Этиологические мифы чувашей.

Этиологическими называются мифы-повествования, объясняющие происхождение какого-либо конкретного явления природы или социальной жизни, предмета, признака. Наиболее примитивные мифы объясняют причину появления тех или иных внешних признаков у отдельных животных. Например, рассказывается, почему у зайца короткий хвост и рассеченная губа, почему у ласточки раздвоенный хвост и т.п. Этиологические мифы ступенью выше отвечают на вопросы, как и откуда взялись разные предметы. Например, как появились сурки, утренняя и вечерняя роса, хмельные напитки и табак и т.п. В мифах о происхождении животных часто поясняется, что некогда животные были человекообразными существами или людьми.

В мифах волчица представляется как прародительница, кормилица и воспитательница нашего первопредка, а волк выступает в роли вождя рода. В чувашской традиции человеку уподоблялись и многие др. животные и птицы – олени, быки, орлы, лебеди и т.д. Интересны чувашские мифы о получении огня, введении брачных правил, об изобретении ремесел, о появлении разных с/х культур, орудий и навыков хлебопашества. Есть придания о происхождении смерти.

В мифах объясняется происхождение почти всех объектов и явлений природы и социальной действительности.

О происхождении лошади рассказывается так. Во времена появления на свете предков чувашей Тура первым из животных создал крылатого коня Силсунат. От него произошли все лошади, среди которых нередко и сейчас-де встречаются особи с невидимыми крыльями. Если человек нечаянно увидел их, то конь погибает. Созданный всевышним первый крылатый конь вывел первопредков чувашей из лесных дебрей на степные просторы и привел на плодородные земли, удобные для хлебопашества.

Изобретение навыков земледелия чувашской мифологией приписывают ежу. Сотворив мир, Тура созвал всех зверей и птиц и велел им придумать способ обработки земли. Все птицы и звери собрались вовремя, опоздал только еж. За ним послали мышей. Входя в собрание, еж споткнулся и упал, все над ним рассмеялись. Еж обиделся и ушел обратно. Между тем способ обработки земли знал только он, поэтому вдогонку послали свинью, чтобы та послушала, что будет говорить еж. Вернувшись на собрание, свинья рассказала как ворчал еж: “Надо мной смеются, а сами ничего не знают! Для обработки надо иметь соху, борону, телегу. Надо вспахать землю, пробороновать, засеять, а когда вырастит хлеб, нужно сжать серпом, затем обмолотить на току цепами, обмолотивши, следует смолоть зерно, замесить тесто и испечь хлеб. И так надо поступать всю жизнь. ” Так люди обрели навык хлебопашества. С тех времен обиженный еж поедает мышей.

 

48.​ Эсхатологические мифы (о конце мира).

 

49.​ Всенародные праздники чувашей (учук, вăйă, çăварни çăварни).

Масленица –(саварни) –веселый праздник проводов зимы и встречи весны, соответствует русской масленице. Празднование саварни продолжался 2 недели. Первая неделя называлась большая масленица, а вторая малая масленица. Во время саварни в деревнях молодежь устраивала катания на лошадях, обвешенных колокольчиками и бубенчиками. Детвора каталась на салазках. Праздник открывали дети. Каждый стремился как можно раньше выйти на горку, тот кто первым прокладывал санный путь, в деревне называли «отрывающим путь вешним водам». Ближе к обеду на гору выходили молодки и катались на прялках, а к вечеру их заменяли пожилые женщины. В центре села устраивали чучело «масленичной бабы» на больших старых санях, поджигали и вытаскивали за деревню. Все одаривали друг друга подарками, угощали маслеными блинами, орехами, семечками.

Манкун-праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю, угощение молодых родственников, благославление новорожденных и новобрачных, встреча нового солнца, ожидание новых радостей и удач в жизни, переводится как «великий день», отмечался в дни весеннего солнцеворота со среды и целую неделю. В день наступления манкун рано утром детвора выбегала встречать восход солнца на лужайку в восточной стороне от деревни. Вместе с детьми выходили старики и осыпали детей зерном, хмелем. Дети, борясь друг с другом, по земле, чтобы весь год быть здоровыми. После восхода солнца дети возвращались в деревню, где взрослые угощают сладостями, орехами, колобками и крашеными яйцами. Взрослые в эту праздничную неделю ходили в гости к родственникам. В гости ходили с большим количеством гостинцев, обычно приносили семь или девять видов съестных припасов, а также каждый – свое пиво.

