Макроэкономика как наука
Барнаул 2003
ББК 65.01
Кожекин Ю.П. Экономическая теория: Учебное пособие. Часть 2. Второе изд/ Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. Центр дистанционного обучения. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. - 177 с.
Вторая часть учебного пособия включает восемь учебно-методических блоков, раскрывающих основные проблемы макроэкономики. Как и в предыдущей части каждый блок содержит учебные цели, конспект лекции и материалы для самостоятельной подготовки: контрольные вопросы, задачи и примеры их решения, тесты и ситуации. Материал излагается в доступной форме с использованием графических методов анализа и элементарного математического аппарата. Соответствует требованиям государственного общеобразовательного стандарта второго поколения.
Для студентов дистанционной формы обучения, всех интересующихся экономической теорией.
Рекомендовано к изданию на заседании кафедры основ экономической теории. Протокол № 4 от 5.12.02
Рецензент - к.э.н., доцент Т.Л. Данильчик
Учебное пособие разработано по заявке УМУ АлтГТУ, которое обладает эксклюзивным правом на его распространение.
По вопросам приобретения учебного пособия обращаться по адресу: 656099, Барнаул, пр. Ленина, 46, комн. 109а, кор. «Г», тел. 36-78-36
Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов
Учебные цели:
• представлять предмет исследования макроэкономики, ее отличие от микроэкономики, уметь определить понятия «государство» и «макроэкономическая политика»;
• знать основные модели национальной экономики, уметь охарактеризовать роль субъектов, основных типов рынков, изобразить графически и определить экономическое содержание потоков товаров, факторов, доходов и расходов;
• представлять, как различные направления экономической мысли предлагают решить проблему стабилизации совокупного спроса;
• знать определение ВНП, уметь объяснить, почему этот показатель играет важную роль в макроэкономическом анализе;
• представлять основные методы расчета ВНП, уметь вычислять ВНП по совокупным расходам;
• знать экономический смысл показателей ЧНП, НД, личного располагаемого дохода и уметь рассчитывать их путем корректировки ВНП;
• понимать различие номинального и реального ВНП, дефлятора и инфлятора ВНП;
• уметь рассчитывать индексы потребительских цен по методу Ласпейреса, Пааше и Фишера;
• понимать проблемы, возникающие при расчете ВНП и использовании этого показателя для оценки общественного благосостояния.
Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
Макроэкономика как наука
Макроэкономика — раздел экономической теории, в котором исследуются фундаментальные проблемы экономики на уровне национального хозяйства в целом.
Как самостоятельная научная дисциплина макроэкономика сформировалась после выхода в 1936 г. книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В ней автор разработал целую систему новых понятий и категорий и использовал их как инструменты функционального макроэкономического анализа, которыми пользуются в настоящее время ученые всех школ и направлений экономической науки.
Заслугой Кейнса является то, что между макро- и микроэкономикой нет непреодолимой пропасти. Весь макроэкономический анализ покоится на микроэкономическом основании — на законах спроса и предложения, на теории экономического равновесия.Но различия в задачах, целях и инструментах анализа существенны, и их надо видеть и понимать.
В центре внимания микроэкономикинаходится поведение отдельных экономических агентов: домашних хозяйств – потребителей и собственников факторов производства, фирм – производителей товаров и услуг. Объектом анализа выступают рынки отдельных товаров, спрос и предложение на них, а также рынки ресурсов.
Передмакроэкономикойстоят иные задачи. Она исследует экономические процессы в масштабе страны, т.е. условия и результаты деятельности на всех рынках всех субъектов экономических отношений.
Для исследования хозяйственных процессов в масштабе национальной экономики микроэкономического подхода недостаточно. Дело в том, что, согласно микроэкономическому подходу, разработанному классиками и усовершенствованному неоклассиками, рыночной системе присуща способность к автоматическому саморегулированию, в ходе которого обеспечивается равновесие в экономической системе при полном использовании ресурсов. Последнее означает, что в экономике производится максимально возможный объем товаров и услуг.
В реальной же экономике никогда не было полного использования ресурсов и соответствующего ему объема производства. Именно на это впервые обратил внимание Дж.М. Кейнс. Он показал, что микроэкономический способ доказательства равновесия экономической системы в целом непригоден.
Ошибку неоклассиков Кейнс проиллюстрировал на примере снижения заработной платы, которое должно было способствовать вовлечению в производство свободной рабочей силы.
На уровне отдельной фирмы (микроэкономический уровень) снижение заработной платы означает: а) снижение издержек производства; б) улучшение конкурентоспособности товара; в) увеличение занятости и рост производства.
С точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономический подход) снижение заработной платы оборачивается: а) снижением налогов; б) падением общей покупательной способности населения и государства; в) снижением занятости и производства.
Как видим, с позиций микроэкономического подхода гибкость заработной платы, ведет к полной занятости и росту производства. Напротив, на макроэкономическом уровне понижение заработной платы дает обратный результат — снижение занятости и производства.
На этом основании Дж.М. Кейнсом был сделан вывод, что использование лишь одного микроэкономического метода анализа, делающего упор на гибкость цен и заработной платы, может приводить к серьезным ошибкам и заблуждениям. Это заставило его сконцентрировать внимание при анализе национальной экономики как целого, на макроэкономическом подходе, используя для этого агрегированные субъекты, рынки и показатели.