Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды

Понятие страхового взноса можно рассматривать в нескольких аспектах. В материальном аспекте страховой взнос в государственные социальные внебюджетные фонды – это сумма, периодически вносимая страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.

В правовом аспекте страховой взнос – это вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закрепленные в нормативных правовых актах, в целях финансового обеспечения гарантированных государством прав граждан на пенсию, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.

Выделяют следующие принципы установления, введения, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

- принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов;

- принцип законности и публичности;

- принцип единства и федерального характера;

- принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков;

- принцип возвратности страховых взносов;

- принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение различных категорий плательщиков страховых взносов;

- принцип целевого использования страховых взносов в рассматриваемые фонды.

До принятия ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»[3] одним из основных источников формирования государственных социальных внебюджетных фондов являлся единый социальный налог (далее – ЕСН). Данный налог с 1 января 2002 г. стал вместо трех внебюджетных фондов зачисляться в определенных законом долях в федеральный бюджет и два внебюджетных фонда – Государственный фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования в РФ. ЕСН являлся федеральным налогом, поэтому применялся на всей территории РФ.

С 1 января 2010 года вступил в силу закон о страховых взносах № 212-ФЗ, который призван регулировать следующие отношения:

1) связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФОМС и территориальные фонды ОМС на обязательное медицинское страхование;

2) возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Действие указанного закона не распространяется на следующие правоотношения, связанные: 1) с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 2) с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Данные правоотношения регулируются такими законами, как:

- № 118-ФЗ от 05.08.2000 (ред. от 27.12.2009) «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»;

- № 125-ФЗ от 24.07.1998 (ред. от 28.11.2009) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

- № 1499-1 от 28.06.1991 (ред. от 24.07.2009) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Плательщики страховых взносов подразделяются на две группы.

К первой группе, которая называется «лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам», относятся: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. Ко второй группе относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Для каждой группы плательщиков установлены особенности уплаты и исчисления страховых взносов. Тот факт, что индивидуальные предприниматели включены в обе группы плательщиков, не свидетельствует об их двойном обложении. Речь идет о разных основаниях обложения (ч. 3 ст. 5 закона о страховых взносах № 212-ФЗ).

Объект обложения, т.е. то, с чего взимается указанный взнос, меняется в зависимости от плательщиков:

 

плательщики объект обложения примечания
организации и индивидуальные предприниматели выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по следующим договорам: - трудовым и гражданско-правовым, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам); - авторского заказа; - об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства; - издательским лицензионным договорам; - лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. указанные выплаты и вознаграждения не признаются объектом обложения, если они начислены в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства: 1)по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории России; 2)в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории России в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Не относятся к объекту обложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав)
физические лица, не признаваемые индивидуальны-ми предпринима-телями выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками в пользу физических лиц
индивидуальные предпринимате-ли, адвокаты, нотариусы   уплачивают страховые взносы в ПФР и фонды ОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ (в эти правоотношения могут добровольно вступить).

 

База для начисления страховых взносовопределяется также в зависимости от вида плательщиков:

плательщики база для начисления страховых взносов
организации и индивидуальные предприниматели сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства; издательским лицензионным договорам; лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства);
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями сумма выплат и иных вознаграждений за расчетный период в пользу физических лиц (по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг);
индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы расчет сумм страховых взносов производится ими самостоятельно в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.  

 

При применении указанных страховых взносов следует иметь в виду, что ст. 9 закона о страховых взносах № 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению, в частности: различные государственные пособия; все виды установленных компенсационных выплат; суммы единовременной материальной помощи и т.п.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. С1 января 2011 годабудут применяться следующие тарифы страховых взносов: ПФР - 26 %; ФСС РФ - 2,9 %; Федеральный фонд ОМС - 2,1 %; территориальные фонды ОМС - 3 %.

Стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.

Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом[4] на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов различными категориями плательщиков установлены в статьях 15, 16 закона о страховых взносах № 212-ФЗ.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФСС РФ, Федеральный ФОМС и территориальные фонды ОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

- ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды ОМС,

- ФСС РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ.

Правовой основой взимания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на территории РФ, помимо закона о страховых взносах № 212-ФЗ, является ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 Закона № 166-ФЗ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Обязательные платежи - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Само понятие трудовой пенсии дано в ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009), под которой понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом.

Виды трудовых пенсий и их структура также установлены указанным законом. Так, трудовые пенсии могут быть следующих видов: 1) по старости; 2) по инвалидности; 3) по случаю потери кормильца.

Нетрудоспособным гражданам устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В правоотношениях по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страхователи, страховщик и застрахованные лица, которые одновременно являются субъектами обязательного пенсионного страхования[5].

Страховщиком (т.е. тем, кто осуществляет обязательное пенсионное страхование) является ПФР, его территориальные органы, а также негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

Страхователями, т.е. теми, кто уплачивает указанные страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- работающие за пределами территории Российской Федерации в случае добровольной уплаты страховых взносо;

- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

- священнослужители;

- иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с законом[6].

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется на основании тарифов, под которыми понимается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов определяется в соответствии с законом о страховых взносах № 212-ФЗ. В соответствии с ч. 4 ст. 8 указанного закона для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями), база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством РФ.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и фонды ОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются одним из самостоятельных, целевых и постоянных обязательных платежей, зачисляемых в Фонд социального страхования РФ.

В соответствии со ст. 20 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 28.11.2009) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», при формировании средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний могут быть использованы обязательные страховые взносы страхователей; взыскиваемые штрафы и пени; капитализированные платежи, поступившие в случае ликвидации страхователей; иные законные поступления.

Средства на осуществление данного страхования формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей вне зависимости от других взносов на социальное страхование и отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования РФ, утверждаемого федеральным законом, отдельными строками. Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.

Страховой взнос - это обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

Под страховым тарифом в данном случае понимается ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных. Страховой тариф зависит от класса профессионального риска (т.е. уровня производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившегося в отраслях (подотраслях) экономики).

Страхователями являются юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ и нанимающая граждан РФ) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Страховщиком является Фонд социального страхования РФ.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на следующих правовых принципах:

- гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

- экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих рассматриваемому страхованию;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

- дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством РФ. Класс профессионального риска для конкретной отрасли определяется в зависимости от величины суммарных затрат в этой отрасли на возмещение в истекшем календарном году вреда, причиненного застрахованным в результате несчастных случаев на производстве. Самый низкий класс – 01 (ремонт меховых изделий, федеральный суды и др.), последний – 22 (угольная и сурьмяно-ртутная промышленность и др.). Для некоторых категорий страхователей применяются пониженные ставки (60% от размера) страховых тарифов.

Суммы страховых взносов должны быть перечислены страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.

Государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью страховщика и осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется Счетной палатой РФ, а в части использования ассигнований из федерального бюджета - также федеральным органом исполнительной власти в области финансов.

Не реже одного раза в год страховщик обеспечивает осуществление проверки своей финансово-хозяйственной деятельности специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС[7].

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Правовой основой платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения является Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 24.07.2009) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Указанные платежи осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

Добровольное медицинской страхование осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договора.

Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование устанавливаются по соглашению сторон.