Акатуй- весенний праздник чувашей, посвящённый земледелию, начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после сева яровых. После великого дня (манкун) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали с/х орудия, готовили семена. Для проведения ритуальной части акатуй заранее варится пиво, готовятся съестные припасы, красятся яйца. За накрытым богатым столом собирались родственники и соседи. Руководитель ритуала, после раздачи угощений, запевает старинную песню «Сев и пашня – вековечное дело наше» и все подхватывают этот гимн земледельческому труду. После завершения песни все совершают моление, обращаясь в сторону дверей. Затем молодежь начинала гадания на яйцах и палках, в поле начинались песни, пляски, веселье. Вся деревня, проведя ритуальную часть, выходила на весеннюю пахоту. К самому торжественному заключительному циклу акатуя начинали готовиться заранее. Почти каждый дом жертвовал на акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца и т.п. В день акатуй деревня принимала праздничный вид. Соревнования происходили на лугу за деревней. Соседние деревни старались праздник проводить в разное время, молодежь и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках.

Синсе – традиционный дохристианский обрядовый цикл, приуроченный ко времени летнего солнцестояния. Он праздновался в течении 12 дней и совпадал со временем цветения ржи. Это скорее не праздник, а период отдыха и соблюдения покоя Матери-земли: нельзя было пахать, сеять, рыть землю, вывозить навоз, рубить лес, строить дома., лазить на деревья и строения. Нарушение запретов и ограничений, якобы, вызывало засуху или градобитие.

 

50.​ Межсельские праздники и обряды (ларма, девичье пиво, кража земли, обряд от градобития).

Обряд помимо выполнения многих важных функций является ре- гулятором общения людей всех возрастов. Содержание обрядов на межсельском уровне является прекрасным материалом для иллюст- рации связей между родственными деревнями.

Ларма — межсельский молодежный обряд. проходил в рамках традиционной крестьянской этики и предусмат- ривал общение молодежи разных селений [Громыко 1986: 239]. Суть обряда состоит в приглашении девушек-родственниц в гости из соседних или дальних деревень. Традиция практикова- лась повсеместно. Притом существовали постоянные партнеры-де- ревни. Так, по рассказам старожилов, девушки из д. Начар-Убеево Буинского у. бывали частыми гостями в д. Старое Ахпердино. Следует отметить, что расстояние между этими дружественными, но экзогамными деревнями составляет не менее 15 км. через поле по прямой. Цель приглашений — подготовка приданого и знакомство с парнями из экзогамной группы. Из других деревень девушек привозили на по- возках [Поле 90: 144, 207; 89: 94 и др.]. Как видим, в центре ритуала оказывается девушка из чужой деревни. Ларма практиковалась в определенные календарные сроки. Основное время проведения — зимние месяцы, сразу же после сурх- ури. Например, азбабинские девушки (Свияжский у. Казанской губ.) гостили зимой. В отличие от них самарские чуваши связывают вре- мя ларма с концом зимы — началом весны, точнее — со временем перед Çăварни. Кроме того, существовали и летние ларма, однако они не практиковали широкое вовлечение публики и предназнача- лись только для тех, кто не успевал к свадьбе подготовить вышивки. Цель девушки-гостьи — успеть приготовить приданое, жела- тельно побольше и получше, ибо дума у родителей она всегда занята повседневными делами и не имеет много свободного времени. Если говорить прямо — это была подготовка к замужеству. Основным ее занятием было прядение, ибо нитки в большом количестве шли на изготовление себе одежды и на подарок.

Мужчины на это время уходили из дома. Затем мать переда- вала свои впечатления сыну-жениху. В посиделочных увеселениях занимают важное место игры, ска- зывание сказок и пение частушек. На ларма приходили парни. Некоторые из них — из других дере- вень. Таким образом, межсельский обряд собирал девушек и парней не менее чем из трех деревень. Юноши стремились выбрать лучшую обстановку для более близкого знакомства с уже знакомой или намеча- ли себе девушку для знакомства в дальнейшем. В любом случае, важ- но было проявить инициативу и перекинуться словом, показать себя в танце, разговоре или оказать какую-либо услугу. Более смелые затевали с приглянувшимися девушками игры, потасовки, стремились хоть на короткое время уединиться

В гостях девушка находилась от недели до месяца, это зависело от объема предстоящей работы и, конечно, от того, найдется ли за это время жених по нраву. Приглашавшие обязательно отвозили де- вушку домой.

