Неопозитивизм в русской социологии: основные направления, теоретико-методологические особенности и ведущие представители.

Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории. Ведущей школой становится неопозитивизм - А.С.Звоницкая (1897-1942), К.М.Тахтарев (1871-1925), П.А.Сорокин (1889-1968).

Методологической программой неопозитивизма как науки о социальном поведении стало наблюдение вместо априоризма, индукция вместо ценностно-значимой интерпретации, сциентизм вместо метафизики, функциональное объяснение вместо эволюционного. Хотя неопозитивисты и признавали в целом программу социологии как науку о поведении, при рассмотрении средств и способов реализации данной программы их взгляды расходились. Этим обусловлено наличие большого количества расхождений и взаимной критики по отношению друг к другу.

Общие черты неопозитивизма: 1.Социология рассматривается как общая теория. 2. Возникают психологические школы: школа Звоницкой, общее направление – Сорокин, Тахтарев.

Ед. анализа не факторы, а группы или индивидуальная псих.-я, которая возникает в результате взаимодействия.

Гл. задача социологии – изучение социального поведения (т.к. можно выйти на соц. структуру, выявить постоянные формы взаимодействия между людьми => реализовать практическую цель социологического знания).

В соц.-и – идеал науки – естественные науки, изучение соц.-го поведения должно вестись с помощью эмпирических исследований. Огромное внимание все уделяли статистике.

Соц. исследования должны использовать методы не только эмпирических исследований, но и сравнительно-исторический, эволюционные методы. Но необходимо отказаться от методов интроспекции (главное – наблюдение за реальным объективным поведение). Поведение рассматривается через понятия «стимул» - «реакция». Стимул рассматривается как условие, в котором происходит поведение, реакция – содержание поведенческого акта. Поведение основано на условных и безусловных рефлексов.

Материальное и духовное поведения переплетаются, невозможно их разграничить => в поведенческих актах => проблема деления на общественное бытие и сознание (Маркс) отрицается.

Социальное поведение подчинено законам приспособления и стабильности, т.е. законам адаптации.

Основной метод – наблюдение.

Звоницкая Агнесса Соломоновна (1897-1942). Гл. работа - "Опыт теоретической соц.-и. Соц.-я связь». Общ-во создается только "общением между индивидами", это общение носит закономерный характер и эволюционирует, личность и социокультурная среда находятся в неразрывном единстве или связи. "Соц.-я связь" (или «эективация», термин заимствован ею у Д.Болдуина) означает одновременно состояние самосознания личности и деятельность /общение/ на этой основе. Звоницкая анализирует следующие типы "соц.-й связи" - подражание, обычаи, традиции; разрыв связей в виде - преступления конфликта, кризиса и их последующее восстановление на почве альтруизма, солидарности, симпатии. Чувствуется сильное влияние позитивистского психологического редукционизма /Н.Михайловский, Г.Тард, Д.Болдуин/ и особенно бихевиоризма. Ед. анализа – соц. связи. Гл. задача соц.-и: классификация соц. связи и эта классификация поможет сконструировать научное понятие «общества». Об-во –понятие, близкое социальной группе и индивиду. Общение между индивидами – специфика отношения: возникает общность сознания и деятельности. Общение = передача содержания (сознания и деятельности)= общность. Основа соц.-ой связей = механизм подражания (в живой природе и в обществе). Личность формируется в соц.-й группе. Индивидуальное Я = соц.-е Я => мысля себя, мы мыслим других. Группа – социально-психологическое основание. Личность – самосознание. Развитие личности = развитие общества (рост самосознания). Этапы развития личности: 1. проективные (восприятие свойств других людей, адаптация к психологической природе общества); 2. субъективное становление Я; 3. Эективный (обратный процесс. Я переходит к другим, экстериоризация). Гл. элементы соц. действия: нормы, соц. институты, формы, в которой существуют соц. связи.

Тахтарев Константин Михайлович (1871-1925). «Первобытное общество» - этносоциологическое исследование. «наука об общественной жизни». Гл. проблема социологии – соблюдение научных требований. Гл. в общественной жизни – сожитие, общение. Гл. задача соц. – установление законов сожития и общения. Существуют общие и частные законы – социолог все должен изучать. Соц.-я – наука о закономерностях общественной жизни; номотетическая наука. Соц.-я – естественная наука о духе, наука реализма. Общественная жизнь должна численно измеряться. Общество – самодостаточное сожитие людей, находящихся во всевозможных формах общения друг с другом с целью удовлетворения разнообразных своих потребностей и обеспечение своей общественной жизни. Содержание общения – различные формы сожития, его формальная сторона. Основная форма сожития – удовлетворение потребностей. Сожитие – неразложимое далее понятие – основное соц. явление, сущность общественной жизни.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968). Ученик М.М. Ковалевского. «кризис нашего времени», «Социокультурная динамика», «Основные тенденции нашего времени». Соц. действие – писхологическая связь, реализуемая в сознании индивида. Виды соц.действия: 1) рекомпенсируемые – получаем награду 2) запрещенные – вызывает наказание 30 должные – то, что соответствует норме, принятой в обществе. В ответ получаем ожидаемую реакцию. «Система социологии» : Сорокин против понятия социологии как совокупности всех наук об обществе. Социология – самостоятельная наука, которая изучает человеческие взаимоотношения.

Сорокин «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь» (у позитивистов – «знать, чтобы предвидеть, предвидеть чтобы избежать»). Соц. взаимодействие. Стимул – проводники взаимодействия – реакция.

В книге «Социальная мобильность» он рассматривал понятия горизонтальной и вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность — это фактическое перемещение в физическом пространстве, миграция; вертикальная — изменение социального статуса. В разных типах общества это движение различно по виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемые лифты, посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами таковых являются армия, школа, бюрократия, профессиональные и богословские организации. Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, но, в свою очередь, порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению и самоубийству.