Критерии эффективности управленческой деятельности директора школы.

Эффективность управления - один из главных критериев оценки современного руководителя - является предметом научных дискуссий не один десяток лет, что говорит о сложности и противоречивости данной проблемы.

В педагогической теории широко известны исследования в области организации и управления педагогическими системами, в которых поднимаются проблемы изучения, анализа, оценки и контроля как отдельных элементов школы как системы, так и всей системы в целом (Ю.К. Бабанский, Г. И. Горская, Ю.А. Конаржевский, А. А. Орлов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и др.).

Данные исследователи создали теоретическую основу разработки проблемы оценки эффективности управленческой деятельности руководителей школы, определили блоки аналитической информации, которые явились базой для принятия управленческих решений по регулированию и корректировке образовательного процесса в целях повышения качества и эффективности управленческой деятельности.

В педагогической литературе отмечается, что, несмотря на то, что данное понятие часто используется в повседневной практике и теории управления, содержание его весьма неопределенно. В латинском языке «effectivus» означает производительный, действенный, дающий нужные результаты. На практике данное понятие часто употребляется как синоним слова "результативный". Так, А.М. Моисеев считает, что показатели успешности управленческой деятельности связаны с достигаемыми результатами.

Однако, «результативный» не является синонимом «эффективный». Словарь С.И. Ожегова трактует понятие «результат» как «то, что получено в завершении какой-нибудь деятельности, работы, итог». Близкая к этому интерпретация предложена в словаре В.И. Даля: «Результат – следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход, конец дела»[10,56].

Понятие «эффективность» в теории управления рассматривается в трех аспектах: эффективность как способность достигать намеченных целей и в запланированные сроки; эффективность как цена ресурсов, затраченных на достижение цели; эффективность как степень удовлетворения интересов различных групп личностей, связанных с деятельностью предприятия[5,322].

В связи с этим необходим анализ управленческой деятельности и с точки зрения различных подходов к управлению.

Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко отмечают, что управленческие подходы можно классифицировать на две группы. Первая группа подходов к управлению (функциональный, системный, ситуационный, оптимизационный) ориентирована на конечный результат. Вторая группа подходов к управлению (мотивационный, человекоцентристский) связана с установкой не на конечный результат по стандарту или образцу, а на сам образовательный процесс, на создание условий для развития личности, реализации ее потенциала[23,118].

Для определения критериев эффективности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения недостаточно только изучения результатов собственно управленческой деятельности и результативности образовательного процесса, необходим ее комплексный мониторинг. Для выявления эффективности управленческой деятельности директора школы необходимо проанализировать ее с точки зрения:

- общих социально-значимых результатов жизнедеятельности школы;

- общего состояния (функционирования и развития) школы как целостной социально-педагогической системы;

- состояния (функционирования и развития) отдельных элементов, характеристик школы как объекта управления;

- состояния и изменения самой управленческой деятельности[10,57].

Эффективность управленческой деятельности директора школы можно выявить с помощью ее анализа по следующим критериям.

I Критерий: наличие условий для осуществления образовательного процесса, отвечающего современным требованиям.

1.Развитие материально-технической базы образовательного учреждения:

- обеспечение современных учебно-бытовых условий (наличие оборудованного гардероба, спортзала, пищеблока, туалетов и т.д.);

- создание новых инфраструктурных элементов (спортплощадки, компьютерный класс, музей);

- выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

- оснащенность учебно-воспитательного процесса комплексом учебно-методического, учебно-лабораторного и компьютерного оборудования;

- улучшение материально-технической базы (приобретение оборудования, обеспечение учебных кабинетов и т.д.);

- обеспечение условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения (или индивидуального учебного плана);

- состояние территории вокруг школы, наличие ограждения;

- эстетические условия рекреаций, кабинетов, других помещений;

- привлечение внебюджетных средств на развитие учреждения.

2.Обеспечение безопасности участников образовательного процесса:

- соответствие санитарно-гигиеническим требованиям условий обучения в части обеспечения температурного, светового режима, режима подачи питьевой воды и т.д.;

- обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности;

- соблюдение пропускного режима;

- отсутствие зарегистрированных случаев травматизма обучающихся и работников.

