

1) данное понимание истории исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства непосредственной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства, реально складывающиеся отношения между людьми.

2). Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания – религия, философия, мораль, право и каким образом они детерминируются материальным производством.

3). Оно считает, что каждая ступень развития общества застает определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующий капитал и таким образом одновременно создают новые ценности и новые производительные силы.

5). “Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще”

Общество – продукт взаимодействия людей. Суть общественных отношений – это производственные отношения. Их зависимость от уровня развития производительных сил. Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Способ производства обуславливает социальные, духовные и политические процессы жизни вообще. В процессе труда человек производит необходимую для удовлетворения своих потребностей предметы. Появляются новые производительные силы, меняется способ производства, меняется вся система общественных отношений.

Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе.

Основные принципы

· Исторический детерминизм (для того, чтобы понимать происходящие в обществе перемены, необходимо рассматривать их исторической перспективе, ибо состояние общественной жизни определяется предшествующим историческим состоянием);

· Связь общественного бытия и общественного сознания (общественное бытие определяет общественное сознание);

· Первостепенное значение социально-экономической структуры в общественной жизни (экономические факторы, т.е. производство и распределение материальных благ и соответствующие общественные отношения, являются движущей силой развития общества);

· Классовая борьба как движущая сила развития общества в его классовой теории.