Основные положения

1.Одна из важнейших особенностей постсоветского общества со­стоит в том, что в нем резко возрастает значимость и роль этнонациональной стратификации. Этничность превращается в мощный социальный фактор, действующий не менее активно и эффективно, чем такие признанные критерии социальной стратификации, как доход, образова­ние, власть и т.п. Однако этничность - понятие очень широкое, под не­го подпадают такие различные этнические группы, как племя, народность, этнос, нация.

2. Племя — это такая природно-социальная общность людей, кото­рая характерна для первобытно-общинного строя (архаичного общест­ва), объединена кровно-родственными связями, представляет совокуп­ность двух или нескольких родов, отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями. Так, на территории современной Беларуси в IX-X столетиях н.э. проживали восточнославянские племена кривичей, родимичей и дриговичей.

3. Развитие экономических и политических отношений, духовной
культуры приводит к возникновению более развитой, сложной и об­ширной общности - народности. Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультур­ная общность людей, следующая в процессе этнической эволюции за племенем и предшествующая нации. Племена и народности представляют собой две исторически следующих друг за другом ступени разви­тия этноса.

4. Этнос — это природно-социальная и антропологическая общ­ность людей, возникшая и развившаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешне­го облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуется наличием
устойчивого самосознания и самопознания, которое трансформируется
в языках других народов (например, немецкое «дойч» в русском и бе­лорусском языках трансформируется в «немец», а в английском – в «джермен»). Самосознание этноса развивается через антитезу «мы-они». Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т.е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам («свои-чужие»). Отличи­тельные черты этноса сводятся к следующему:

Ø этнос как специфическая социально-природная общность раз­вертывает свои особенности в той области действительности, где про­цессы биосферы и социосферы взаимопереплетаются;

Ø этнос имеет четкие маркировки (признаки), отличающие его
всех других этносов: различия в территории (родина предков), расе, языке, религии, культуре, материальных основах жизни;

Ø этнос обладает своеобразием антропологических характеристик
одежды и культурных традиций;

Ø люди, входящие в состав данного этноса, участвуют в общей для всех их жизнедеятельности на основе общего этнического происхожде­ния (этногенеза) и культуры, воплощенной в языке;

Ø все названные отличия составляют своеобразные «указатели»,
которые позволяют людям данного этноса отличать себя от всех других этнических групп по принципу «свои-чужие»;

Ø при возникновении территориальных, имущественных и иных
проблем между этносами чаще всего основой для принятия решений и действий является представление о вражде с иными этносами, а формой разрешения противоречий и споров выступает социальный конфликт.

5. На формирование и развитие этносов существенное влияние ока­зывают природно-ландшафтные условия, в которых осуществляется
процесс этногенеза. Наличие относительно замкнутого природного
пространства, ограниченного крупными реками, непроходимыми боло­тами или горами, усиливает и ускоряет этногенезные процессы. Чем в
более замкнутом пространстве находится этнос, тем более своеобраз­ные черты приобретает процесс этногенеза и тем более своеобразной
создаваемая этим процессом культура. И наоборот, там, где этническое
пространство оказывается разомкнутым, этногенезные процессы характеризуются недостаточной выразительностью. Чтобы такое отличие стало более детально представимым, достаточно вспомнить, насколько резко отличаются друг от друга этносы, населяющие Кавказ, и насколь­ко похожи этносы, населяющие Восточно-Европейскую равнину - бе­лорусы, украинцы и русские.

6. Великие географические открытия и последовавшая за ними
промышленная революция, неразрывно связанная с возникновением и
развитием капитализма, вызвали к жизни новый тип межэтнических
взаимодействии - широчайший, совершаемый в мировом масштабе об­мен товарами, идеями и услугами. Это дало возможность людям и их
этнокультурным общностям все дальше отходить от архаических представлений об изначальной враждебности этносов друг другу. Становилась все более широко признаваемой и принимаемой дуальная позиция, предполагающая возможность исторического действия от одного по­люса взаимоотношений - к другому, от конфликта - к сотрудничеству и взаимодействию этносов. Именно этот процесс приводит к формирова­нию нации, которая представляет собой уже не этническую, а полиэт­ническую и надэтническую общность людей.

