Подходы к управлению. Процесс управления

 

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Это подход с позиций выделения различных школ в управлении, процессный, системный и ситуационный.

История развития управленческой мысли свидетельствует о том, что в XX-ом столетии сложились и получили развитие четыре четко различимые научные школы менеджмента. Хронологически они могут быть представлены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления или количественная школа.

Родоначальником школы научного управления считают Ф. Тейлора. Суть данного направления состоит в анализе содержания трудовых операций, их составных компонентов, нормировании времени на одну операцию, отборе работников и их обучении. Важным вкладом в эту теорию управления было положение о стимулировании труда, зависимости между объемом выработки продукции и оплатой труда. Еще одной среди значительных заслуг школы научного управления была постановка вопроса об отделении управленческих функций по принятию решений от их фактического выполнения.

Возникновение классической или административной школы в уп-равлении связывают с именем французского инженера Анри Файоля. Целью данной школы было создание универсальных принципов управления. Эти принципы касались двух основных направлений: разработки рациональной системы управления организацией и построения структуры организации, а также управления работниками. Исследуя функциональный аспект менеджмента, А. Файоль выделил в качестве основных функций бизнеса и предвидение, умение организовывать, распорядительность, координирование и контроль. Особенно важное значение отводилось предвидению или тому, что сегодня называется планированием. Каждая фирма должна иметь план действий, составленный на основе ее ресурсов, а также технических, коммерческих и финансовых условий.

Приверженцы школы психологии и человеческих отношений (неоклассическая школа), основываясь на открытиях Мери Паркер Фоллет и Элтона Мэйо, считали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, а это должно способствовать увеличению производительности труда. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающими более эффективные действия непосредственных руководителей, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

В 50-е годы ХХ ст. вследствие развития психологии и социологии стала формироваться школа поведенческих наук, видными представителями которой являются Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак Грегор и Фредерик Герцберг. Эти и другие ученые изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, коммуникации в организациях, лидерства и т.п. Большинство из этих теорий будет описано в соответствующих главах учебника.

Ключевой характеристикой школы науки управления или количественной школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами с количественными значениями. Суть данного направления состоит в том, что на основе конкретно заданных значений переменных разрабатываются математические модели различных управленческих ситуаций, выявляются внутренние взаимосвязи, позволяющие оптимально решать возникающие проблемы. Существенную роль в становлении и развитии данной школы сыграло появление электронно-вычислительных машин и широкое распространение кибернетики.

Таким образом, все школы управления концентрировали свое внимание на том, как с помощью управления повысить эффективность хозяйственной деятельности предприятия, фирмы в условиях рынка.

Процессный подход рассматривает управление как процесс, т.е. серию непрерывных взаимосвязанных действий: упорядочение, согласование, отлаживание чьих-то действий. Все это предусматривает смену состояний в развитии управляемого объекта.

Действия — это работа, а работа — это функция. Каждая функция выполняется в соответствии с определенными правилами, принципами, предписаниями. Поэтому, чтобы действительно управлять, в первую очередь необходимо знать функции управления. Понятие "функции управления" имеет разные толкования, так как в основу классификации закладываются разные признаки: функции-операции, соответствующие стадиям управленческого цикла; функции в общем понимании; функции государственных органов; функции материальные; функции, классифицируемые по стадиям производства и т.п. В целом функции управления можно свести к двум основным группам: а) общие и б) конкретные. Основное отличие общей функции управления от конкретной заключается в том, что любая производственно-хозяйственная задача (конкретная функция) решается с помощью типовых элементов управленческого цикла (общих функций управления). И наоборот, совокупность общих функций управления призвана реализовать любую конкретную функцию управления.

В перечень общих функций управления включают: прогнозирование, координирование, контроль, руководство, отчетность (учет), активизацию (стимулирование), целеполагание, информацию, регулирование, анализ, оценку работы, подготовку и принятие управленческих решений, моделирование, программирование и согласование.

Анализ и обобщение данных литературы позволяют выделить и увязать следующие общие функции управления:

 

 
 

 

 


Совокупность функций, расположенных в определенной последо-вательности, представляет собой установленный алгоритм действий, обеспечивающих стройное эффективное управление различными производственными процессами.

Каждая из общих функций управления имеет определенный состав работ, которые должны прогнозироваться, планироваться, организовываться и т.д. Так, например, для организации это будет определение состава исполнителей главного подразделения по специальным функциям управления, взаимодействия и взаимосвязей подразделений.

Конкретные функции — это предметная сторона деятельности субъектов в том или ином направлении. Конкретные функции — это содержание и этапы, составляющие части всех видов и сфер производственно-отраслевой деятельности объединений, предприятий, организаций и учреждений (социальная, экономическая, организационная, научно-техническая и др.) и их структурных подразделений. Если общие функции взаимосвязаны, то конкретные – относительно самостоятельные.

 

Использование функций управления на практике можно проанализировать на примере отделов фармацевтического объединения или предприятия. Как правило, название отдела свидетельствует о выполняемых им конкретных функциях (планово-финансовый отдел, отдел маркетинга и логистики, информации и т.п.). В то же время все отделы решают свои задачи с помощью общих функций управления: планирования, организации, осмысления информации и т.п.)

Объединение существенных видов управленческой деятельности с позиций процессного подхода в небольшое число категорий позволило выделить четыре основных функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль, которые связаны с процессами коммуникаций и принятия решений. Об этом речь пойдет в последующих главах.

return false">ссылка скрыта

Общей чертой приведенных подходов является то, что они, сосредоточив внимание только на одном важном элементе, не рассматривают эффективность управления как результативную, зависящую от многих различных факторов. Ни одна из школ не исследовала воздействие среды на успех организации.

Системный подходрассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Согласно данному подходу эффективность организации зависит от того, как и какие переменные внутренней и внешней среды влияют на функцию управления и результат деятельности организации. Руководитель, направляя деятельность организации на более эффективное достижение целей, должен принимать во внимание воздействие окружающей среды на организацию и ее влияние на окружающую среду. Однако системный подход —не набор рекомендаций или принципов для руководителя. Это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Суть ситуационного подхода состоит в том, что, хотя общий процесс управления и одинаков, специфические средства, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать в зависимости от конкретной ситуации. Ситуационный подход тесно связан с системным, но, в отличие от последнего, дает возможность определить, каковы важнейшие переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Эти переменные сгруппированы по двум основным классам внутренних и внешних переменных, которые более подробно будут рассмотрены в соответствующих главах учебника.