в) внутреннее облучение по пищевым цепочкам и по ингаляционному пути.

В систему нормативов техногенного воздействия на окружающую среду входит широкий класс экологических нормативов, включающих нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты размещение твердых отходов, квоты изъятия природных ресурсов, а также многочисленные нормы и регламентации различных сторон хозяйственной деятельности.

Постановка задачи по соблюдению пороговых нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде, водоемах и почвах и поступления загрязняющих веществ от предприятия при его эксплуатации привела к практике распределения квот и долей между субъектами хозяйствования на право загрязнять окружающую среду.

Третью группу, так называемых, «экологических» норм, составляют требования к процессу организации и ведению хозяйственной деятельности с целью недопущения нерегулируемого воздействия на окружающую среду. Этими нормами обустраиваются все стадии подготовки обосновывающей документации о развитии хозяйственной деятельности — природопользования, эксплуатации предприятия, а также организации контроля за его эксплуатацией. Группа процедурных норм (ПН) представлена следующими видами норм и правил:

· технические нормы;

· градостроительные нормы;

· рекреационные нормы;

· организационные нормы;

· распорядительные нормы;

· терминологические нормы.

Существенным недостатком существующей системы экологиче-ского нормирования является отсутствие интегральных показателей предельно допустимого воздействия на отдельные компоненты природной среды и экосистемы в целом. Для обеспечения устойчивого (ноосферного) развития важно знать границу количественного .изменения нормативов экосистемы, при котором сохраняется биологическое разнообразие в экосистеме, продолжаются процессы обмена веществ и энергии и не меняется способ функционирования различных ее компонентов.

К недостаткам существующей системы экологического нормирования можно отнести отсутствие четкой связи с экономическими инструментами защиты природы. Применяемые в России ПДК являются более жесткими в сравнении с зарубежными (табл. 5). Поэтому эти экологические нормативы во многих случаях не соблюдаются.

 

Таблица 53

Сравнительная характеристика предельно допустимых (среднесуточных) концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в отдельных странах, мг/м3

Страна Вид загрязняющего вещества
сернистый ангидрид диоксид азота оксид углерода пыль
Россия Япония Австрия Швейцария ФРГ Канада 0,05 0,12 0,2 0,1 0,14 0.12 0,04 0,08 0,1 0,08 0,08 0,16 3,0 12,5 7,0 8,0 10,0 … 0,15 0,1 0,12-0,2 0,15 0,15 0,2

 

Источник: Каленский И.В., Рехтин Н.Е. Современные действующие стра­тегии и стандарты охраны окружающей среды в США //Сталь 1991. № 11.

 

Подтверждение тому является значительное превышение ПДК. в отдельных городах и регионах страны. Система нормативов, отно­сящихся к охране окружающей среды, должна отвечать следующим требованиям:

• выполнимость и контролируемость нормативов при совре­менном техническом уровне производства и приборо-измерительной базы;

• экономическая обоснованность их достижения.

Система ПДК представляет собой пример, не отвечающий пе­речисленным требованиям. Однако нет необходимости отказывать­ся от нее, так как ПДК характеризует тот уровень, ниже которого концентрация вредных веществ безопасна для здоровья населения. ПДК по сути дела представляет собой нормы — ориентиры (стан­дарты), указывающие направления и конечную цель, к которой следует стремиться в экологической политике.

Поскольку достижение указанных норм может быть осуществ­лено через определенные последовательные этапы, общество нуж­дается в промежуточных вешках, обозначающих эти этапы. Этим целям служат прогрессивные нормативы выбросов (сбросов), уста­навливаемые на определенный срок (например, 5 лет). После за­вершения срока и выполнения требований вводятся новые норма­тивы с более жесткими требованиями и так вплоть до достижения источниками загрязнения экологических стандартов. При этом представляется возможность не только ставить перед загрязнителя­ми конкретные текущие, среднесуточными долгосрочные задачи по сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, но и целе­направленно управлять этими процессами.

С помощью общих, унифицированных экологических нормативов можно гармонизировать управление внешними торгово-экономическими отношениями. Ныне эффективная внешнеторговая политика любой страны практически немыслима без установления системы про­грессивных экологических нормативов на экспортные изделия, мате­риалы, сырье без их согласования и нормативами главных торгово-экономических партнеров, без постоянной корректировки по мере обновления нормативов у партнеров.

В соответствии с существующим законодательством Российской Федерации при нарушении требований нормативов качества окру­жающей среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воз­действия на окружающую среду могут быть ограничены или пре­кращены по предписанию природоохранных органов, а также орга­нов санитарно-эпидемиологического надзора. Поэтому экологиче­ское нормирование играет исключительно важную роль в переходе к устойчивому развитию

Из нашей монографии:

В настоящее время в методике экологического нормирования преобладает исторически сложившийся антропоцентрический подход, основанный на санитарно-гигиенических нормах, лимитирующих концентрацию загрязняющих веществ (ПДК, ПДС, ПДВ и др.) в различных компонентах природной среды. Такой подход в нормировании направлен на защиту человека и отдельных видов биоты. Но очевидно, что экологическое нормирование должно обеспечивать устойчивое развитие природно-технических геосистем в целом. Таким образом, необходимо проводить разработку вторичных нормативов – предельных значений технико-технологических показателей. Именно вторичные нормативы обеспечивают выполнение первичных нормативов (требуемого состояния экосистем, уровней загрязнения и т.д.). Установление таких обратных связей в системе «производство – окружающая среда», т.е. в природно-технической геосистеме в полной степени соответствует ее устойчивому равновесию и минимизации экологических издержек.