Девичье пиво хĕр сăри — обряд взрослых девушек. На меж- сельском уровне в основном проводится осенью, после завершения полевых работ. Однако имеются варианты проведения перед Новым годом и мункун. Другое название ритуала — «праздник девушек и парней». Основу участников составляют повзрослевшие девушки деревни, к ним присоединяются девушки соседних селений. Обряд начинается с совещания о необходимости проведения праздника. На этот случай одеваются в лучшие одежды: для конца ХIХ в. это суконная верхняя одежда, на голову тухья, а сверху еще лисья шапка, на ноги башмаки или кожаные сапоги, на плечо — тевет. Наряжаются все девушки одинаково [Поле 89: 112; ЧГИ 18: инв. 895: 2–3 и др.]. Зрителями могут быть все желающие. Но только они в дом, где совершается «девичье пиво», должны также прийти в нарядной одежде. Для приготовления пива и другой пищи арендуется просторный дом. Туда несут муку, соль и, конечно, хмель. Приносят также бочки, кадки, пивные корыта, горшки, ковши и другую нужную для пиво- варения утварь. Девушкам-участницам их родственники выделяют лошадей и сами же их запрягают. Смотря по погоде, используют тарантасы или дорогие сани. У лошадей в гривы заплетают ленты, а хвосты завязывают узлом. Также используют лучшую сбрую: хомут с латун- ными украшениями, ременные узды, шлея, вожжи, чересседельник. Все бляхи начищаются до блеска. На дугу вешают по одному или по два колокольчика. На одну повозку размещаются по двое-трое. Лошадьми управляют парни с нагайками. Таким образом, в деревне набирается семь-восемь повозок, движение которых представляет собой красивое зрелище. Бочки с пивом размещают на переднюю повозку, а остальные следуют за ней. Едут в соседнюю деревню, где об этом знают заранее. Посещение другой деревни и домов позволя- ет молодежи лучше узнать друг друга, сблизиться и заложить связи на дальнейшее. В число принимающих домов обязательно входят и родственники. Завершив маршрут обхода, договариваются об ответ- ном посещении молодежи в следующем году. Войдя в дом, хозяев сажают за стол, вручают по кружке пива, и все участники кла- няются им. Затем хозяева выпивают кружки, все встают. Начинается угощение зрителей. Одного из участников выбирают старшим, его функция заключается в сборе денег с присутствующих. Кто выпива- ет кружку, тот обязан на дно кружки положить монету, кто сколько может. За малую сумму никого не упрекают. Сборщик кладет деньги в кошелек. После набранная сумма пересчитывается и делится меж- ду девушками поровну. Эти деньги родителям не отдаются. Обряд длится весь день и всю ночь. Кончив пиво, возвращаются домой. Если пиво остается, веселье продолжается и в своей деревне.

Кража земли — межсельский ритуал с целью устранения низ- кой урожайности. С той же целью могли совершить кражу воды и колосьев. «Обряд справлялся только в исключительных случаях, а именно при систематических недородах земли» [Элле 1935: 11]. Полагали, что плодородную землю похитили жители чужой дерев- ни. Кражи действительно имели место. Так, документально зафик- сирована кража земли из с. Абызово Ядринского у. в 1864 и 1874 гг. Тюрлеминцы объясняли неудовлетворительный урожай тем, что их землю в старину похитили жители д. Масловка. Из-за кражи земли могут случиться, полагали, и другие общественные несчастья. Тогда шли в поле и искали свежие, изрытые лопатами места

Старики на общих сходках (базаре, ярмарке) поднимали вопрос о ежегодных неурожаях и искали причины. Им кто-либо из знахарей делал намек на кражу земли. Старики решались браться за дело — съездить тайком на поле чужой деревни. Поскольку земля символизирует плодородие, она в данном об- ряде воспринимается как невеста, которую должен украсть жених. В качестве жениха выбирали юношу — единственного сына в чьей-либо семье. Когда находили такого парня, то его всей деревней оде- вали в лучшую одежду, угощали, давали вещи для обеспечения даль- нейшей жизни. Согласно обычаю, этот парень по-настоящему уже не мог жениться. Поскольку поговаривали, что такой жених вскоре умрет, вместо него частенько подбирали старика, которому недолго осталось жить. После выбора жениха готовили еду к «свадьбе» — это сбор со- лода с населения и приготовление несколько десятков ведер пива, а также каравая хлеба и элементарной закуски. При определении места кражи, как правило, выбирают деревню чужой волости. Выезжают ночью скрытно, однако поезд из несколь- ких повозок оформляют нарядно: берут с собой волынщика, на дугу вешают колокольчики. Переехав границу волости, колокольчики под дугами приглушают. Подъехав к чужому хлебному полю, снимают с повозки жениха и приступают к молению. Старик, обращаясь к полю, говорит: «Вот, мы приехали к тебе с красивым и умным женихом, богатая и дорогая невеста: знаем, что у тебя сосчитать нельзя богатства, а у нашего жениха оценить нельзя горячность любви к тебе». Жених кланяет- ся до земли.