7. Нация - это исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей,возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей; особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности. Без единого унифицированного национального языка, без осущест­вляемого в общенациональных масштабах государственного и правово­го регулирования жизнедеятельности, без полифонической и много­слойной национальной культуры, сохраняющей в себе исходную этно­графическую многоцветность, нация не может возникнуть и развивать­ся. А все это базируется на единой, охватывающей все группы населе­ния страны, системе экономики. Все эти особенности, отраженные и воплощенные в национальном самосознании, сближают прежде «чу­жих» представителей различных этносов (например, во Франции - гас­концев, бургундцев, лотарингцев и т.п.) в единую общенациональную социальную общность, резко расширяют зону самоотождествления лю­дей - «мы» (например, «мы - белорусы»). Таким образом, нация в сво­ем становлении и развитии неотрывна от национального самосознания, от осознания народом своего своеобразия и единства своей историче­ской судьбы.

Рассмотрение особенностей становления и развития наций дает возможность вычленить их основные отличительные признаки. Они та­ковы:

Ø общность территории;

Ø общность экономических связей и деятельности:

Ø своеобразие национального психического склада;

Ø наличие единого унифицированного языка в его литературной
форме;

Ø развитие многослойной национальной культуры;

Ø функционирование государственно-правовой системы регулирования всех сфер жизнедеятельности.

8. Трансформационные процессы этнонационального развития (т.е.
развития, охватившего собой и этнос и нацию) дифференцируется на
два основных типа. К первому из них - объединяющие этнонациональные процессы - относятся:

Ø консолидация:

Ø ассимиляция;

Ø кооперация.

9. Трансформационные этнические процессы разделяющего типа
включают в себя следующие разновидности:

Ø этническое доминирование;

Ø этнодискриминация;

Ø этноприоритетный национализм;

Ø этнический геноцид.
10. В современных условиях становится необходимой конструк-тивная этнонациональная политика государства. Ее основное содержание - обеспечение:

Ø реального равноправия всех этносов, проживающих на террито­рии данного государства во всех сферах жизнедеятельности - экономической, политической, культурной, бытовой;

Ø реализация и защита правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокультурного благополучия;

Ø осуществление обоснованной и демократической миграционной
политаки властей в отношении представителей любых этносов;

Ø недопущение и законодательное преследование любых дейст­вий, направленных на оскорбление национального достоинства лично­сти или народа;

Ø запрещение деятельности политических партий, общественных
объединений, ведущих пропаганду социальной, национальной, религи­озной и расовой вражды.

Тема3. Социальное управление

 

Основные положения

 

1. Общество и любая его более или менее организованно дейст­вующая часть (организация: социальный институт и т.п.) представляют собой динамично развивающуюся, целостную и управляемую систему. Американский экономист и социолог П. Дракер утверждает: «Управле­ние - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». В этом высказывании можно выделить три главных момента:

Осуществлять управленческое действие на развитие социальной системы - значит воздействовать, с одной стороны, на вещи и про­цессы, с которыми сталкивается данная система в своем функциониро­вании и развитии, а с другой, на людей, которые включены в эти процессы и тем или иным способом действуют с окружающими веща­ми. Поэтому в структуре любой организации можно и нужно выделить такой элемент, который своей деятельностью обеспечивает ее цело­стность, осуществляет в ней функции планирования, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь цели этой организации, т.е. элемент управления.

2. Определение данного феномена гласит, что социальное управление, основанное на достоверном знании, - это систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект, в качестве которого может выступать об­щество в целом и его отдельные сферы: экономика, политика, социаль­ная и духовная сферы или звенья (предприятие, учреждение, организация и т.п.) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение системы к заданной цели.

3. Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении шести взаимосвязанных его компонентов.

Деятельность органов управления включает в себя весь ком­плекс подбора, подготовки, переподготовки, расстановки кадров, их
продвижения по служебной лестнице. Она предполагает определенные
отношения между работниками аппарата управления при выполнении
ими управленческих функций, учитывает специфику формирующихся
у них интересов, предпочтений и ориентации.

Целенаправленное управленческое воздействие на управляемый
объект, включающее целеполагание (социальное проектирование и
планирование, регулирование и т.п.) и целедостижение. Такое воздей­ствие может быть внешним по отношению к управляемым объектам, когда орган управления находится за рамками данных объектов (на­
пример, министерство по отношению к входящим в состав соответствующей отрасли предприятиям) либо внутренним, когда управление осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав са­мого управляемого объекта (например, ректоратом Санкт-Петербургского госу­дарственного экономического университета).

Социальная самоорганизация, представляющая собой совокуп­ность спонтанных процессов внутригруппового регулирования (общественное мнение, традиции, социальные нормы, лидерство и т.п.), ока­зывающих регулирующее, управляющее воздействие на поведение и
деятельность индивидов и их общностей (групп), на их ценностные ориентации и взаимоотношения.

Система управленческих решений (определенных команд), на­правленных на обеспечение целостности и устойчивое развитие управляемой системы, повышение ее качественных параметров и эффектив­ности ее функционирования, обеспечение адаптируемости к изменяю­щимся условиям окружающей среды, как природной, так и особенно социальной.

Анализ и контроль функционирования управляемой подсистемы,

позволяющий оперативно корректировать ее деятельность в соответст­вии с изменившимися внутренними ее состояниями или внешними воз­действиями (например, корректировка качества или количества выпус­каемых фирмой товаров, их цены в связи с изменившейся конъюнктурой рынка).

Обеспечение такой направленности деятельности управляемой
системы и всех ее компонентов, которые бы удерживали в допустимых
пределах возможные отклонения в действиях отдельных индивидов и
их групп от поставленных целей и задач.

4. Многогранная совокупность компонентов деятельности управляющей подсистемы в любой социальной системе образует своеобраз­ный «управленческий веер». Наиболее существенные структурные ком­поненты этого «веера» таковы: целеполагание; административная функция; информационно-аналитическая функция; социальная функция; прогнозирование; планирование; мотивация деятель­ности; корректирование деятельности; удержание возможных от­клонений в определенных пределах; обеспечение компетентности и дисциплины сотрудников; осуществление контроля деятельности и выпускаемой продукции; создание благоприятного климата в кол­лективе; обеспечение целостности управляемого объекта; по­вышение качества и эффективности служебной деятельности. Все эти компоненты органично взаимосвязаны, и только их единство и взаимодополнение создают предпосылки для эффективности управленческой деятельности.

5. Все управленческие действия своим исходным пунктом имеют
определение миссии управляемого объекта. Именно в миссии социаль­ной системы воплощен смысл ее существования. Совершенно очевид­но, что миссия тракторного завода совершенно иная, чем миссия уни­верситета, больницы скорой медицинской помощи или районного отде­ла полиции.

6. Социология изучает управление как непрерывно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляе­мую систему. Это воздействие не должно прерываться, а тем более пре­кращаться. Сама же непрерывность процесса управления обеспечивает­ся непрерывностью процесса информации и се преобразованием в ко­манды (распоряжения).

В социологии управления принято четко различать деятельность руководства и управленческую деятельность. Различия между ними П. Дракер определил следующим образом: «Менеджмент - искусство карабкаться по лестнице успеха, а руководство - умение определить, к той ли стене приставлена лестница». Руководство разрабатывает стратегию деятельности системы (организации), определяет цели ее разви­тия и ориентирует ресурсы в избранном направлении. Управление же вырабатывает тактические средства достижения поставленных целей, определяет наиболее эффективные пути реализации определенных ру­ководством задач деятельности данной системы, будь это страна, завод, университет или футбольная команда.

