Инвентаризация, техника ее проведения
Под инвентаризацией понимается установление на определенный момент фактического наличия средств и их источников путем проверки их в натуре. Целью инвентаризации является сличение фактического наличия хозяйственных средств с данными текущего бухгалтерского учета, т.е. выявление излишков, недостач, пересортиц и неточностей в учете, приведение данных учета в соответствие с фактическим наличием средств.
В зависимости от полноты охвата средств инвентаризация подразделяется на: полную и частичную.
Полная инвентаризация охватывает все без исключения средства организации. Она обязательно проводится не реже одного раза в год, обычно перед составлением годового отчета по состоянию на 1 января.
Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств, например, материалы, расчеты с покупателями и т.д.
По своему характеру инвентаризации подразделяются на плановые и внезапные.
Техника проведения инвентаризации:
· Приказом по организациисоздается комиссия в составе материально-ответственного лица, представителя бухгалтерии и независимого лица.
· Комиссия предъявляет материально-ответственному лицу приказ, берет у него расписку в том, что последний отчет он сдал в бухгалтерию и никаких документов на руках не имеет.
· Склад опечатывается и начинается проверка. Ценности подсчитываются, измеряются, взвешиваются и записываются в особый документ "Опись остатков материальных ценностей". Эта опись имеет следующие реквизиты:
· номер по порядку,
· наименование ценностей,
· единица измерения,
· количество,
· цена,
· сумма.
Итоги по каждой странице описи подсчитываются по сумме и количеству товарных единиц. И то и другое записывается прописью. Каждая страница подсчитывается всеми членами комиссии. На последней странице подсчитывается общая сумма и общее количество товарных единиц.
На последней странице описи заполняется юридическая справка о том, что "инвентаризация проводилась в моем присутствии, претензий к комиссии по количеству ценностей и весу не имею. Ценности на сумму ______ принял на ответственное хранение". Подпись. Дата.
Опись составляется в 3-х экземплярах. Один из них под расписку вручается материально-ответственному лицу. Два первых экземпляра передаются в бухгалтерию.
· По материалам инвентаризации составляется сличительная ведомость. В ней указываются данные описи, данные бухгалтерского учета, недостача, излишки, пересортица. Сличительная ведомость подписывается руководителем организации и главным бухгалтером. Согласительная подпись ставится материально-ответственным лицом.
Контрольные вопросы
1. Какое место занимает первичный учет в системе бухгалтерского учета.
2. Дайте определение документации классификацию документов.
3. В каких случаях проведение инвентаризации обязательно.
4. Кем и как используются результаты инвентаризации.