Без соответствующих задатков хорошие способности развить невозможно, но задатки – это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности.
Подавляющее большинство учёных-психологов считает, что задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющее индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Т.о. задатки заданы человеку от рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Этим они отличаются от способностей, которые приобретаются в результате обучения. Чтобы иметь задатки, человеку не нужно прилагать со своей стороны никаких усилий. Способности же без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.
Однако некоторые ученые, например Р.С. Немов, полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).
Способности – не статические, а динамические образования. Их формирование и развитие происходит поэтапно в процессе определенным образом организованных деятельности и общения. Важным моментом в развитии способностей является их комплексность (т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей).
Выделяют следующие уровни способностей:
1) репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения;
Творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.
Следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого и наоборот.
Способности, будучи взаимосвязанными определенным способом, соответствующими требованиями деятельности, составляют целостное психическое образование, обеспечивающее продуктивность данной деятельности.
Способности органически взаимосвязаны с другими свойствами личности – темпераментом, характером, направленностью. Так, меланхолический темперамент среди выдающихся организаторов не встречается, а среди представителей искусства – часто. Существует немало примеров, когда у талантливых людей имеется «трудный» характер (т.е. характер может как помогать, так и мешать развитию способностей).
В управленческой деятельности находят применение разнообразные человеческие способности, например, такие, как музыкальные, литературно-лингвистические, математические и др. Но наибольшее значение имеют организаторские и педагогические способности, которые относятся к разряду общих.
Организаторские способности – это система индивидуально-психологических особенностей личности, обуславливающих пригодность человека к руководству людьми.
Наиболее полно организаторские способности исследованы в трудах Л.И. Уманского. Он показал, что данные способности проявляются в системе специфических умений:
1) умение познавать самого себя (это одно из наиболее трудных умений руководителя);
2) умение устанавливать и поддерживать психологический контакт с окружающими людьми;
3) умение познавать людей по неполным данным и предвидеть их вероятное будущее поведение;