7. В разработку социологии управления важный вклад внесли Ф. Тэйлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, М. Вебер и другие теоретики и прак­тики управленческой деятельности. Первый шаг на этом пути был сде­лан в начале XX века Ф. Тэйлором. Выражая сущность своей системы «научного управления», он писал: «Наука вместо традиционных навы­ков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивиду­альной работы, максимальная производительность вместо ограничения производительности, развитие каждого отдельного работника до мак­симально доступной ему производительности и максимального благо­состояния».

8. Эти общие принципы научного управления были конкретизированы А. Файолем в пяти основных действиях системы управления. «Управлять, - писал он, - значит предвидеть, организовывать, распоря­жаться, координировать и контролировать».

9. Существенный вклад в теорию управления внес Г. Эмерсон. Его
основные управленческие идеи сконцентрированы в двенадцати принципах. Они таковы: точно поставленные идеалы и цели; здравый
смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое
отношение к персоналу; оперативный, надежный и точный учет;
диспетчирование; нормы и расписание: нормализация условий;
нормирование операций; написанные стандартные инструкции;
вознаграждение за производительный труд.

10. Опираясь на эти выводы, М. Вебер разработал «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии». В соответствии с этой теорией управленческая деятель­ность для достижения стоящих перед организацией целей и задач рас­членяется на ряд операций, что предполагает строгое, формальное оп­ределение задач этой организации. Максимально возможное разделение груда создает условия для использования во всех звеньях управляемой системы специалистов-экспертов, которые несут полную ответствен­ность за эффективное выполнение своих обязанностей. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии, т. е. каждый нижестоя­щий управляющий или каждое подразделение подчиняются выше­стоящему.


11. Придав первостепенное значение формально организуемымаспектам управления, М. Вебер оставил вне поля зрения неформальные
отношения. Однако такие отношения, как показали П. Блау, Р. Мертон
и другие социологи, очень важно учитывать в управленческой деятельности. Р. Мертон, в частности, обратил внимание на необходимость учета латентных, скрытых функций, которые не бросаются в глаза, не поддаются формализации, но очень важны для эффективной деятельно­сти управляемой организации. Особенно существенное значение в дан­ном отношении имеют неформальные, дружественные человеческие отношения, поскольку именно они способствуют сплоченности группы, усилению в ней взаимопомощи, а следовательно, и повышению эффек­тивности совместной деятельности.

12. Обобщая теоретические положения классической теории
управления, их развитие и конкретизацию в последующих социологических исследованиях, опыт эффективно работающих фирм, американ­ские специалисты в области менеджмента Р. Блейк и Дж. Мутон скон­струировали широко известную «управленческую решетку». В ней вы­деляется пять основных стилей управления:

Ø Жесткий стиль управления, при котором производственный результат - все, а человек, его интересы, потребности - ничто. Такой стиль приводит к высокому эффекту в чрезвычайных обстоятельствах, но в обычных, нормальных условиях чреват множеством недовольств, конфликтных ситуаций.

Ø Противоположная модель управленческих действий ставит во
главу угла внимание к человеку, его запросам, интересам, потребно­стям, но приводит к низкой эффективности производства. Управление здесь осуществляется в духе загородного клуба, где никто ни за что не отвечает. В результате организация лишается интересных заказов, оп­лата труда снижается, что приводит к неудовлетворенности многих со­трудников сложившейся ситуацией, к их уходу из данной организации.

Ø Иной стиль управленческого поведения проявляется в том, что
управляющий прикладывает минимум усилий для достижения произ­водственных результатов, да и особой заботы о своих сотрудниках не проявляет. Эффективность работы здесь низкая, удовлетворенность трудом, зарплатой, отношениями между людьми также низкая.

