Темы практических и семинарских занятий

Занятие 1. Педагогика как наука, ее объект(к теме 1)

1. Многообразие определений педагогики как науки.

2. Полемика о научном статусе педагогики.

3. Определение научного статуса педагогики в трудах Я.А. Коменского

4. Структура педагогической науки.

Занятие 2. Категориальный аппарат педагогики(к теме 2)

1. Особенности категориального аппарата педагогики.

2. Современные подходы к трактовке категорий педагогики.

3. Взаимосвязь между категориями педагогической науки.

Занятие 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс(к теме 3)

1. Характеристика образования как социального феномена.

2. Образование как система и процесс.

3. Характеристика структурных компонентов системы образования РФ.

4. Особенности современного образовательного пространства. Болонский процесс.

Занятие 4 и 5. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения(к теме 4)

1. Сравнительная характеристика определений понятия «Педагогический процесс» из различных научно-педагогических источников.

2. Основные компоненты педагогического процесса.

3. Причины и результаты эволюционных изменений педагогического процесса.

4. Участники педагогического процесса и виды их взаимодействия.

Занятие 6. Взаимосвязь педагогической науки и практики(к теме 5)

1. Признаки педагогики как науки.

2. Правила и рекомендации как соединительные компоненты педагогической теории и практики.

3. Педагоги – практики и педагоги – теоретики.

Занятие 7. Связь педагогики с другими науками(к теме 6)

1. Место педагогики в системе наук о человеке.

2. Формы и типы связей педагогики с другими науками.

3. Связь педагогики с: философией, психологией, физиологией, антропологией, медициной, экономикой, социологией, политологией, этикой, эстетикой и др.

Занятие 8. Методология педагогической науки и методологическая культура педагога(к темам 7,8)

1. Определение понятия «Методология».

2. Уровни методологических знаний.

3. Особенности формирования методологической культуры у будущего педагога.

4. Критерии выбора методов, методических приемов, средств, форм педагогического процесса

Занятие 9. Научные исследования в педагогике (к темам 9,10)

1. Понятие педагогического исследования. Этапы педагогических исследований.

2. Педагогические технологии и исследования Б. Блума. Программы обучения Скиннера. Тестология и качество обучения по Аванесову.

3. Характеристика эмпирических методов исследования.

4. Характеристика теоретических методов исследования.