Выбор безопасного пути судна с учетом точности его плавания

При плавании судна в море возникает необходимость рассчитать – на каком расстоянии следует пройти (обойти) навигационную опасность, чтобы безопасно «разойтись» с ней с заданной вероятностью (РЗАД).

Рассмотрим это на примере (рис. 18.15).

 

Рис. 18.15. Выбор безопасного пути судна с учетом точности его плавания

 

Задача: исключить вхождение в «Район опасный для плавания всех судов» с РЗАД.

Для решения этой задачи необходимо:

1) ® исходную (упреждающую) точку, в которой будет изменен курс судна (т. К), соединить с навигационной опасностью (т. А);

2) ® снять расстояние (S) между этими точками (т. К и т. А);

3) ® рассчитать, сколько потребуется времени, чтобы судно прошло это расстояние с заданной скоростью → ;

4) ® рассчитать судовое время «прихода» в т. А Т2 = Т1 +t1;

5) ® рассчитать время плавания по счислению t = Т2 – Т0 (последний расчет СКП (Мо) был в т. );

6) ® по формуле (18.9) или (18.10) по КС и t рассчитать МСt;

7) ® по формуле (18.22) рассчитать МСЧ;

8) ® по формуле (18.23) по МСЧ и РЗАД рассчитать ;

9) ® от т. А (навигационной опасности) провести дугу окружности радиусом ;

10) ® из исходной точки (т. К) провести касательную к данной дуге и снять ее направление – искомая линия пути, следуя по которой судно пройдет навигационную опасность в .

 

18.6.3. Задачи по расчету точности места судна (МО , МСt , МСЧ , с Рзад )

№ зад. Условие Ответ
для расчета МО по 2-м ЛП КС Время на которое рассчитывается МСЧ МО (мили) МСt (мили) МСЧ (мили) для Р = 95% (мили)
ТО (час) mЛП1 (мили) mЛП2 (мили) q о
09.00 ± 0,2 ± 0,9 300 0,5 12.00 1,84 0,87 2,04 3,53
10.00 ± 0,3 ± 0,8 350 0,6 12.00 1,49 0,84 1,71 2,96
11.00 ± 0,4 ± 0,7 400 0,7 12.00 1,26 0,49 1,35 2,34
12.00 ± 0,5 ± 0,6 450 0,8 16.00 1,10 1,60 1,94 3,36
13.00 ± 0,6 ± 0,5 500 0,9 16.00 1,01 1,56 1,86 3,22
14.00 ± 0,7 ± 0,4 550 1,1 16.00 0,98 1,54 1,83 3,17
15.00 ± 0,8 ± 0,3 600 1,2 16.00 0,98 0,84 1,29 2,23
16.00 ± 0,9 ± 0,2 650 1,3 20.00 1,01 2,60 2,79 4,83
17.00 ± 0,8 ± 0,3 700 1,4 20.00 0,91 2,42 2,59 4,48
18.00 ± 0,7 ± 0,4 750 1,5 20.00 0,83 2,10 2,26 3,91

Выводы

1. Любой измеренный навигационный параметр есть величина случайная и лишь с какой-то степенью достоверности соответствующая его истинному значению.

2. Все погрешности измерений делятся на 3 вида:

- случайные;

- систематические;

- грубые (промахи).

3. Случайные погрешности подчиняются закону нормального распределения (закону Гаусса).

4. Основной характеристикой оценки точности измерения навигационного параметра является СКП – средняя квадратическая погрешность.

5. Точность счислимого места принято оценивать радиальной или круговой СКП (МСЧ).

6. Вероятность нахождения счислимого места судна в круге, радиусом R = M составляет 0,63¸0,68 (63¸68%).

7. Коэффициент точности счисления (КС) характеризует скорость нарастания погрешности счисления по времени плавания по счислению.

8. Вероятнейшее значение навигационного параметра (UВ) соответствующего данной линии положения (навигационной изолинии), находится в полосе ±mЛП с вероятностью Р = 0,68 (68%).

9. Радиальная (круговая) СКП обсервованного места судна (М0) построена на полуосях эллипса погрешностей, а ее величина определяется по формуле:

10. Погрешность счислимого (текущего) места судна складывается квадратически из погрешности исходной точки и погрешности счисления за время плавания от исходной точки до счислимого (текущего) места.

11. Учет погрешности счислимого (текущего) места судна – одна из важнейших гарантий его безопасного плавания.

 

Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».