Ø Управляющий четвертого типа стремится к надежному среднему
уровню в производстве или к небольшому, но стабильному превыше­нию злого уровня. Примерно в том же ключе подходит он к удовлетво­рению нужд и запросов работников. Результаты можно оценить в сумме 50%-й заинтересованности работников в труде и 50%-й удовлетворенности его содержанием, результатами и заработной платой.

Ø Пятая управленческая модель (так называемое «групповое управление») приводит к тому, что высокие производственные резуль­таты достигаются при максимальном учете интересов и потребностей работников.

13. Успешное функционирование сложных социальных систем (та­ких, например, как общество или экономика) требует разнокачествен­ного и разнообразного управления, т.е. вычленения различных уровней и сфер управления. Необходимость построения теоретических моделей управления в таких системах привела к разработке Н. Месаровичем, Д. Мако и И. Такохарой теории иерархически многоуровневых систем. Они выделили управляющие системы трех уровней: одноуровневые одноцелевые; одноуровневые многоцелевые; многоуровневые многоцелевые. Последние из них являются наиболее сложными, представляют из себя иерархические управляющие системы, включающие ряд или множество структурных компонентов и соответствующих им уровней управления.

14. Развитие социологии управления на этом не завершается, в нее включаются все новые выводы, обобщения, теории. При всем их многообразии суть их заключается в одном: социология в изучении управ­ленческой деятельности и в рекомендациях по ее усовершенствованию сосредоточивает внимание на управлении не машинами, а людьми, на мотивации их творческой деятельности в интересах развития не только производства, но прежде всего в интересах развития человека.

 

 

Тема 4. Социология культуры

 

Основные положения

 

1. Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура. Человек действует не в нетронутой природной сре­де, а в среде, преобразованной человеческим трудом и культурой. Да и выделился он из животного мира и возвысился над ним благодаря тру­ду и культуре.

Культура - это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей,


результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведений, воплощаемых ъ социальном раз­витии человека в его духовном мире.

2. В культуре существует внутренне присущая ей упорядоченность, структурированность. Обычно ее разделяют на два основных типа: ма­териальную и духовную. Под материальной культурой понимается со­вокупность материальных объектов, созданных творчеством человека - книга, храм, орудие труда, самолет, жилой дом и т.д. В отличие от этого
духовная культура есть совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством человека: ценностей, норм, идей, правил, ритуа­лов, обычаев, традиций, символов и т.п.

3. Именно духовная культура представляет главную часть целостной системы культуры. В ее состав входят: художественная культура (искусство), философия, мораль, религия, мифология, наука.

4. Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и сам волов задает человеку определенный способ видения и узна­вания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем.
Поэтому многочисленные различия между странами, народами, соци­альными группами сводятся в основном к существенному расхожде­нию в системе культурных значений, которые воплощаются в функ­ционирующем в данной стране или социальной общности (этнической, территориальной и др.), языке, обычаях, обрядах, традициях, особенно­стях образа жизни и быта людей, организации их досуга.

5. Своеобразие социологического исследования культуры заключа­ется в том, что на передний план в нем выдвигается человеко-
творческая сущность культуры.
Она понимается в двух взаимосвязан­ных смыслах:

Ø человек рассматривается как творец культуры, ее ценностей, т. е.
как ее субъект;

Ø человек выступает как творение культуры, ее объект, как ре­зультат ее формирующего воздействия на каждого индивида и на обще­ство в целом.

6. В процессе своего функционирования культура выступает в ка­честве сложной динамической системы, в которой взаимодействуют
три основных фактора:

Ø деятельность человека, направленная на созидание материаль­ных и духовных ценностей;

Ø возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности
совокупность материальных и духовных ценностей;

Ø процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в
ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных
ценностей.

Сердцевиной этого триединого процесса выступает развитие и саморазвитие человека.

