Аксарина Нина Михайловна

[18(30).1. 1899, с. Иваново, ныне Тульской обл., — 21.10.1979, Москва], педагог, проф. (1966). Окончила Высш. науч.-пед. курсы при 2-м МГУ (1924). С 1923 работала в отделе воспитания НИИ охраны матери и младенца. С 1937 в Наркомздраве СССР, Ин-те педиатрии АМН СССР, в 1951—74 в Центр, ин-те усовершенствования врачей: зав. кафедрой физиологии развития и воспитания детей.
При участии А. разработаны теоретич. принципы обществ, воспитания детей раннего возраста в СССР. А. внесла значит, вклад в изучение педагогики дет. игры, вопросов адаптации ребёнка к условиям дет. учреждений, причин утомления и нарушения уравновешенности поведения детей. Разработанная А. (совм. с Н. М. Ще-ловановым) методика контроля за нервно-психич. развитием детей раннего возраста позволила создать условия для борьбы с явлениями госпитализма и для значит, снижения дет. смертности в воспитат. учреждениях.
А. непосредственно участвовала в развёртывании сети яслей и Домов ребёнка во время Вел. Отеч. войны и в послевоен. годы, в создании нового типа дет. дошк. учреждений — яслей-сада, в подготовке учебников и программ по воспитанию детей раннего возраста, по повышению квалификации медицинских и педагогических кадров.

Участвовала в разработке теоретических основ общественного воспитания детей раннего возраста в России, создании нового типа детских дошкольных учреждений - яслей-сада. Совместно с Н.М. Щеловановым разработала методику контроля за нервно- психическим развитием детей раннего возраста, позволившую создать условия для борьбы с явлениями госпитализма и снижения детской смертности в воспитательных учреждениях.

 

 

Аркин Ефим Аронович ( 1 января (13 января) 1873, Пинск - 31 января 1948, Москва ) - советский врач-психолог, педагог. Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член АПН РСФСР.

Родился в Пинске. Окончил гимназию с золотой медалью и медицинский факультет Киевского университета (1898). В 1903 усовершенствовался как детский врач в Швейцарии. Во время рус.-японской войны служил военным врачом на Дальнем Востоке, был председателем обществ, комитета по оказанию помощи детям беженцев. С 1906 – в Москве. В годы 1-й мир. войны – заведующий Московским городским солдатским лазаретом; организовал помощь детям беженцев. В 1924 организовал и возглавил первую в стране кафедру дошкольной педагогики во 2-м МГУ (ныне Московский педагогический государственный университет ).
Аркин – основоположник учения о лекарственной патологии, впервые в мировой литературе в 1901 описал признаки лекарственной болезни и предложил этот термин для обозначения ее как самостоятельной нозологической формы. Разрабатывал теоретические основы воспитания детей в дошкольных учреждениях.Соч.: К учению о лекарственных сыпях, М., 1901; Мозг и душа. М., 1921; Личность и среда, М., 1924; Физиология человека, М.-Л., 1928; О некоторых вопросах воспитания детей, 1935; Особенности школьного возраста, М., 1947; Ребенок в дошкольные годы, М., 1948.

Основные взгляды А. вытекают из определения им ребенка, как величайшей социальной ценности, и воспитания, как ветви социальной гигиены. Такая постановка вопроса, по мнению А., ведет к заинтересованности государства в правильной научной постановке общественного дошкольного воспитания, т. к., с одной стороны, ход развития в дошкольные годы имеет огромное влияние на всю дальнейшую жизнь человека, с другой — только общественное воспитание в состоянии выявить, укрепить и целесообразно направить заложенные в ребенке силы. А. является также горячим защитником физической культуры, в которой он видит одно из могучих орудий воспитания.

А. — один из первых учёных, занимавшихся разработкой теории и практики обществ. дошк. воспитания в СССР. Ранние работы А. отмечены влиянием концепций свободного воспитания, спонтанного развития ребёнка. Разрабатывал комплекс проблем дошк. педагогики: физич. и умственное воспитание дошкольника; игры и игрушки; гигиена и рациональная организация жизни ребёнка в условиях дет. учреждения и семьи; семейное воспитание (в т. ч. проблема общения взрослого и ребёнка); возрастные и индивидуальные особенности детей раннего, дошк. и шк. возраста, а также подготовка специалистов в области дошк. воспитания.

Соч.: Мозг и душа. M.; Физиология человека, M.; Ребенок от года до четырех лет, М. — Л., 1931; Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры, М., 1935; Беседы о воспитании, M. Физич. воспитание в дет. саду, М. — Л. ; Особенности шк. возраста, M. Работа дет. сада с семьей, [M.]; Дошк. возраст, М.; Вопросы сов. дошк. вое питания, М. 1950; Родителям о воспитании Воспитание ребенка в семье от года до зре лости, M.; Письма о воспитании детей M. ; Ребенок в дошк. годы, вступ. ст и ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова [М., 1968].