ОСНОВЫ САНИТАРНОЙ ТЕХНИКИ

5.1. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха

Учащийся должен знать местные и общеобменные систе­мы вентиляции.

Уметь определять количество воздухообмена в поме­щении.

Литература: Л-4, с. 94...131.

Методические указания

Многие производственные помещения молочной промыш­ленности характеризуются значительными тепло- и влаговы- делениями и выделением пыли. Вентиляция призвана обеспе­чить нормальный микроклимат в рабочей зоне.


Учащийся должен ознакомиться с понятием «рабочая зона», параметрами воздушной среды в ней, предельно-допус­тимой концентрацией вредных газов и пыли.

Учащемуся нужно уметь определять количество вентиля­ционного воздухообмена по количеству выделяемых в поме­щении вредных газов, пыли, водяных паров, избыточного тепла. Количество вентиляционного воздуха можно опреде­лить также при помощи кратности воздухообмена.

При изучении различных систем вентиляции следует пом­нить об экономичности естественной вентиляции, о частном совмещении естественной вентиляции с местной механичес­кой. Изучая общеобменную механическую вентиляцию, осо­бое внимание необходимо уделить устройству и оборудованию вентиляционных камер (приточной и вытяжной) .

Нужно знать назначение оборудования, входящего в при­точную вентиляционную камеру (калориферов, фильтров, вен­тиляторов), а также устройство по очистке воздуха перед его выбросом в атмосферу на предприятиях, имеющих вредные выбросы.

Следует также ознакомиться с принципом подбора, этих приборов. При этом нужно помнить, что выбор системы вен­тиляции для различных производственных помещений зависит от технологических процессов и выделяющихся в помещенш- вредностей-

Все большее применение на предприятиях молочной про­мышленности находит кондиционирование воздуха, например в камерах для созревания сыров. Учащийся должен ознако­миться с вентиляционными системами и вентиляционными камерами на своем предприятии.

Вопросы для самоконтроля: 1. Что называется рабочей зоной? 2. Что называется предельно допустимой концентра­цией? 3. Что называется кратностью воздухообмена? 4. Как организуется воздухообмен в помещениях с высокой влаж­ностью, с избыточным теплом? 5. Для чего в приточных вентиляционных камерах устанавливают калориферы?

5.2.Системы водоснабжения

Учащийся должен знать системы повторного и оборотного водоснабжения.

Литература: Л-4, с. 132...165.

Методические указания

Предприятия молочной промышленности, особенно консервные заводы, расходуют большое количество воды. От ее качества зависит качество выпускаемой продукции и санитар­ное состояние предприятия.

Требования, предъявляемые к питьевой воде, устанавли­вает ГОСТ 2874—73 «Вода питьевая». Кроме питьевой воды на предприятиях молочной промышленности для некоторых технологических процессов может применяться техническая вода.

Существуют нормы расхода питьевой и технической воды. Для сокращения расхода воды в молочной промышленности предусмотрены системы повторного и оборотного водоснабже­ния. Учащиеся должны ознакомиться с этими системами и примерами такого водоснабжения.

Чтобы проследить движение воды к потребителю, надо ознакомиться с наружными и внутренними водопроводными сетями: кольцевыми и тупиковыми.

При изучении горячего водоснабжения надо ознакомиться с методами и оборудованием для получения горячей воды.

Вопросы для самоконтроля: 1. Какие требования предъ­являются к питьевой воде по бактериологическим показате­лям? 2. Какие существуют методы обеззараживания воды? 3. Имеются ли системы повторного или оборотного водоснаб­жения на вашем предприятии? 4. Какие водонагреватели применяются в молочной промышленности для получения

горячей воды? 5. Где применяется оборотное водоснабжение?

5.3. Системы канализации

Учащийся должен знать составные части системы канали­зации и их назначения.1

Литература: Л-4, с. 165...188.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я

После изучения состава сточных вод предприятий молоч­ной промышленности учащимся необходимо уяснить условия спуска этих вод в водоемы и городскую канализацию-

Нужно ознакомиться с системами внутренних канализа­ционных сетей, обратив особое внимание на присоединение к ним пищевого технологического оборудования.

Следует помнить, что технологическое оборудование нельзя присоединять к хозяйственно-фекальной канализации, под ним нельзя размещать трапы. Водоприемник подсоеди­няют к такому оборудованию только с воздушным разрывом.

Учащиеся должны ознакомиться с канализационными сетями и их составными частями на своем предприятии.

Вопросы для самоконтроля: 1. Какие требования предъ­являются к производственным сточным водам, сбрасываемым в городскую канализацию? 2. Какие виды сточных вод име­ются на предприятиях молочной промышленности? 3. Для чего служит гидравлический затвор в приемниках сточных вод? 4. Какие трубы применяются для внутренних канализа­ционных сетей?

5.4. Очистка сточных вод

Учащийся должен знать сооружения для механической и биологической очистки сточных вод и принцип их работы.

Литература: - Л-4, с. 188...205.


Методические указания

Очистка сточных вод и утилизация канализационных от­ходов имеют большое значение в деле охраны поверхностных вод от загрязнения. Однако они более эффективны в сочета­нии с мероприятиями по сокращению минимума сброса сточ­ных вод.

Такое сокращение достигается за счет внедрения на пред­приятиях прогрессивной технологии, уменьшающей количе­ство загрязненных сточных вод, а также за счет широкого применения систем повторного и оборотного водоснабжения.

Учащийся должен ознакомиться с сооружениями,для ме­ханической и биологической очистки и принципом их работы-

Сточные воды предприятий молочной промышленности имеют до 90% взвешенных органических веществ.

Степень загрязнения сточной воды органическими веще­ствами определяется по количеству кислорода, необходимого для их окисления, то есть биохимической потребностью воды в кислороде (БПК).

Существуют специальные сооружения для переработки осадка, где задержанные в процессе очистки загрязнения пре­вращаются в органические удобрения, не имеющие запаха и обеззараженные.

Учащимся необходимо ознакомиться с перспективными методами очистки сточных вод, правилами обслуживания очистных сооружений и требованиями техники безопасности.

Вопросы для самоконтроля: 1. Что характеризует пока­затель БПК? 2. Какие местные очистные сооружения уста­навливаются на ГМЗ? 3. Каким образом организуется биоло­гическая очистка? 4. Как происходит обеззараживание очи­щенных сточных вод перед спуском в водоемы?