7. Важную роль культуры рассматривал
американский социолог Г. Мертон. Он выделил два главных фактора
влияния культуры на социально-стратификационные изменения:

Ø культурные цели, намерения и интересы, выступающие в каче­стве законных целей для общества или его отдельных слоев;

Ø регулирующее и контролирующее воздействие культуры на приемлемые для общества или ею большинства способы достижения целей.

8. Американский антрополог и культуролог Л. Уайт считал, что
человеческое поведение - функция культуры. Культура в его концепции
предстает в качестве организованной интегрированной системы, внутри
которой вычленяются три подсистемы: технологическая, социальная,
идеологическая.

9. Выдающийся русско-американский социолог П.А. Сорокин, как
уже отмечалось ранее данного учебного пособия, структурировал
сложную и динамично развивающуюся систему культуры в зависимо­сти от господствующей на том или ином этапе ее развития, первоценности, первосмысла на три основных типа: чувственная; идеациональная; идеальная (идеалистическая) культура.,

10. Американский социолог Т. Парсонс осуществил структуриза­цию системы культура в зависимости от уровня регулирующего влия­ния компонентов социальной системы. В четырехкомпонентной струк­туре действия функциональной социальной-сисгемы, с его точки зре­ния, высшую регулирующую ступень занимает культура, которая оказывает корректирующее влияние на три следующие подсистемы: обще­ство, личность, организм (имеется в виду человеческий организм).

11. В отличие от американских концепций структурной динамики
культуры в рамках европейской философско-социологической тради­ции, берущей начало от работ А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и всесто­ронне развитой трудами В. Виндельбанда, Э. Кассирера, М. Вебера, X. Ортега-и-Г ассета и др., сформировалась несколько иная теоретиче­ская картина внутрикультурной иерархии. В основании этой иерархии находится народная культура. Из нее вырастает и воплощает в себе на­циональное своеобразие данного народа национальная культура. Наря­ду с народной культурой развивается, особенно во второй половине XX
века, массовая культура, ориентированная своим содержанием и фор­мами выражения на усредненный уровень развития потребителей ду­ховных (нередко псевдодуховных) и материальных ценностей. Ее во­площением становятся телесериалы, триллеры, хит-парады, музыкаль­ные шлягеры, разнообразные шоу (зрелища), В противоположность массовой культуре выделяется элитарная культура, ориентированная


на избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой ху­дожественной восприимчивостью. Она находит воплощение в экспрессионизме, сюрреализме и т.п., которые адресованы узкому кругу избран­ной публики, эстетически развитой социальной элиты. В противополож­ность господствующей культуре в обществе существует субкультура, представляющая собой систему смыслов, ценностей, групповых норм, стилей жизни, стереотипов поведения определенной социальной группы, - например, молодежная субкультура, субкультура преступного мира. В некоторых случаях в рамках субкультур развивается контркулътура - комплекс идей, ценностей, стереотипов поведения, который принят оп­ределенной социальной группой в качестве контркулътуры по отноше­нию к общепринятым в обществе системам идеалов, ценностей и норм поведения (например, контркультура преступной банды).

12. Важнейшее значение в исследовании сущности культуры, ее роли в развитии человека и общества имеет типологизация культуры, т.е. ее распределение по определенным типам. Один из вариантов типологизации культур мы только что изложили, описав особенности на­родной, национальной, массовой, элитарной культуры, а также суб­культуры и контркультуры. Наряду с этим существуют и другие вари­анты типологизации культур.

