Предпосылки зарождения, особенности развития и основные направления русского марксизма.

М-зм появился в России одноврем. с позит-мом (нач. 40-вых 19в.). Источники возникн. одинаковы: появление нового индуст. об-ва, измен. соц.-класс. струк-ры требовали создания новой соц. теории. Мировозз-кие позиции различны. М-зм: об-во базируется не только на естест. законах, но и на общест-х (отлич-ся от первых тем, что более подвержены измен.,опираются на волю, знания людей).

Понимание полит. и экон. сфер об-ва опир-ся на принципы матер-ма (матер. поним. истории). Задача М-зма – не только объяснение, но и измен-е хода истории.

Маркс дает оценку индуст. об-ву: полож. чела в нем улучшается, меняются произв. отношения, проявл-ся гуманизм(чел не винтик, а самоценность). Звучит тема конфликта: говорит, что изменяющееся об-во находится в сост. против-чия м/д трудом и капит., буржуаз. и пролет-том. Показал возм-ть использования разл. методов: аналит-кий, сист-ный, диалект-кий.

В России первое знак-во с направлением – это кружки. Сущест-ли некот. переводы, но с примечаниями, котор. имели неточ. толкование, поэтому создав-ось не объект. понимание Маркса. В 1872 перев. 1 том Капитала – начинается обсуждение. В 80-е годы у нас марксизм форм-ся в самост. направление и начин. борьбу с др. напр-ми. Толчком для распростр. идей послужил форм-щийся после реформы 1861г. пролетариат(носит. марксист. мысли).

М-зм делится на след. ветви: эконом. материализм (Зибер, Фисенко), ортодокс. М-зм (Плеханов, Ленин), неортодокс. М-зм (Струве, Булгаков).

Экон. матер-зм.Первое знак-во с марксизмом,признание прогрес-ти капит-ма, но ничего не говорят о путях преобразования этого об-ва,последующей государ-ти.

Зибер Н.И.Задачей своей считал - познак. об-во с работами Маркса, Энгельса. Перевел множ-во их работ. Рассматривал проблемы: история развития нашего нар. хоз-ва, экономическая культура, поним-е историч. процесса. Пишет о соц. структуре, как появляется класс: в первобыт. об-ве все делали всё(вместе воевали, собират-вом занимались). Потом начин-ся процесс деления, кот. носит наследст. характер(кузнецы, гончары). И так до 70-х годов показ-ет образование основ. классовПризнавал капитализм прогресс-ым в экономике(!), не признает диктатуры пролет-та,будущее принадл. мелкому произ-ву. Требования к социол. исслед.: комплекс. сист. подход, четкий план, глубокое поним. исслед-го явления, использ. всех возм-тей истор. эпохи, определение колич-го фактора.

Работа «Отношение к труду»:всякое насилие сказыв. на произв-ти, нельзя увел-ть рабочее время; техника сдерж-ет развитие личности, индив-ти чела; чем хуже полож. раб-ка, тем больше он зависим от об-ва, чем более он зависим, тем меньше для себя может сделать.

Ортодокс. марксизм. Вник в сущность М-зма, не ограничиваясь экон. частью. Пытался опред-ть силы и пути постр-ния нового об-ва, его будущность.

Плеханов Г.В.Доказал применимость М-зма в росс-х условиях, пыт-ся опред-ть новую расстановку сил, сложив-ся в об-ве. Вначале нах-ся на народн-ких позициях: к социализму через крест. общину. Затем заметил её разложение, и появление носителя капит. отнош-й – пролетариата, поэтому перемещает пропаганду на него. Использует факторный метод: экон. фактор – главный, остальные им определяются.

Работа «К вопросу о роли личности в истории»: направлена против взглядов народников, утверж-их, что двигателем истории явл-ся выдающ. личности, за кот. слепо следуют массы. Доказывает: развитие об-ва опред-ся развитием произв.сил. Они в свою очередь: 1.заклад-ют зрелость экон. отн-ний; 2.опред-ют соц.-пол. строй; 3.психику общест-го чела; 4.идеологию. Определяет лич-ть через свободу. Свобода есть осознанное выражение необходимости.

Ленин В.И. Многие работы связаны с социол-кой проблематикой. Освещены след. проблемы социол. знания: соц. структура дореволюц. российского об-ва; рынок и общест. разд-ние труда; соц. структура власти и др. Критерием научности (соц-гии) считал формац-ную теорию, т.к. произв. отн-ния помогают понять истор. процесс. Требования к социол. исслед-ям изложил в статье «Статистика и соц-гия»: 1. факты не д/быть односторонними; 2.факты д/быть вписаны в саму реальность.

Работа « Что такое друзья народа». Изложены основ. принципы маркс. соц-гии: 2.диалект. метод в изучении соц. явлений; 2.матер. понимание истории; 3.системность в изучении об-ва.

Неортод. марксизм.В конце 90-х возник как учение о М-зме. Разраб-на идея о прогрес-ти капит-ма для преод-ния отсталости росс. об-ва. Выступали за свободу слова и печати, за решение крест. вопроса, но сохранение бурж. прав-ва, самодержавия.

