Теории информационного общества (А. Тоффлер, М. Кастельс, Ф. Ферраротти). Характер трансформации социальной реальности и ее институтов.

Информационное общество - термин, применяемый для обозначе­ния современного состояния индустриально развитых стран, связан­ного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятель­ности, качественно новым уровнем (размахом) производства, перера­ботки и распространения информации.

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются —может сам удовлетворить все свои потребности.

Кастельс.1. Власть структуры оказывается сильнее структуры власти а принадлежность к той или иной сети, наряду с динамикой развития одних сетей по отношению к другим, выступает, по Кастельсу, в качестве важнейшего источника власти.

2.Кастельс, о закате капитализма, а даже наоборот, утверждает, что общество сетевых структур является буржуазным обществом. Однако эта разновидность капитализма существенно отличается от своих предшественников двумя основными признаками: глобальный характер (наступивший после распада соцлагеря) и базирование на сети финансовых потоков.

3.Кастельс подчеркивает определяющее значение знания для новой экономики которая опирается на "капиталистическую форму производства" и имеет "информационную форму развития".

4.Процессы преобразований существенно меняют и политические процессы. Лидерство становится все более персонифицированным, а путь к власти лежит через создание имиджа - политические деятели оказываются вовлеченными в игру, ведущуюся через средства массовой информации и самими СМИ.

5.В обществе сетевых структур наряду с государством, глобальными сетями и индивидуумами существуют сообщества, которые объединились вокруг самобытности сопротивления. Это сопротивление направлено против основной тенденции развития современного общества - глобализации. Важной чертой этих сообществ является минимальная включенность в структуры традиционного гражданского общества и их, в большей части, протестный характер.

Итальянский социолог Франко Ферраротти увязывает социальную информацию и власть, говоря, что тот, кто контролирует каналы, по которым циркулирует эта информация, тот и обладает властью. В своей книге «Пять сценариев для 2000 года», , он предлагает несколько сценариев будущего, которые, мягко говоря, не отличаются прогрессистским и технократическим оптимизмом, которым попахивали концепции 1970-х годов. Один из вариантов — «муравейник». Это такое общество, которое не знает урбанистической среды в ее нынешнем виде, в нем отсутствуют традиционные иерархизированные обмены между городом и деревней. В такой среде человек очень одинок. Еще один возможный вариант будущего по Ферарротти напоминает глобальную деревню Маклюэна — это общество тотальной победы техники и соответствующего типа мышления. Здесь тоже возникают очень большие проблемы с личностью и ее самореализацией.

Роль институтов в целом снизится, исключением будут институт образования – передачи знаний и развития виртуальных технологий.