В зависимости от форм хозяйственного уклада, способов сущест­вования, а также средств реализации, фиксации и распространения цен­ностей и норм, культуры подразделяются на дописьменные и письмен­ные. В структуре дописьменных культур выделяются культура собира­телей и культура охотников. Письменные культуры появляются вместе с письменностью и реализуют свое влияние на большие географические расстояния и временные периоды путем передачи ценностей и норм от народа к народу, от поколения к поколению и от эпохи к эпохе. В пре­делах письменной культуры развиваются земледельческая культура и параллельно с ней скотоводческая, затем на базе интеграции лучших образцов их обоих возникает индустриальная культура и, наконец, на рубеже П и III тысячелетий нашей эры складывается постиндустриаль­ная культура

13. В зависимости от особенностей социальных общностей, яв­ляющихся носителями культур, последние подразделяются на домини­рующие и не господствующие. Доминирующая культура - это совокуп­ность ценностей, норм, верований, обычаев и традиций, которыми ру­ководствуется большинство членов данного общества, а та культура, которая влияет на меньшинство лого общества, является не господствующей. Доминирующая культура может быть этнической или на­циональной в зависимости от того, какого уровня развития общность людей - этнос или нация выступает ее создателем и носителем.

14. По содержанию и характеру связей с религией культуры дифференцируются на религиозные и светские. Первые, в свою очередь, разделяются на христианскую, мусульманскую, буддийскую и т п. Ка­ждая из них подразделяется на более мелкие социокультурные форми­рования. В частности, христианская культура включает в себя такие ти­пы культур, как католическая, православная, протестантская.

15. В зависимости от специфических особенностей сфер общества
и видов деятельности культура подразделяется на экономическую, политическую, профессиональную, физическую, художественную, город­
скую, сельскую.

16. В свою очередь, каждый из названных типов культур может
быть подвергнут дальнейшей дифференциации. Если мы, например,
рассмотрим многомерный мир художественной культуры, то в нем до­
вольно отчетливо выражена дифференциация на художественную литературу, изобразительное искусств, музыку танец, театр, кинема­тограф, архитектуру, дизайн. В известной степени сюда же можно отнести мифологию с разнообразием мифов, сказок, былин и т.п.

Все эти виды художественной культуры органично связаны с
религией, философией, нравственностью, наукой. С другой стороны,
все многообразие художественного творчества нерасторжимо от внеш­ней окружающей среды, включающей в себя социальные отношения,
экономику, политику и, конечно же, окружающую природу.

17. Структурная архитектоника культуры и ее социодинамика неразрывно связаны с выполняемыми ею функциями. Первое, что бросается в глаза при подходе к проблеме функций культуры - это ее поли-
функциональность.
Из множества функций культуры выделим некото­рые, наиболее существенные.

18. Исходной функцией культуры является ее адаптационная
функция. Именно благодаря культуре, применению ее ценностей, норм,
образцов поведения каждый индивид и социальная общность (семья,
этнос, профессиональная группа и т.п.) адаптируются, приспосаблива­ются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной
среды.

19. Адаптация людей к окружающей реальности тесно связана с познавательной функцией культуры. Суть ее заключается в вооружении
человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для
познания общественных явлений и тенденций их развития, для выра­ботки в соответствии с этим определенной линии поведения, своей
гражданской позиции.

20. Важное значение имеет социализирующая функция культуры,
позволяющая каждом индивиду, включенному в процесс восприятия и
усвоения существующих в обществе ценностей, норм, образцов пове


дения, формироваться как личность, становиться активным членом об­щества.

21. Культуре присуща нормативная функция, заключающаяся в том, что, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, культура предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складываются образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способ деятельности.

22. Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диа­лога поколений и эпох, культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять, воспроизводить, передавать последующим поколениям определенные образна и ценности при одновременном об­новлении культуры.

23. Велика роль присущей культуре функции производства новых, ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. Достаточно вспомнить такие этапы развития культуры, как классика, модернизм, постмодернизм, чтобы стала рельефно ощутимой новаторски-творческая сущность культуры, неотделимая от производства все новых и новых символов, значений, форм, стилей и т.п.

24. Важную роль играет свойственная культуре функция целеполагания. Она помогает человеку сформулировать социально значимые це­ли, сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия и тем самым открывает перед обществом новые горизонты духовного и социального творчества.

25. Культуре присуща информационная функция, позволяющая да­вать индивиду, социальным общностям, обществу в целом достовер­ную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама орга­низация общественной жизни.

