Нина Павловна Сакулина
[15(27).07.1898 г., Москва, – 17.12.1975 г., там же], педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, доктор педагогических наук (1967 г.). Окончила историко-филологический факультет 2-го Московского государственного университета (1921 г.) и искусствоведческое отделение музейно-экскурсионных курсов (1922 г.). В 1921-1932 гг. научный сотрудник Академии художеств, в 1932-1934 гг. работала в Институте дефектологии Народного комиссариата просвещения под руководством Л. С. Выготского, в 1934-1947 гг. – в Центральном доме художественного воспитания детей Наркомпроса, в 1947-1960 гг. – в Научно-исследовательском институте художественного воспитания, с 1960 г. – в Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания.
В центре научных исследований Сакулиной – формирование обобщённых представлений у дошкольников в процессе изобразительной деятельности, а также задачи, содержание и методы эстетического воспитания в детском саду. Разработала периодизацию развития изобразительной деятельности в детском возрасте, на основе которой были созданы программы по художественному воспитанию в дошкольных учреждениях. Решение задач сенсорного и эстетического воспитания стремилась соединить с практикой умственного и нравственного воспитания на основе использования творческой художественной деятельности детей.
Разработала периодизацию развития изобразительной деятельности, на основе которой были созданы программы по художественному воспитанию в дошкольных учреждениях.
Аделаида Семёновна Симонович (урождённая Бергман, 1844—1933) — российский педагог, издатель.
Аделаида Бергман закончила пятиклассную школу и, занимаясь самостоятельно, сдала экзамен на право работать домашней учительницей[11]. Симонович стремилась к университетскому образованию, однако в начале 1860-х годов доступ в университеты российским женщинам был закрыт: после появления Университетского устава 1863 года Министерство просвещения разослало по учебным округам специальные циркуляры с указанием на то, что «особам женского пола не дозволяется посещать университетские лекции»[12]. На этом основании она получила отказ в ответ на своё прошение посещать лекции в московском университете даже без права получения диплома[11]. Удручённая в том числе и этим обстоятельством (наряду с общим «реакционным похолоданием» в стране) Аделаида Семёновна вместе с мужем Яковом Симоновичем отправляется в Швейцарию, надеясь получить образование за границей. Кроме того, супруги планировали остаться за рубежом навсегда и организовать «свободную школу» для эмигрантов — по принципам, немыслимым для тогдашней России.
В Швейцарии началось увлечение супругов Симонович теориями общественного дошкольного воспитания. В частности, А. С. Симонович прослушала курс лекций племянницы знаменитого Фридриха Фрёбеля и познакомилась с работой женевских детских садов, организованных по фрёбелевской системе. Симоновичи загораются идеей организовать подобные детские сады в России и, изучив дополнительно аналогичный опыт в Германии, решают уехать на Родину. Как указывают исследователи, немалую (если не определяющую) роль в этом решении сыграла встреча Симоновичей в Женеве с их А. И. Герценом, который был для них непререкаемым авторитетом: именно он рекомендовал им возвратиться домой, ибо страна, по его словам, "«нуждается больше чем когда-либо в молодых честных людях»[13]. В 1866 году Аделаида Семёновна и Яков Миронович приезжают в Петербург.