Государственные и муниципальные внебюджетные фонды в системе целевых государственных и муниципальных денежных фондов

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Административного права

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

административного права

полковник милиции

 

С.Н. Бочаров

Дисциплина: «Финансовое право»

Фондовая лекция

 

 

Тема № 6: «Внебюджетные фонды»

 

 

Подготовил:

Доцент кафедры административного права,

кандидат экономических наук, доцент

майор милиции О.В. Курбатова

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

«___» ________________ г., протокол № ____

Москва 2010

Вопросы:

1. Государственные и муниципальные внебюджетные фонды в системе целевых государственных и муниципальных денежных фондов.

2. Организационно – правовые основы деятельности государственных социальных внебюджетных фондов.

3. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.

Введение

История возникновения и развития целевых денежных фондов уходит в далекое прошлое. Их создание было связано с тайной деятельностью правительств различных государств. Специальные денежные фонды были характерны для финансовой деятельности государства задолго до появления единого государственного бюджета.

В России целевые государственные и местные денежные фонды полноценное развитие получили в 90-х гг. ХХ века. В числе первых были созданы Пенсионный фонд РФ, дорожные фонды РФ и другие в связи с необходимостью финансирования приоритетных социальных и экономических задач.

Начиная с 1994 г. формируются целевые фонды в рамках бюджета (целевые бюджетные фонды), а также принимается правовая база для создания отраслевых внебюджетных денежных фондов и целевых фондов Правительства РФ. В настоящее время наметилась тенденция ограничения количества целевых фондов. Однако это не означает полного отказа от них, поскольку с их помощью аккумулируются значительные денежные ресурсы и направляются на проведение различных существенных для государства мероприятий. Доказательством этому служит глава 17 БК РФ, посвященная государственным внебюджетным фондам Российской Федерации.

Государственные и муниципальные внебюджетные фонды в системе целевых государственных и муниципальных денежных фондов

 

Целевые денежные фонды являются одним из институтов финансовой системы Российской Федерации и представляют собой особую форму образования и расходования денежных средств, направленных на обеспечение строго целевого финансирования конкретных мероприятий на наиболее приоритетных участках экономического и социального развития.

В финансовом праве термин «фонд» понимается в нескольких значениях: 1) как соответствующая организация (орган), например, Пенсионный фонд, 2) собственно фонд денежных средств, который формируется за счет установленных законом источников, аккумулируемых на определенных счетах и предназначенных для определенных целей.

В системе целевых государственных и местных денежных фондов выделяют следующие их виды:

- государственные и местные внебюджетные фонды;

- отраслевые (ведомственные) внебюджетные фонды;

- целевые бюджетные фонды;

- целевые фонды Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ.

Государственные и муниципальные внебюджетные фонды создаются соответственно на основании законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных нормативных актов субъектов РФ, нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.

Среди внебюджетных фондов выделяют фонды социальной и экономической направленности.

Социальные фонды созданы в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Правовые основы деятельности социальных государственных внебюджетных фондов, к которым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, определены главой 17 БК РФ. Целью их создания является реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Особенностью названных социальных внебюджетных фондов является то, что они представляют собой самостоятельные финансовые учреждения, денежные средства которых находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органам исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предусмотрен п. 11 ст. 145 БК РФ.

Доходы рассматриваемых фондов формируются за счет: налоговых доходов; страховых взносов; безвозмездных поступлений; штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба; других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Особенностью расходования средств фондов является их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов.

Исполнение бюджетов социальных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Фонды подотчетны Федеральному Собранию. Это проявляется в том, что по итогам исполнения бюджетов органами управления фондов составляются отчеты об исполнении бюджетов, которые представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федеральных законов.

Контроль за использованием средств фондов возложен на Федеральное казначейство РФ и Счетную палату РФ.

Помимо указанных социальных государственных внебюджетных фондов значительная роль отводится экономическим государственным внебюджетным фондам. Среди них выделяют региональные внебюджетные фонды развития жилищного строительства.

Правовой режим региональных внебюджетных фондов развития жилищного строительства определяется Примерным порядком формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.1994 № 664 во исполнение Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2281 «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы».

Фонды образуются для решения следующих задач: создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу; аккумуляции добровольных взносов предприятий и организаций, предназначенных на жилищное строительство; поддержки участия граждан в финансировании строительства или приобретения жилья; развития конкуренции в сфере жилищного строительства и др.