26. Игровая функция возникла вместе с зарождением культуры. Она дает разрядку людям от сложностей повседневной жизни, но вме­сте с тем создает пространство для творческой игры духовных и физи­ческих сил, без чего не бывает и самой культуры.

27. Существенное значение имеет сигнификативная (от анг. sign -знак) функция культуры, предписывающая определенные значения и ценности тем или иным явлениям, процессам, событиям, людям. На­пример, звездное небо не имело никакого значения для первобытного человека, пока он не вовлек небесное пространство в круг своих мифо­логических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В дальнейшем эта функция проявляется в осмыслении мира путем выяв­ления его значений через религию, философию, поэзию, науку,

28. С сигнификативной функцией тесно связана коммуникативная функция культуры. Она реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их общностей, организаций

29. Важное значение имеет мотивационная функция культуры, со­
стоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.п.

30.Культура выполняет и релаксационную функцию, т.е. помогает
человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физиче­ские и духовные силы.

31. Кроме того, культура выполняет еще одну существенную
функцию - накопление и передачу из поколения в поколение социально­го опыта.

32.Культура, воздействуя своими образами, сюжетами, ценностя­ми на духовный мир человека, способна побуждать его совершать оп­ределенные поступки, т.е. мобилизовать его усилия, волю, знания, опыт
на достижение определенных целей, идеалов и т.п. Таким образом, она
способна выполнять мобилизующую функцию, что особенно рельефно
проявляется в переломные эпохи развития общества, например, в пери­
од Великой Отечественной войны.

33.Взаимодействие названных функций позволяет культуре выполнять еще одну чрезвычайно важную функцию - воспитательную.
Ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от
других, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством
своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как
духовно развитую и социально активную личность.

34.Интегрированным результатом всех охарактеризованных функ­ций выступает еще одна, самая важная и решающая функция культуры
- человекотворческая. Будучи творением человека, культура в своем
функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеа­лами.

35.Всеми своими функциями, своим содержанием, формами, об­разами, символами культура оказывает мощное формирующее влияние
на индивида, социальную общность, общество в целом. Т. Парсонс со­вершенно обоснованно утверждал, что «удивительная сложность сис­тем человеческой деятельности невозможна без относительно стабиль­ных систем», т.е. без систем культуры. Сама же система культуры ока­зывается общерадделяемой данным обществом или общностью ценно­стно-нормативной системой символов, значений, образцов поведения,
регулирующих повседневные мысли, чувства, ожидания, действия индивидов и социальных групп.

36. Обстоятельную характеристику роли культуры в структуриро­вании общества дал Р. Мертон. Он установил пять различных типов со­циального структурирования в зависимости от интегрированности или дезинтегрированное предписываемых культурой норм и институциона­лизированных средств их достижения:

Ø тотальный конформизм предполагает согласие с целями обще­ства и законными средствами их достижения;

Ø инновация предполагает согласие с одобряемыми данной куль­
турой целями, но отвергает социально одобряемые способы их дости­жения (проявляется в действиях групп рэкета, шантажистов, творцов новых стилей, мод и др.);

Ø ритуализм ориентирован на отрицание данной культуры, но со­гласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одоб­ряемые средства (например, действия бюрократов, беспрекословно тре­бующих выполнения тех предписания, которые в определенных ситуа­циях не только не содействуют успеху дела, но и могут привести к его провалу);

Ø ретреатизм, т.е. бегство от действительности, проявляется в по­ведении отверженных, изгнанных, наркоманов, ушедших от реального мира в свой внутренний, болезненный, социально изуродованный мир. Они отказываются от предписанных культурой целей и норм, а их по­ведение не соответствует общепринятым в обществе нормам;

Ø бунтарство - поведение, которое выводит людей за пределы ок­ружающей социальной структуры и побуждает создавать новую, т. е. сильно видоизмененную социальную структуру, которая реализуется в действиях революционеров, мятежников и др.