Первая волна Франкфуртской школы

К. Г. Юнг – переход от Фрейда к Франкфуртской школе. Франкфуртская школа создалась из-за разногласий Фрейда с его соратниками. Критика Фрейда. Во многом критика взглядов Фрейда была справедливой. Внесенные учеными первой волны новых положений в философию психоанализа существенно укрепили основные положения психоаналитической философии, позволили развить аналитическую психологию.

Юнг –по Фрейду комплексы возникают от неудовлетворения потребностей. Бнг считает, что они возникают в результате психотравмирующих ситуаций. Юнг считал, что социальная реальность способна скорректировать комплексы, у Фрейда комплексы можно только лечить. Фрейд использовал гипноз, Юнг – метод свободных ассоциаций для ликвидации пробелов между сознательным и бессознательным.Фромм –интеллигентная критика идей Фрейда. Человек Фрейда не опирается на этику, а по Фромму –чем более культурен человек, тем меньше над ним довлеют страсти. Неврозы – это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности. Невротические симптомы появляются в случаях морального конфликта. Многие невротические конфликты определяются социокультурными, а не инстинктивными влечениями, как это утверждал Фрейд. Адорно - разработка методологии исследований в области социологии культуры, искусства. Адлер –считал, что главный мотив, определяющий поведение человека – стремление к власти, Фред –сексуальность. Фрейд делал акцент на бессознательном и теории сексуальности. Не свершившиеся комплексы в голове человека, бессознательное движет человеком. По Адлеру человеком движет стремление к самоутверждению и компенсации комплекса неполноценности. Адлер считал, что Фрейд занимался реконструкцией идей, потому что истинные мотивы действий человека познать не возможно.

Герберт Маркузе – переход от первой волны Франкфуртской школы ко второй волне.Маркузе развивал концепцию «одномерного человека». Человеком манипулирует общество, ценности размыты, существует диктат СМИ, формируются ложные потребности, контркультура, вытесняется национальная.Хабермас - теория коммуникаций движений. Считал большими заслуги Маркса и Фрейда в области исследования разума. Прославил Франкфуртскую школу теорией демократии, гражданского общества, прав человека. Хорни- начинала как ортодоксальный сторонник З. Фрейда. Затем поставила под сомнение главный тезис фрейдизма - биологическую природу бессознательного, показав, что природа бессознательного коренится не в биологической природе инстинктов, а в обществе и его культуре, которые оказывают определяющее воздействие на формирование социокультурных традиций, лежащих в основе характера и ментальности человека.

1 этап: Вместе с тем сам институт возник в 1923 г. под началом теоретика марксизма (австромарксизма) К. Грюнберга. В значительной степени происхождение и история Франкфуртской школы связаны с идеологией социал-демократии.Ориентация на ортодоксальный марксизм

2 этап: Наиболее видными представителями этой школы являются:

• М. Хоркхаймер (1895-1973) «Диалектика Просвещения» вместе с Адорно

• Т. Адорно (1903—1969), Философия новой музыки, Введение в социологию музыки, Негативная диалектика

• Ф. Поллак (1894-1970),

• Г. Маркузе (1898-1979),«Эрос и цивилизация», «Одномерный человек»

• Э. Фромм (1900-1980).

3 этап:К числу более молодых представителей этой школы относился и Ю. Хабермас.

Теоретические истоки мыслителей Франкфуртской школы восходят к марксизму и, в значительной степени, к фрейдизму (психоанализ). Определяющее влияние на взгляды представителей этой школы оказали идеи Гегеля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, ранних Лукача, Корша, Блоха, позднее - герменевтика Гадамера, связанная с Гуссерлем и Хайдеггером, а также психоанализ и реформированный фрейдизм. Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к ее распаду в начале 70-х гг.

Франкфуртская школа была образована при Университете Франкфурта-на-Майне на базе Института социологических исследований. Их теорию называют критическая теория, критическая социология,т.к. капитализм рассматривался ими как общество всеобщего отчуждения и подвергается резкой критике. Признание необходимости антикапиталистической революции (дали толчок развитию неомарксизма). Однако у антикапитал. Революции другая соц. База в отличие от пролетариата это люмпены, страны третьего мира, беззработные, группы интеллектуалов ,молодежь, секс. меньшинства.