Заключение
Для современного предприятия бюджетирование - это система согласованного управления отдельными его подразделениями и проектами на основе систематической обработки экономической информации. При этом основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявления рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости в функционировании экономического субъекта.
К числу основных функций бюджетирования относятся прогнозирование и проведение сценарного анализа, т.е. оценки различных вариантов финансового положения в будущем. Роль бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов.
Как управленческая технология бюджетирование является не толькоинструментом планирования, но и средством контроля за состоянием и изменением положения дел с финансами проекта. Поэтому наряду с бюджетами на предстоящий период составляются отчеты об исполнении бюджетов за истекшее время, а также сопоставляются плановые и фактические показатели. По результатам сопоставления проводится план-факт анализ отклонений, т.е. оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения. На основе проведенного план-факт анализа производится планирование и корректировка бюджетов на будущий период с учетом причин возникновения отклонений в прошлом.
Одной из основных особенностей процесса бюджетирования является то, что на предприятии бюджетирование представлено в форме планирования двух основных бюджетов, а именно: бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств. Некоторые формы других бюджетов в той или иной степени включены в эти два основных бюджета.
Одним из основных недостатков действующей системы бюджетирования на предприятии является отсутствие автоматизации, что в значительной степени усложняет процесс планирования на предприятии.
Также необходимо не превышать суммы авансов, которые предоставляет государственный заказчик на производство тех или иных видов научно-исследовательской продукции. В случае если предприятию необходимы дополнительные средства на производство продукции и выполнение государственных заказов, необходимо предоставлять обоснование, чтобы государственный заказчик выделил дополнительные средства.
Список литературы
1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. - К.: Ника-Центр, 2007.
2. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. – СПб., 2006
3. Адамов Н., Тилов А. Сущность, функции и методы бюджетирования // Финансовая газета, № 8, 2007
4. Колесниченко В. Построение системы бюджетирования // Финансовая газета, № 34, 2007.
5. Иванов Р. Бюджетирование. Практические аспекты постановки задачи // Проблемы теории и практики управления, № 1, 2006.
6. Сапожников Е.И. Особенности бюджетирования в российских организациях // Финансовый менеджмент, № 6, 2006.
7. Солнцев И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии // Финансовый менеджмент, № 6, 2006.
8. Хруцкий В.Е. Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование. - М.: Финансы и статистика, 2008