ОСНОВЫ САНИТАРНОЙ ТЕХНИКИ
5.1. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха
Учащийся должен знать местные и общеобменные системы вентиляции.
Уметь определять количество воздухообмена в помещении.
Литература: Л-4, с. 94...131.
Методические указания
Многие производственные помещения молочной промышленности характеризуются значительными тепло- и влаговы- делениями и выделением пыли. Вентиляция призвана обеспечить нормальный микроклимат в рабочей зоне.
Учащийся должен ознакомиться с понятием «рабочая зона», параметрами воздушной среды в ней, предельно-допустимой концентрацией вредных газов и пыли.
Учащемуся нужно уметь определять количество вентиляционного воздухообмена по количеству выделяемых в помещении вредных газов, пыли, водяных паров, избыточного тепла. Количество вентиляционного воздуха можно определить также при помощи кратности воздухообмена.
При изучении различных систем вентиляции следует помнить об экономичности естественной вентиляции, о частном совмещении естественной вентиляции с местной механической. Изучая общеобменную механическую вентиляцию, особое внимание необходимо уделить устройству и оборудованию вентиляционных камер (приточной и вытяжной) .
Нужно знать назначение оборудования, входящего в приточную вентиляционную камеру (калориферов, фильтров, вентиляторов), а также устройство по очистке воздуха перед его выбросом в атмосферу на предприятиях, имеющих вредные выбросы.
Следует также ознакомиться с принципом подбора, этих приборов. При этом нужно помнить, что выбор системы вентиляции для различных производственных помещений зависит от технологических процессов и выделяющихся в помещенш- вредностей-
Все большее применение на предприятиях молочной промышленности находит кондиционирование воздуха, например в камерах для созревания сыров. Учащийся должен ознакомиться с вентиляционными системами и вентиляционными камерами на своем предприятии.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что называется рабочей зоной? 2. Что называется предельно допустимой концентрацией? 3. Что называется кратностью воздухообмена? 4. Как организуется воздухообмен в помещениях с высокой влажностью, с избыточным теплом? 5. Для чего в приточных вентиляционных камерах устанавливают калориферы?
5.2.Системы водоснабжения
Учащийся должен знать системы повторного и оборотного водоснабжения.
Литература: Л-4, с. 132...165.
Методические указания
Предприятия молочной промышленности, особенно консервные заводы, расходуют большое количество воды. От ее качества зависит качество выпускаемой продукции и санитарное состояние предприятия.
Требования, предъявляемые к питьевой воде, устанавливает ГОСТ 2874—73 «Вода питьевая». Кроме питьевой воды на предприятиях молочной промышленности для некоторых технологических процессов может применяться техническая вода.
Существуют нормы расхода питьевой и технической воды. Для сокращения расхода воды в молочной промышленности предусмотрены системы повторного и оборотного водоснабжения. Учащиеся должны ознакомиться с этими системами и примерами такого водоснабжения.
Чтобы проследить движение воды к потребителю, надо ознакомиться с наружными и внутренними водопроводными сетями: кольцевыми и тупиковыми.
При изучении горячего водоснабжения надо ознакомиться с методами и оборудованием для получения горячей воды.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие требования предъявляются к питьевой воде по бактериологическим показателям? 2. Какие существуют методы обеззараживания воды? 3. Имеются ли системы повторного или оборотного водоснабжения на вашем предприятии? 4. Какие водонагреватели применяются в молочной промышленности для получения
горячей воды? 5. Где применяется оборотное водоснабжение?
5.3. Системы канализации
Учащийся должен знать составные части системы канализации и их назначения.1
Литература: Л-4, с. 165...188.
М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я
После изучения состава сточных вод предприятий молочной промышленности учащимся необходимо уяснить условия спуска этих вод в водоемы и городскую канализацию-
Нужно ознакомиться с системами внутренних канализационных сетей, обратив особое внимание на присоединение к ним пищевого технологического оборудования.
Следует помнить, что технологическое оборудование нельзя присоединять к хозяйственно-фекальной канализации, под ним нельзя размещать трапы. Водоприемник подсоединяют к такому оборудованию только с воздушным разрывом.
Учащиеся должны ознакомиться с канализационными сетями и их составными частями на своем предприятии.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие требования предъявляются к производственным сточным водам, сбрасываемым в городскую канализацию? 2. Какие виды сточных вод имеются на предприятиях молочной промышленности? 3. Для чего служит гидравлический затвор в приемниках сточных вод? 4. Какие трубы применяются для внутренних канализационных сетей?
5.4. Очистка сточных вод
Учащийся должен знать сооружения для механической и биологической очистки сточных вод и принцип их работы.
Литература: - Л-4, с. 188...205.
Методические указания
Очистка сточных вод и утилизация канализационных отходов имеют большое значение в деле охраны поверхностных вод от загрязнения. Однако они более эффективны в сочетании с мероприятиями по сокращению минимума сброса сточных вод.
Такое сокращение достигается за счет внедрения на предприятиях прогрессивной технологии, уменьшающей количество загрязненных сточных вод, а также за счет широкого применения систем повторного и оборотного водоснабжения.
Учащийся должен ознакомиться с сооружениями,для механической и биологической очистки и принципом их работы-
Сточные воды предприятий молочной промышленности имеют до 90% взвешенных органических веществ.
Степень загрязнения сточной воды органическими веществами определяется по количеству кислорода, необходимого для их окисления, то есть биохимической потребностью воды в кислороде (БПК).
Существуют специальные сооружения для переработки осадка, где задержанные в процессе очистки загрязнения превращаются в органические удобрения, не имеющие запаха и обеззараженные.
Учащимся необходимо ознакомиться с перспективными методами очистки сточных вод, правилами обслуживания очистных сооружений и требованиями техники безопасности.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что характеризует показатель БПК? 2. Какие местные очистные сооружения устанавливаются на ГМЗ? 3. Каким образом организуется биологическая очистка? 4. Как происходит обеззараживание очищенных сточных вод перед спуском в водоемы?