Струве П.Б.Трудно четко отнести к какому-либо напр-ю, представ-ет нечто самост-ное. Вначале стоял на позициях марксизма, а капит-зм считал переходным этапом. Затем, увидев прогрессивность капит-ма,он изменил свое мнение и перешел на позиции либер. буржуазии. Развивает проблему интеллигенции. Говорит о осущест. трех подходов к инт-ции в нашей лит-ре: 1.это что-то самост-ное, но надклассовое; 2.самост. класс; 3.единица религ.-культурного порядка. Струве выделяет полит. аспект деят-ти инт-ции. Выделяет черты нашей инт-ции: антигосуд-ть, антиклерекальность(против религии как инс-та),отчужденность от народа. Отчужд-ть м/быть: абсолютной(анархизм) и относ-ной(с элем. демократии). Задачи интеллиг.: повыш. ответ-ти, роли ивлияния, создание идеала. Прогресс об-ва связывает с прогрессом личной годности(совок-ть личных дух. свойств: выдержка, добросов-ть, самооблад.).

Марксизм: 1. Ортодоксальный по форме и по содержанию; Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов. 2. Ортодоксальный по форме, не ортодоксальный по содержанию; В.И. Ленин, А.А. Богданов. 3. Легальный; П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский. 4. Систематизаторы марксизма; С.А. Оранский, Н.И. Бухарин. 5. Из марксизма в противовес ему; С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. 1. Николай Иванович Зибер - не был революционером, первый крупный популяризатор учения Маркса. Проводник Маркса на русскую почву. В работе «Очерки первобытной экономической культуры» анализировал формы собственности, доказывал из общинной собственности появилась частная.

2. Георгий Валентинович Плеханов. Осн.работы: «К вопросу о роли личности в истории», «Материалистическое понимание истории». 1. Классовая модель общества, с экономической доминантой (базис). 2. Нацеленность его теорий на радикальное изменение социального строя революционным способом. 3. В подчинении социальной среде статус личности и ее зависимость от базиса социальных институтов, Но в отличии от Ленина, Плеханов против прямого и вульгарного воздействия базиса на сознание личности. По мнению Плеханова, революция 1917 года – это нарушение логики исторического развития.

3. Ленин. Отношение к социологии, до начала 20 г. Употреблял ее, после назвал ее лже наукой. 1. Социологическая теория – исторический материализм. 2. Занимался прикладными исследованиями. 3. Социология должна выстраиваться строго по принципу партийности. 4. Плеханов (Маркс) делал акцент на производственные силы, а Ленин на производственные отношения. Говорил, мы не создадим, социализм пока не создадим рабочую партию, т.е. мощное вмешательство субъективного фактора. В работе 1919 г «Почин» дает определение классам – это такие группы людей, одна из которых может присвоить себе результаты другой.

4. Петр Бернагардович Струве. (Умер в Париже, отпевал Булгаков). Увлекался полит-экономикой. От легального марксизма, через кантианство к идеалистам. Работы: «Критические заметки к вопросам об экономическом развитии», «Размышление о Русской революции». Критиковал позитивизм. По мнению Струве, капитализм – это неизбежно, это нормально, это весьма хорошо. Отверг позитивизм, принял марксизм, отказ от марксизма, принятие кантианства, приход к идеализму. Основные понятие: 1. Капитализм – классовая борьба затухает, развитие капитализма – это сбалансированное развитие. 2. Фундаментом общества является культурные ценности – которые в данное время доминируют.

5. Михаил Иванович Туган-Барановский. Едины со Струве - ни какой класс изменить общественное развитие не может. Различны Барановский – дифференциация в обществе есть следствие в сфере распределения благ. Работы: «Интеллигенция и революция» / Лавров, Михайловский. «Концепция государства» - это особый аспект сверх личного человеческого бытия. «Модель великой России» 1. Сильное государство/ государственный национализм. 2. Идея личной годности (ответственность человека за свои действия). 3. Сохранение национальной культуры. 4. Религия. 5. Обязательное сохранение частной собственности. Барановский: 1. Дифференциация общества через систему распределения жизненных благ. 2. Идея кооперативов, эффективная экономика должна быть многообразной в хозяйственном отношении.

6. Систематизаторы марксизма: Н.И. Бухарин, И.П. Разумовский, С.А. Оранский. Марксизм – пытались изменить. Они считали, что нет единой трактовки Марксовых идей. Характерно игнорировали Российскую социологическую мысль (социология началась с них, так они считали). Отстаивали право социологии на существование самостоятельной науки. Всю не марксийскую социологию считали буржуазной. У Маркса разработка базис-надстройка считали поверхностным, нужно доработать, Сделали вывод, что нет прямой связи между базисом и надстройкой. Разработали учение об общественных классах.

7. А.А. Богданов. Работы: «Тектология: всеобщая организационная наука» «Наука Тектология» - это наука о всеобщих организационных принципах систем любого уровня. Если мы выделим абстрактную составляющую, то можем объяснить любую систему. Основные положения тектологии: Система=комплекс – это взаимодействие независимых процессов связанных между собой циклами развития и деградации. Системы: Линейные, нелинейные. Все комплексы делятся: 1. Организованные 2. Неорганизованные 3. Нейтральные. Организация – сгруппированность людей, для достижения цели и координирования их действий. Закон наименьших – прочность и стабильность любой системы определяется прочностью и стабильностью самого слабого звена. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/959746