Темы практических и семинарских занятий
Занятие 1. Педагогика как наука, ее объект(к теме 1)
1. Многообразие определений педагогики как науки.
2. Полемика о научном статусе педагогики.
3. Определение научного статуса педагогики в трудах Я.А. Коменского
4. Структура педагогической науки.
Занятие 2. Категориальный аппарат педагогики(к теме 2)
1. Особенности категориального аппарата педагогики.
2. Современные подходы к трактовке категорий педагогики.
3. Взаимосвязь между категориями педагогической науки.
Занятие 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс(к теме 3)
1. Характеристика образования как социального феномена.
2. Образование как система и процесс.
3. Характеристика структурных компонентов системы образования РФ.
4. Особенности современного образовательного пространства. Болонский процесс.
Занятие 4 и 5. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения(к теме 4)
1. Сравнительная характеристика определений понятия «Педагогический процесс» из различных научно-педагогических источников.
2. Основные компоненты педагогического процесса.
3. Причины и результаты эволюционных изменений педагогического процесса.
4. Участники педагогического процесса и виды их взаимодействия.
Занятие 6. Взаимосвязь педагогической науки и практики(к теме 5)
1. Признаки педагогики как науки.
2. Правила и рекомендации как соединительные компоненты педагогической теории и практики.
3. Педагоги – практики и педагоги – теоретики.
Занятие 7. Связь педагогики с другими науками(к теме 6)
1. Место педагогики в системе наук о человеке.
2. Формы и типы связей педагогики с другими науками.
3. Связь педагогики с: философией, психологией, физиологией, антропологией, медициной, экономикой, социологией, политологией, этикой, эстетикой и др.
Занятие 8. Методология педагогической науки и методологическая культура педагога(к темам 7,8)
1. Определение понятия «Методология».
2. Уровни методологических знаний.
3. Особенности формирования методологической культуры у будущего педагога.
4. Критерии выбора методов, методических приемов, средств, форм педагогического процесса
Занятие 9. Научные исследования в педагогике (к темам 9,10)
1. Понятие педагогического исследования. Этапы педагогических исследований.
2. Педагогические технологии и исследования Б. Блума. Программы обучения Скиннера. Тестология и качество обучения по Аванесову.
3. Характеристика эмпирических методов исследования.
4. Характеристика теоретических методов исследования.