Виды и принципы деятельности журналиста в СМИ

Общая характеристика современной системы СМИ Республики Беларусь

 

Структура системы СМИ

• Печатные СМИ

• Аудиовизуальные СМИ

• Интернет-СМИ (онлайновые версии традиционынх СМИ, самостоятельные он-лайновые издания)

• Информационные агентства

Инфраструктура СМИ:

• Идеологические управления

• Пресс-центры

• Пресс-службы
Службы паблик рилейшнз (PR)

• Рекламные и PR-агентства

• Типографии, издательства

• Предприятия «Союзпечать» ,
РУП «Белпочта»

Провайдеры Интернета

 

Деятельность СМИ координирует Министерство информации Республики Беларусь www.mininform.gov.by

 

АНАНИЧ Лилия Станиславовна, министр информации

 

 

Профессиональные качества журналиста. Навыки, умения, знания. Европейские стандарты журналистики

 

Каким должен быть журналист?

  1. Быстрым и информированным.Находить новости и собеседников «по горячим следам», пользоваться разными источниками (например, Twitter)
  2. Мобильным и независимым.Не привязан к рабочему месту и кабинету.

3. Организованным.Четко распланированная работа выгоднее, чем хаос. Самый полезный статус – «очень занят»

4. Мультимедийным.Писать тексты, готовить аудио, видеоконтент

5. Социальным.Наша главная работа – общаться со всеми и везде

6. Владеющим практическими навыками.Никто не будет спрашивать в редакциях, знаете ли ли вы теорию журналистики.

Основные заповеди журналиста

• Сам предлагай новые темы!

• Помни о срочности!

• Не забывай, что факты важнее комментариев!

• Соблюдай правило «двух источников»!

• Не подводи редакцию!

• Не ленись! Создавай контент регулярно!

• Проверяй факты!

Законодательное регулирование системы СМИ Республики Беларусь

 

Конституция Республики Беларусь

Закон «О средствах массовой информации» (принят
17 июля 2008 г., вступил в действие 8 февраля 2009 г.)

Указ Президента Беларуси № 60 от 1 февраля 2010 г. "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет"

Законы Республики Беларусь «О рекламе» (2007 г.), «Об авторском праве и смежных правах» (1996 г.)

Указ Президента Беларуси «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных СМИ» (1997 г.)

Декларации и кодексы журналистской этики (БСЖ, БАЖ)

 

Ведущие общественно-политические издания Республики Беларусь

 

Ну че не назовете чтоли лал сук пздц(((

 

Виды и принципы деятельности журналиста в СМИ

Каждый журналист должен уметь выполнять
пять основных видов профессиональной деятельности

• Журналистская авторская

• Журналистская организаторская

• Журналистская редакторская

• Журналистика программирующая

• Журналистика производственно-технологическая

 

1. Журналистика авторская

• Выбор и обоснование темы

• Подготовка к сбору информации

• Сбор фактов, накопление материала

• Анализ фактов, их проверка, выбор
героев, цитат, цифр

• Составление плана (жанр, рубрика,
объем, стиль, заголовок, лид и др.)

• Набросок чернового варианта

• Написание текста (сценария)

Доработка и «шлифовка» текста

 

2. Журналистика организаторская

– определение людей, которых надо привлекать к подготовке публикаций, созданию теле-, радиопрограмм и передач;

– помощь нештатным авторам в подготовке материалов для СМИ;

– массовая работа (организация и проведение опросов, дискуссий и обсуждений, ток-шоу и т.д.);

– организация и проведение массовых мероприятий (просветительские, спортивные акции, конкурсы, викторины, игры и т.д.);

– работа с редакционной почтой: чтение писем, подготовка к публикации

 

3. Журналистика редакторская

– оценка степени готовности к публикации в печати или в эфире предоставленного редакции материала;

– редактирование печатного текста, аудио- и видеоматериала;

– согласование правки с автором материала.

 

4. Журналистика программирующая

– участие в разработке и концепции издания, теле-и радиоканала;

– участие в перспективном и оперативном планировании деятельности СМИ;

– планирование собственной работы, составление индивидуальных творческих планов;

– участие в коллективном анализе текущей деятельности СМИ (редакционные «летучки»).

 

5. Журналистика производственно-технологическая

– подготовка текста к печати, выходу в эфир; участие в верстке, в монтаже аудио- и видеоматериала;

– непосредственное участие в процессе выпуска информации «в свет» и «в эфир» (обязанности дежурного по выпуску и т.п.)

-- работа с системами управления сайтами (CMS), аудио- и видеомонтаж, работа в редакции интернет-издания

 

Принципы деятельности журналиста в СМИ

Плановость

Оперативность

Личная ответственность

Непрерывность

Коллективность

Обратная связь с аудиторией

Корпоративная солидарность

Социальная ответственность

 

 

6. Приоритетная проблематика республиканских и региональных СМИ. Тематические модели газет разных типов