ВВЕДЕНИЕ

Главная задача судоводителя – провести судно из одного пункта в другой наивыгоднейшим путем, то есть в кратчайший срок, безопасно для людей, груза и самого судна.

Таким образом, основной задачей судовождения является обеспечение навигационной безопасности в любых условиях плавания.

Исходя из этой основной задачи, методика современного судовождения предусматривает решение следующих частных задач:

- предварительный выбор наиболее выгодного пути судна;

- вождение судна по заранее намеченному пути и осуществление контроля за плаванием по этому пути;

- изучение внешних факторов, влияющих на движение судна, сущность этого влияния и методы его учета.

Решение этих задач, обеспечивающее навигационную безопасность плавания и управление судном для достижения намеченных целей называют судовождением.

На современном этапе развития науки и техники судовождение включает следующие дисциплины: морскую навигацию, мореходную астрономию, маневрирование, технические средства судовождения, морскую гидрометеорологию и лоцию.

Основой комплексной науки судовождения является морская навигация – наука о вождении судна в море намеченным маршрутом с учетом влияния внешней среды на направление и скорость движения судна.

Навигация – основная дисциплина судовождения, разрабатывающая теоретические обоснования и практические методы вождения судов наивыгоднейшими путями и использующая для этой цели современные штурманские приборы, мореходные инструменты, морские навигационные карты, руководства и пособия для плавания.

В навигации рассматриваются следующие основные вопросы:

- основные понятия о фигуре и размерах Земли;

- основные линии и плоскости наблюдателя, а также измерение направлений и расстояний в море;

- маневренные элементы судна и ведение графического счисления его пути;

- влияние внешних факторов (течений и ветра), вызывающих отклонение судна от выбранного курса, а также методические приемы их учета в различных условиях плавания;

- определение места судна различными способами;

- судовождение в различных условиях плавания.

Если основой комплексной науки судовождения является морская навигация, то морская лоция открывает эту науку.

Морская лоция описывает руководства и пособия для плавания, дает указания о содержании материала и его расположение в них, устанавливает порядок выбора необходимой информации, освещает отдельные вопросы по созданию таких пособий для судоводителей, а также рекомендует методику выбора пути судна в конкретном случае.

С самого зарождения мореплавание преследовало основную цель – безопасно провести судно из одной точки в другую и на первых этапах эта задача решалась лоцманским методом, основанном на личном опыте и искусстве лоцмана – морского проводника.

Следующей, после безопасного плавания, задачей судовождения явилась потребность провести судно из одного пункта в другой наиболее выгодным путем, что сразу же вызвало необходимость предварительного выбора такого пути.

Первыми средствами судовождения явились карты и лоции, обобщавшие и закреплявшие мировой опыт мореплавания, а также оборудование морских путей.

В VI веке до н.э. древнегреческий философ Анаксимандр (~ 610¸547 гг. до н.э.) составил первые географические карты.

В V веке до н.э. древнегреческий историк Геродот (~ 490¸425 гг. до н.э.) создал первый образец лоции (наставление для подхода к порту Александрия).

В 283 г. до н.э. на о. Фарос (Египет) построен Александрийский маяк высотой 147 м с фигурой греческого бога морей Посейдона наверху (простоял 1500 лет, разрушен в XIII веке н.э.).

В 1702 г. построен первый маяк в России в устье р. Дон.

В 1715 г. сооружен первый маяк на побережье Америки у входа в гавань Бостон.

В 1721 г. в Петербурге впервые была напечатана первая лоция Балтийского моря («Книга морская, зело потребная, явно показующая правдивое мореплавание на Балтийском море»).

К 1966 г. издан полный комплект отечественных руководств для плавания на весь Мировой океан.

К 1975 г. завершилось создание мировой коллекции морских навигационных карт, не уступающей лучшим иностранным коллекциям.

Лоцманское искусство, основанное на личном опыте одного человека, превратилось в науку – морскую лоцию, имеющую свой метод и теорию.

Предметом морской лоции является установление оптимального и безопасного пути морского судна в предстоящем плавании.

Морская лоция учит методам использования морских карт, навигационных руководств и пособий для изучения района плавания и навигационного обеспечения методов судовождения в целом.

Морская лоция дает указания о способе поддержания материала морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания на современном уровне, содержит рекомендации по методике сбора сведений для их обновления и пополнения.

Сведения об условиях предстоящего плавания судоводитель получает из специальных источников – морских карт, навигационных руководств и пособий для плавания. Большинство элементов морской и береговой обстановки изменяется в течении времени. Судоводитель же должен всегда иметь информацию о всех происходящих и вероятных изменениях навигационно-гидрографических и гидрометеорологических элементов как в качественном так и в количественном отношениях.

Потому, для поддержания морских карт, руководств и пособий для плавания на современном уровне необходимо пользоваться специальной навигационной информацией, доводимой до судоводителей или печатными изданиями или по радио.

Для контроля за движением судна по избранному пути необходимо вести наблюдения за искусственными и естественными навигационными ориентирами и измерять значения их навигационных параметров непосредственно на судне, с помощью технических средств навигации.

Морские карты, навигационные руководства и пособия, информация об изменениях навигационно-гидрографических и гидрометеорологических элементов морской обстановки, предупреждения о навигационных опасностях, навигационное оборудование морских путей, оборудование судов техническими средствами навигации – все это направлено на создание условий для правильного выбора оптимального пути судна и безопасной проводки его по этому пути в кратчайшие сроки. Совокупность же таких средств и методов называется обеспечением судовождения.

Уровень развития методов и средств судовождения определяется уровнем развития экономики и производства в конкретную историческую эпоху.

Процесс исторического развития методов и средств судовождения можно разделить на четыреосновныхэтапа: