пеленгам с теодолитным постом

 

Теодолит (рис. 4.5) выставляется в точке (т. О) видимой с судна (т. К).

Теодолит и пеленгаторный репитер примерно на одном уровне.

Теодолит сориентирован относительно километровой линии X = const проекции Гаусса по известному дирекционному углу на вспомогательный ориентир.

Над центром теодолита и пеленгаторного репитера установлены световые ориентиры (электрические лампы).

Теодолитный пост имеет связь с судном. Взаимные измерения направлений производятся одновременно по сигналу с судна.

(4.9)

Схождение меридианов для т. К

(4.10)

Долгота осевого меридиана зоны

(4.11)

Номер зоны, в которой расположена заданная точка

. (4.12)

→ географические координаты места судна

III. По пеленгам отдаленного ориентира:

Рис. 4.6. Определение поправки гирокомпаса по пеленгам

отдаленного ориентира

 

Положение ориентира А известно (есть на карте) и он виден с судна (рис. 4.6).

Место судна (т. К) известно (j, l места у стенки, причала, бочки).

Истинный пеленг ориентира измеряют по карте с помощью штурманского транспортира и параллельной линейки.

При использовании карты в нормальной проекции Меркатора – ,

где Р(Лок. П) – измеренный локсодромический пеленг;

y – ортодромическая поправка

(4.13)

где Dl – разность долгот двух точек (судна и ориентира);

jm – средняя для точек широта.

При использовании топографической карты в проекции Гаусса

(4.14)

где a – дирекционный угол;

g – схождение меридианов.

IV. По пеленгу створа:

Рис. 4.7. Определение поправки гирокомпаса по пеленгу створа

Компасный пеленг створа (рис. 4.7) измеряется в момент его пересечения (т. К).

Значение ИП (направление линии створа) указано на карте (250.00).

V. По сличению с другим курсоуказателем (рис. 4.8):

Рис. 4.8. Определение поправки гирокомпаса по сличению с другим курсоуказателем

Поправка первого ГК – DГК1 известна.

По команде одновременно снимаются значения курсов первого (ККГК-1) и второго (ККГК-2) гирокомпасов.

Рассчитывается значение «сличения» –

СЛ = ККГК-2 ККГК-1. (4.15)

Рассчитывается мгновенная поправка (DГК¢2) другого гирокомпаса:

(4.16)

Поправка гироазимута DГА на момент наблюдений определяется так же, как мгновенная поправка ГК по формуле:

(4.17)

где КПГА – компасный (приборный) пеленг, измеренный с помощью пеленгатора на пеленгаторном репитере, курс на который транслируется от гироазимута.

Поправка гироазимута на заданный момент времени (DГАЗ) вычисляется по исходной поправке ГА и остаточной скорости ухода .

(4.18)

Остаточная скорость ухода ГА находится:

- по поправкам, определенным на моменты Т1 и Т2 (формула 4.19);

- с помощью графика разностей курсов по ГК и ГА.

(4.19)

Для определения величины с помощью графика разностей курсов следует:

1) – в течение 3 часов через каждые 10-15 мин. замечать ККГК и ККГА;

2) – рассчитать разности курсов

; (4.20)

3) – построить график зависимости Р от времени t (рис. 4.9);

4) – провести плавную кривую разностей курсов;

5) – провести осредняющую прямую (АВ), которая характеризует уход ГА;

6) – снять с графика две ординаты R1 на Т¢1 и R2 на Т¢2;

7) – вычислить остаточную скорость ухода ГА по формуле:

. (4.21)

Рис. 4.9. Определение поправки курсоуказателей с помощью графика разностей курсов

 

Если при ведении графика в момент Т0 определялась DГА0, то постоянная поправка гирокомпаса.

(4.22)

Точность этой DГКП зависит от:

- продолжительности ведения графика разностей курсов;

- точности проведения осредняющей прямой АВ;

- точности определения поправки DГА0.

 

4.3.3. Задачи по расчету поправки гироазимута (ΔГА3) на заданное время

№№ зад. Дано Ответ
ΔГА0 α (°/час) Тзад – Т0 (час) ΔГА3
+1,50 –0,2 4,0 +0,70
– 0,80 +0,2 6,0 +0,40
+0,60 –0,3 5,0 –0,90
–1,20 +0,3 3,0 –0,30
+0,80 –0,4 7,0 –2,00
–1,60 +0,4 8,0 +1,60
+1,20 –0,1 9,0 +0,30
–2,40 +0,1 10,0 –1,40
+1,00 –0,05 8,0 +0,60
–1,00 +0,05 12,0 –0,40

 

Выводы

1. Основной курсоуказатель на судне – гироскопический (гирокомпас). Магнитный компас – резервный курсоуказатель.

2. При использовании приборов курсоуказания для определения истинных направлений (курса, пеленга), компасные направления должны исправляться поправками курсоуказателей.

3. Поправки курсоуказателей должны определяться в сроки, регламентируемые руководящими документами и способами, дающими большую точность в конкретной обстановке.

4. На морской навигационной карте прокладываются (проводятся) только исправленные (истинные) направления.

 

 

Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».