Ритуал кражи земли совершается тайно и не разглашается. Молодых строго предупреждают, чтобы они молчали об увиденном. При этом им грозят лишеним наследства. По этой причине этноло- ги располагают малой информацией по этому обряду.

Обряд от градобития проводился несколькими деревнями со- обща. В Спасском у. Казанской губ., например, участвовали 6 селе- ний [ЧГИ 21: 11–13]. Длился обряд 5 дней. Как и в других случаях, местом жертвоприношения служила площадка с находящейся рядом водой. В жертву ежедневно приносили лошадь, теленка, овцу, гусей и уток. Пресная лепешка и каша входили в состав обрядовой еды. Моление проводилось одетыми в сукман стариками, которые в это время держали шапки под мышкой. Обращались они, как всегда, на восток. Остальная масса людей стояла, держа в руках по кусочку мяса. Один из стариков произносил слова молитвы, а другие пос- ле каждого оборота речи повторяли: «Чÿк, довольствуйся». После этих слов следовал земной поклон. Текст молитвы во многом схож с молитвой чÿклеме, т.е.

 

51.​ Общесельские праздники и обряды: обряды очистительные (сĕрен, прохождение в ворота, девичья пахота); обряды земледельческие (инициирование дождя, çинсе, ака, выход на жатву и прделении места кражи, как правило, выбирают деревню чужой волости. Выезжают ночью скрытно, однако поезд из несколь- ких повозок оформляют нарядно: берут с собой волынщика, на дугу вешают колокольчики. Переехав границу волости, колокольчики под дугами приглушают. Подъехав к чужому хлебному полю, снимают с повозки жениха и приступают к молению. Старик, обращаясь к полю, говорит: «Вот, мы приехали к тебе с красивым и умным женихом, богатая и дорогая невеста: знаем, что у тебя сосчитать нельзя богатства, а у нашего жениха оценить нельзя горячность любви к тебе». Жених кланяет- ся до земли.

Ритуал кражи земли совершается тайно и не разглашается. Молодых строго предупреждают, чтобы они молчали об увиденном. При этом им грозят лишеним наследства. По этой причине этноло- ги располагают малой информацией по этому обряду.

Обряд от градобития проводился несколькими деревнями со- обща. В Спасском у. Казанской губ., например, участвовали 6 селе- ний [ЧГИ 21: 11–13]. Длился обряд 5 дней. Как и в других случаях, местом жертвоприношения служила площадка с находящейся рядом водой. В жертву ежедневно приносили лошадь, теленка, овцу, гусей и уток. Пресная лепешка и каша входили в состав обрядовой еды. Моление проводилось одетыми в сукман стариками, которые в это время держали шапки под мышкой. Обращались они, как всегда, на восток. Остальная масса людей стояла, держа в руках по кусочку мяса. Один из стариков произносил слова молитвы, а другие пос- ле каждого оборота речи повторяли: «Чÿк, довольствуйся». После этих слов следовал земной поклон. Текст молитвы во многом схож с молитвой чÿклеме, т.е.

 

51.​ Общесельские праздники и обряды: обряды очистительные (сĕрен, прохождение в ворота, девичья пахота); обряды земледельческие (инициирование дождя, çинсе, ака, выход на жатву и пр.); обряды молодежные (сурхури, улах и пр.)

Серен

весенний праздник низовых чувашей, посвящённый изгнанию из селения злых духов. Проводился накануне великого дня (манкун), а местами также перед летними поминками усопших предков – накануне симёк. Проводятся соревнования по конным скачкам, борьбе, бегу. После соревнований участники обряда уходят в сторону кладбища к западу от деревни и в овраге разводят костер. Вокруг костра втыкают рябиновые прутья и все трижды перепрыгивают через костер. После трапезы все раздеваются, трижды подбрасывают вверх верхнюю одежду и шапки. Делается это для того, чтобы изгнать спрятавшихся там злых духов. Старики приносят в жертву умершим сородичам остатки съестного и молятся.

СИНСЕ.

В старину, как только посеянная рожь начинала цвести, старики объявляли о наступлении «Синсе». В это время в колосьях начинали образовываться зёрна, земля считалась беременной, и её ни в коем случае нельзя было беспокоить.

Все люди одевали только белые вышитые одежды. Запрещалось пахать, рыть землю, стирать бельё, рубить лес, строить, рвать траву и цветы, косить и т.п.

Считалось, что нарушение этих запретов может привести к засухе, ураганам или другим бедствиям. Если что-нибудь запретное совершалось, то старались загладить вину – приносили жертву и молились земле-матушке, просили у неё прощение.

Время «Синсе» это – праздник и отдых для людей, старики собираются на завалинках, ведут беседы. Ребятишки играют в различные подвижные игры. После захода солнца молодёжь выходит на улицу водят хороводы.