Примером, показывающим негативные последствия отсутствия таких обратных связей. В районах Крайнего Севера за последние 30 лет наблюдается интенсивная деградация оленьих пастбищ, причем 70% деградации пастбищ связано с перевыпасом оленей, 15% – техногенными загрязнениями и нарушений тундры. Такое же положение имеет место и в Ямало-Ненецком автономном округе. Начиная с 90-х годов в связи с развитием рыночных отношений произошло резкое увеличение поголовья оленей в личных хозяйствах. На полуострове Ямал поголовье оленей превышает потенциальную оленеемкость почти в 4 раза.

В законе об окружающей среде впервые в отечественной законодательной практике введены технологические нормативы, которые должны устанавливаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Однако, в какой степени экономические и социальные факторы должны учитываться – неясно. Не понятно кем и как эти нормативы должны устанавливаться. Есть опасность, что наделенный правом устанавливать технологические нормативы может «пойти навстречу» какому-то предприятию и снизить требования, хотя это может иметь неблагоприятные последствия для природы и людей. Возможна и другая крайность, когда чрезмерно жесткое нормирование может служить тормозящим фактором развития производства. Законодательная поддержка технологического нормирования сама по себе является прогрессивным шагом. Однако статья 23 закона по части установления этих нормативов требует расширенного толкования при практической реализации и в соответствующих подзаконных актах, а именно: наряду с экономическими и социальными факторами необходимо учитывать экологические (природные) факторы. При такой расширенной трактовке технологические нормативы по своей сути и будут вторичными нормативами, обеспечивающими выполнение первичных нормативов допустимой антропогенной нагрузки и допустимого воздействия на окружающую среду. Это особенно важно для России, природопользование в которой реализуется в различных природно-климатических условиях от Арктической зоны до субтропиков Черноморского побережья. Соответственно и резко различаются экологическая техноемкость территорий и ассимиляционный потенциал природной среды. Технологические нормативы пригодные для одного региона могут быть непригодными для другого. Поэтому при разработке и утверждении этих нормативов решающую роль должны играть субъекты Российской Федерации. К проблемам охраны окружающей среды наиболее адекватным является региональный уровень.

При обустройстве Ямбургского газоконденсатного месторождения использован целый ряд проектных решений, учитывающих природно-климатические условия региона (кустовой и наклонный методы бурения скважин, строительство установок комплексной подготовки газа большой единичной мощности). Это позволило существенно уменьшить техногенную нагрузку на почвенно-растительный покров тундры за счет:

1) сокращения количества отсыпаемых площадок;

2) внутрипромысловых дорог, протяженности технологических коммуникаций;

3) транспортировки охлажденного газа по трубопроводам с надежной теплоизоляцией,

4) использование свайных оснований при строительстве.

Все это позволило сохранить естественный температурный режим многолетнемерзлых пород. В настоящее время этот опыт используется при обустройстве Заполярного нефтегазоконденсатного и Тазовского месторождений.

Установление вторичных нормативов отнюдь не сужает возможности техносферы. Есть два пути приведения в соответствие вторичных нормативов к первичным. Если производство не удовлетворяет требованиям охраны окружающей среды, либо оно сокращается и закрывается, либо технология совершенствуется до уровня удовлетворения допустимого воздействия на окружающую среду. Смена прежнего порочного принципа «план – любой ценой», новым еще более порочным принципом – «прибыль – любой ценой» является абсолютно недопустимой.

Развитие современной нормативно-правовой базы, целенаправленной на устойчивое существование природно-технических геосистем, может быть положена в основу конструктивного диалога между «технократами» и «зелеными» и, в конечном счете, может служить одним из механизмов перманентного («при соблюдении интересов сегодняшнего дня заботится о будущем») перехода к обществу разумного потребления. Поэтому является своевременной разработка и реализация федеральных, региональных и ведомственных научных программ по обоснованию и систематизации нормативной базы в области охраны окружающей среды.

Вторичные нормативы должны составлять научно обоснованную содержательную основу мероприятий ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) и экологической экспертизы, которые имеют четко выраженный региональный аспект.

Структура и содержание подсистемы экологического нормирования представлена на рис.1.

Рис.1. Структура мероприятий экологического нормирования

В этой структуре важное значение имеют стандарты. В частности, внедряемые в настоящее время в ОАО «Газпром» международные стандарты ИСО 14000 позволят улучшить природоохранную деятельность и уменьшить техногенное воздействие на окружающую среду.

Необходимость комплексного подхода к проблемам экологического нормирования обуславливается также развитием малого предпринимательства, экологические издержки которого могут быть значительными. Крупные предприятия и компании – на виду, они расходуют на природоохранные мероприятия значительный объем средств. В то же время, мелкие предприятия или не могут себе этого позволить, или не хотят. При этом особую значимость приобретает роль региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

Комплексный подход к проблемам нормирования особенно актуален для условий Крайнего Севера, природные экосистемы которых имеют очень узкий предел толерантности к внешним воздействиям.