3.Укомплектованность учреждения педагогическими кадрами соответствующей квалификации:

- 100% укомплектованность учреждения педагогами;

- доля педагогов, имеющих высшее профессиональное образование 80% и более;

- доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию 50% и более;

- доля педагогов, прошедших повышение квалификации в области ИКТ 70% и более;

- отсутствие текучести кадров.

4.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

- наличие целевой программы здоровьесбережения или раздела в программе развития образовательного учреждения;

- наличие медицинского кабинета;

- положительная динамика охвата учащихся, занимающихся в спортивных секциях на базе учреждения;

- организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время;

- охват горячим питание в соответствие с утвержденными нормативами (1-4 классы – 100%, дети из малообеспеченных семей – 100%, организация питания учащихся 5-11 классов (буфет, абонемент).

II Критерий: качество собственно управленческой деятельности.

1.Обеспечение государственно-общественного характера управления образовательным учреждением:

- обеспечение соблюдения принципов управления социально-педагогической системой ;

- функционирование одной из форм государственно-общественного управления; наличие органов ученического самоуправления;

- наличие и успешное функционирование школьного сайта.

2.Обеспечение условий для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе:

- благоприятные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, отсутствие конфликтов;

- высокий уровень сплоченности педагогического коллектива;

- создание условий для мотивации достижения успеха (стимулирование творческой активности педагогов, создание системы накопительных оценок для оценивания учебных достижений учащихся и т.д.);

- отсутствие обоснованных жалоб и обращение родителей (законных представителей) и педагогических работников на деятельность руководителя образовательного учреждения;

- отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей (законных представителей) на деятельность образовательного учреждения;

- удовлетворенность учащихся и их родителей (законных представителей) деятельностью образовательного учреждения;

- стабильность педагогического коллектива, административно-управленческого персонала.

3.Исполнительская дисциплина:

- своевременность прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательного учреждения, внесение изменений в локальные нормативные документы;

- своевременное представление требуемой информации в вышестоящие органы управления (статистические и иные отчеты, аналитическая информация и др.);

- своевременное и качественное ведение документации: приказов, актов, распоряжений, коллективного трудового договора.

4.Применение инновационных технологий:

- наличие и реализация целевых программ, утвержденных в установленном порядке;

- оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер);

- готовность педагогов к использованию информационно-коммуникативных технологий;

- наличие и эффективное использование автоматизированных программ управления (расписание уроков, мониторинг качества образования и т.д.).

5.Достижения образовательного учреждения:

- участие и наличие достижений в различных конкурсах («Школа года России», конкурсный отбор школ, внедряющих инновационные образовательные программы);

- участие и наличие достижений в олимпиадах, соревнованиях и других общественно значимых мероприятиях.

6.Участие в экспериментальных проектах:

- образовательное учреждение является экспериментальной площадкой: федерального, регионального, муниципального уровня;

- принимает активное участие в реализации муниципальных целевых программ.

III Критерий: результативность образовательной деятельности учреждения:

- общие показатели подготовки выпускников 11-х классов по итогам государственной итоговой аттестации;

- средний балл по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике;

- качество знаний выпускников 9-х классов по результатам государственной итоговой аттестации;

- количество учащихся на «4» и «5» по итогам учебного года;

- участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях; наличие победителей и призеров различного уровня;

- участие школьников в семинарах, форумах, конференциях и других общественно значимых мероприятиях;

- показатель поступления учащихся в ВУЗы и учреждения среднего профессионального образования (если возможно, показатели успешности обучения выпускников в выбранных учреждениях).

IV Критерий: социальный.

1.Наличие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних среди обучающихся:

- отсутствие негативных проявлений среди учащихся (учет в КДН, ПДН);

- наличие отрицательной динамики негативных проявлений среди учащихся;

- реализация целевой программы или система мероприятий по работе с неблагополучными семьями.

2.Охват учащихся системой дополнительного образования:

- наличие программы взаимодействия или плана совместной работы с учреждениями дополнительного образования детей;

- положительная динамика охвата детей дополнительным образованием;

- занятость детей «группы риска» во внеурочное время».

3.Организация летней занятости детей:

- организация летнего лагеря в каникулярное время;

- организация занятости учащихся различными формами деятельности в период школьных каникул;

- организация летнего трудового лагеря[26,37-42].

Таким образом, в данном параграфе было выявлено, что для определения эффективности управленческой деятельности директора школы необходим комплексный мониторинг. Кроме того, были выявлены и описаны критерии эффективности управленческой деятельности директора школы.