Виды и принципы деятельности журналиста в СМИ
Общая характеристика современной системы СМИ Республики Беларусь
• Структура системы СМИ
• Печатные СМИ
• Аудиовизуальные СМИ
• Интернет-СМИ (онлайновые версии традиционынх СМИ, самостоятельные он-лайновые издания)
• Информационные агентства
Инфраструктура СМИ:
• Идеологические управления
• Пресс-центры
• Пресс-службы
Службы паблик рилейшнз (PR)
• Рекламные и PR-агентства
• Типографии, издательства
• Предприятия «Союзпечать» ,
РУП «Белпочта»
Провайдеры Интернета
• Деятельность СМИ координирует Министерство информации Республики Беларусь www.mininform.gov.by
АНАНИЧ Лилия Станиславовна, министр информации
Профессиональные качества журналиста. Навыки, умения, знания. Европейские стандарты журналистики
Каким должен быть журналист?
- Быстрым и информированным.Находить новости и собеседников «по горячим следам», пользоваться разными источниками (например, Twitter)
- Мобильным и независимым.Не привязан к рабочему месту и кабинету.
3. Организованным.Четко распланированная работа выгоднее, чем хаос. Самый полезный статус – «очень занят»
4. Мультимедийным.Писать тексты, готовить аудио, видеоконтент
5. Социальным.Наша главная работа – общаться со всеми и везде
6. Владеющим практическими навыками.Никто не будет спрашивать в редакциях, знаете ли ли вы теорию журналистики.
Основные заповеди журналиста
• Сам предлагай новые темы!
• Помни о срочности!
• Не забывай, что факты важнее комментариев!
• Соблюдай правило «двух источников»!
• Не подводи редакцию!
• Не ленись! Создавай контент регулярно!
• Проверяй факты!
Законодательное регулирование системы СМИ Республики Беларусь
Конституция Республики Беларусь
Закон «О средствах массовой информации» (принят
17 июля 2008 г., вступил в действие 8 февраля 2009 г.)
Указ Президента Беларуси № 60 от 1 февраля 2010 г. "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет"
Законы Республики Беларусь «О рекламе» (2007 г.), «Об авторском праве и смежных правах» (1996 г.)
Указ Президента Беларуси «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных СМИ» (1997 г.)
Декларации и кодексы журналистской этики (БСЖ, БАЖ)
Ведущие общественно-политические издания Республики Беларусь
Ну че не назовете чтоли лал сук пздц(((
Виды и принципы деятельности журналиста в СМИ
• Каждый журналист должен уметь выполнять
пять основных видов профессиональной деятельности
• Журналистская авторская
• Журналистская организаторская
• Журналистская редакторская
• Журналистика программирующая
• Журналистика производственно-технологическая
• 1. Журналистика авторская
• Выбор и обоснование темы
• Подготовка к сбору информации
• Сбор фактов, накопление материала
• Анализ фактов, их проверка, выбор
героев, цитат, цифр
• Составление плана (жанр, рубрика,
объем, стиль, заголовок, лид и др.)
• Набросок чернового варианта
• Написание текста (сценария)
Доработка и «шлифовка» текста
• 2. Журналистика организаторская
– определение людей, которых надо привлекать к подготовке публикаций, созданию теле-, радиопрограмм и передач;
– помощь нештатным авторам в подготовке материалов для СМИ;
– массовая работа (организация и проведение опросов, дискуссий и обсуждений, ток-шоу и т.д.);
– организация и проведение массовых мероприятий (просветительские, спортивные акции, конкурсы, викторины, игры и т.д.);
– работа с редакционной почтой: чтение писем, подготовка к публикации
• 3. Журналистика редакторская
– оценка степени готовности к публикации в печати или в эфире предоставленного редакции материала;
– редактирование печатного текста, аудио- и видеоматериала;
– согласование правки с автором материала.
• 4. Журналистика программирующая
– участие в разработке и концепции издания, теле-и радиоканала;
– участие в перспективном и оперативном планировании деятельности СМИ;
– планирование собственной работы, составление индивидуальных творческих планов;
– участие в коллективном анализе текущей деятельности СМИ (редакционные «летучки»).
• 5. Журналистика производственно-технологическая
– подготовка текста к печати, выходу в эфир; участие в верстке, в монтаже аудио- и видеоматериала;
– непосредственное участие в процессе выпуска информации «в свет» и «в эфир» (обязанности дежурного по выпуску и т.п.)
-- работа с системами управления сайтами (CMS), аудио- и видеомонтаж, работа в редакции интернет-издания
• Принципы деятельности журналиста в СМИ
Плановость
Оперативность
Личная ответственность
Непрерывность
Коллективность
Обратная связь с аудиторией
Корпоративная солидарность
Социальная ответственность
6. Приоритетная проблематика республиканских и региональных СМИ. Тематические модели газет разных типов