Среди знахарей выделялись костоправы, массажисты, повивальные бабки, были умельцы, выдергивавшие зубы, лечившие глаза, а также умевшие останавливать кровотечение.

Знахари лечили от болезней с помощью разных трав, корений, плодов, ягод. На территории Чувашии произрастало более 300 видов лечебных растений. До сих пор лечение травами считается самым безопасным и полезным. Использовали также мёд, глину, золу, деготь, серу, кровь животных, мясо медведя, лося, собаки. Знахари применяли окуривание дымом от можжевеловой или какой другой веточки. Многие процедуры делались в бане, где, например, в больших кадках запаривали растения и получалась своеобразная ванна для лечения суставов.

Очень характерным для чувашей было лечение трудом. Когда, например, человек при первых признаках простуды не ложился в постель, а принимался за тяжелую физическую работу, то вместе с потом выгонялась и болезнь. Чуваши считали, что без труда, в безделье человек может сойти с ума.

Особым способом лечения, известным у многих народов, было применение наговоров вeрy — особых поэм с необычным смыслом. Считалось, что с помощью этих «волшебных» слов можно вылечить человека или как-то воздействовать на него. Вот, к примеру, наговор для лечения ребенка, заболевшего, как считал знахарь, от сглаза:

«Прибыла старуха Ашапатман, во рту единственный зуб, сзади единственный волос, она лечит, она исцеляет.

Оседлала своего белого коня, накинула свою белую епанчу, привела своего белого пса.

Ху, темные тучи надвигаются, гром гремит, молния сверкает, на дома дождь льет, с домов на черную землю льет, отмывает, очищает.

Пусть и с Атнара сглаз уйдет, очистится.

И если сглазили черные глаза, и если сглазили желтые глаза, и если сглазили карие глаза, и если сглазили голубые глаза, и если сглазили белесые глаза, и если сглазили серые глаза, и если сглазили синие глаза, эта старуха Ашапатман прибыла, она лечит, она исцеляет.

Золотой шпагой отрезает, золотой метлой выметает.

Пусть также и Атнар очистится, до ночи да будет успокоение, да завтра да будет выздоровление, да будет благополучным, да вырастет большим, да будет здоровым, аминь».

Несомненно, что настоящие знахари обладали экстрасенсорными способностями и были опытными психотерапевтами. До сих пор современные врачи применяют некоторые приемы древней народной медицины.

 

44.​ Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки.

Чувашская космогония — объяснения в народных представлениях происхождения тĕнче (мира) в определенной последовательности: хаос -> огонь и вода -> вода и суша -> Земля и Небо -> Солнце, Луна, звёзды -> время -> растения -> животные -> человек.

Из первозданных вод возникли Земля и Космос. Разъединение огня и воды, Земли и Неба, по чувашской космогонии, произошло без вмешательства богов. Создатели дуалистических феноменов: огонь — вода, Небо — Земля, день — ночь, свет — тьма и т. д. выступают в зооморфных и антропоморфных образах.

Турă (Бог) сотворил всё доброе и хорошее, а Шуйттан — всё плохое и отрицательное, вместе с тем между этими силами существовала договорённость. Выступающие в чувашской космогонии противоборствующие начала — Добро и Зло — находят себе параллель в древнеиранской мифологии.

В мировом океане покоятся космические опоры — горизонтальная (земная твердь) и вертикальная (мифическая Первогора, или мировая гора (Ама ту), и мировое дерево (Ама йывăç)). Ама ту воспринимается как образ мира, его центр, где пересекаются все оси мира. На вершине горы находятся мировое дерево (Ама йывăç), соединяющее верхний, средний (земной) и нижний миры, и молочное озеро.

Основу чувашской космогоничной мифологии составляет мифологема о браке Неба и Земли, мужских и женских начал. Представление об отделении от Земли Неба, находившегося вначале рядом с ней, вследствие его осквернения, встречается в учении Зороастра.

По чувашской космогонии, вся Вселенная состоит из семи этажей, из которых три располагаются поверх Земли, четвертый — земная поверхность, остальные три находятся под землёй. Небесный мир состоит из семи ярусов. Центральное место в чувашской космогонии отведено верховному богу — Çӳлти Турă и его близким — Кепе, Пӳлĕхçĕ, Пихампару.

Чувашская космогония включает в себя мифические сюжеты о небесных светилах — Солнце, Луне, Млечном Пути. Нашло в ней отражение Мировое яйцо, из которого возникает Вселенная. Космогоническая функция Мирового яйца соотносится с важной ролью яиц в обрядах.

Узоры чувашской вышивки иллюстрируют представления о троичном делении мира, о семи сферах Вселенной. Чувашская космогония отражена в саламалике — речи старшего дружки на свадьбе, включающей такие атрибуты мироздания, как золотой дуб (мировое дерево), остров (первосуша) посреди озера или моря (первичный хаос), водоплавающая птица (демиург).

Киреметище с постройками, со строением на четырёх столбах, деревом, ключом, склонами берега и т. д. изображает модель мира.