В деятельности, удовлетворяющей потребность, ведущее значение имеют два ее важнейших психологических параметра: мотив и цель.
Мотив – это мысли и чувства, побуждающие личность избрать именно эту, а не какую-либо другую цель и настойчиво добиваться ее достижения.
Мотивы являются побудителями деятельности, складывающимися под влиянием условий жизни субъекта и определяющими направленность его активности. Мотив формируется на основе потребности и определяет цель:
Потребность → мотив →цель.
Если цель отвечает на вопрос: «Что намерена делать личность, какой результат она ожидает от реализации системы действий?», то мотив объясняет, почему избрана эта цель и насколько энергично она будет реализована.
Мотивы классифицируются по ряду признаков:
- по социальной ценности | - социально ценные и асоциальные; |
- по степени осознанности | - осознаваемые и неосознаваемые; |
- по признаку продуктивности (характеризуются тем, на сколько сильно они побуждают человека к активности) | - высокопродуктивные и менее продуктивные; |
- по формам поведения, которые обслуживают мотивы | - мотивы труда, учения, развлечения, спорта и др.; |
- по характеру личностного смысла (характеризуются тем, какой смысл сам человек вкладывает в свои действия) | - ориентация на групповые ценности или на сугубо личные выгоды; |
- по соотношению эмоционального и рационального (характеризуются тем, что преимущественно побуждает человека к деятельности: чувства, или логические доводы) | - эмоциональные и рациональные |
Цель – это предполагаемый результат деятельности, характеризующий направление и содержание активности, удовлетворяющей потребность.
Многообразие целей, которые ставит перед собой человек, можно классифицировать по различным основаниям:
- по социальной значимости | - общественно полезные и антиобщественные; |
- по признаку достижимости | - реальные и нереальные; |
- по временным характеристикам | - дальние (перспективные) и близкие (текущие); |
- по степени определенности | - конкретные и неконкретные; |
- по широте | - общие (направленные на удовлетворение большой группы потребностей личности) и частные (удовлетворяющие одну из потребностей); |
по содержанию | - предметные (характеризуются предметом, на который направлена соответствующая деятельность) и специфические (характеризуются спецификой тех изменений, которые личность предполагает осуществить в социальной или природной среде или в самой себе). |
Система целей определяет основные жизненные ориентиры человека, главные направления и содержание активности личности.
Понятие темперамента, его свойства и типология. Основные теории темперамента
Учение о темпераментах восходит к очень далекой древности. Различия в конституции тела и в характере человека древние объясняли преобладающим влиянием одной из четырех мировых стихий: земли, олицетворяющей собой холод, приписывали образование темперамента меланхолического; огонь – символ горячности – оказывал влияние на темперамент сангвинический: воде приписывали создание темперамента флегматического и, наконец, воздуху – желчного, холерического.
Гиппократа считают первым, заговорившим о темпераменте. В своем трактате «О природе человека» он указывал, что темперамент происходит от смешения сухого и влажного, холодного и теплого; что тело человека содержит четыре влаги: кровь (сангвинический темперамент), красно-желтую желчь (холерический), мокроту или флегму (флегматический) и черную желчь (меланхолический темперамент). Преобладание в организме человека той или иной жидкости, а также их различные сочетания и дают определенный тип темперамента (само слово «темперамент» в переводе с греческого означает «смешивать соответствующим образом»). Последователем Гиппократа был Гален, который развил дальше гуморальное учение о темпераменте. Четыре из девяти выделенных им типов и в наше время рассматриваются как основные – это сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Существуют несколько теорий темперамента:
1) гуморальная (Гиппократ, Гален, Кант, Лесгафт и др.);
2) морфологическая (Кречмер, Шелдон, Гилфорд и др.);
3) теория И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы;