Износ контактов при малых токах

на расходящихся контактах между контактами возникает перешеек из расплавленного металла. Износ происходит вследствие распыления и разрыва контактов

Износ контактов при больших токах:

Износ происходит как при размыкании так и при замыкании и зависит от многих переменных факторов. Износ контактов зависит:

1. от числа размыканий прямо пропорционален числу размыканий

2. от напряженности магн. поля (при малых напряжённостях дуга находится в одних и тех же опорных точках, что приводит к увеличению износа. С ростом Н растёт скорость движения опорных точек дуги, контакты меньше нагреваются и оплавляются, износ снижается. Но при некоторой Н износ возрастает ( на расходящихся контактах между контактами возникает перешеек из расплавленного металла) : возрастают электродинамические силы так, что выбрасывается весь расплавленный металл из промежутка между контактами

3. от напряжений практически не зависит

4. от тока: износ растет с увеличением тока. При неизменных условиях зависимость близка к линейной.

5. от ширины контакта. При каждом отключении расплавляется, испаряется выгорает опред. кол-во металла. Это металл их площадок контактирования. Изменение кол-ва металла влияющего на износ в области касания может быть достигнуто за счет изменения ширины контактов

6. от скорости расхождения- практически не влияет. Только при малых скоростях расхождения контактов износ увеличивается.

7. при замыкании: имеет место эл. износ, который в ряде случаев превосходит износ при размыкании, он вызван дребезгом контактов возникающих при замыкании.

Дребезг возникает при соударении контактов происходит упругая деформация обоих контактов, приводящая к отбросу подвижного контакта – он отскакивает от неподвижного (как мячик). Под действием контактной пружины происходит повторное замыкание контактов. Этот процесс повторяется несколько раз. При каждом отбросе между контактами возникает эл дуга, вызывающая износ контактов.

7. от соотношения мех. и тяговой характеристик аппарата:

скорость движения контактов определяется соотношением между механической и тяговой характеристиками. Чем больше запас тягового усилия 4 тем больше будет скорость, а следовательно будут большими удар и дребезг контактов.

При недостаточном тяговом усилии (2)происходит остановка подвижной системы в момент соприкосновения контактов, что так же приведет к повышению износа. Для обеспечения минимального износа тяговая характеристика должна обеспечивать четкое включение аппарата и не иметь чрезмерных запасов(3)

 

8.от начального нажатия: начальное нажатие на контакты в момент соприкосновения- эта сила которая противодействует отбросу контактов при их соударении. Чем больше эта сила, тем меньше будут отброс и дребезг, а значит и износ

9.От жёсткости контактной пружины. Повышение начального нажатия ограниченно тяговой характеристикой. Если начальное нажатие превосходит МДС втягивающей катушки и имеет место отброс всей подвижной системы, износ начинает возрастать (штриховая часть). При большой жесткостиотброс контактов будет несколько меньшим, износ снизится.

При включении эл аппаратов в их контактных системах могут иметь место следующие процессы:

1- вибрация контактов (дребезг)

2- эрозия на поверхности контактов в результате образования эл разряда между ними

Дребезг контактов.

Процесс дребезга при соударении контактов может быть представлен следующим образом. В момент t = 0 произошло соприкосновение контактов (точка А), в цепи появился ток, напряжение на контактах упало до нуля и началось смятие материала и торможение контакта. В точке В подвижный контакт остановился. Началось упругое восстановление материала контактов и обратное движение подвижного контакта.

Если бы материал был абсолютно упругим, то контакт восстановился бы до первоначального, практически же будет наблюдаться некоторая остаточная деформация. В точке С упругое восстановление материала контактов прекратилось, но подвижный контакт по инерции продолжает отходить. Происходит разрыв контактов. Ток в цепи становится равным нулю, напряжение на контактах восстанавливается. Контакт отходит на расстояние x и под действием контактной пружины снова замыкается (точка D). Происходит повторное смятие материала и его восстановление, и так - несколько раз с затухающей амплитудой.

На рис.2 обозначено: хк -- амплитуда колебаний контакта; хД -- величина упругой деформации; х0 -- остаточная деформация.

 

Рис.2. Дребезг контактов при замыкании

 

Если хк > хД, то произойдет разрыв цепи со всеми вытекающими последствиями. Такой дребезг является опасным.

Если же xк < хд, то, несмотря на наличие дребезга контактов, разрыва цепи не произойдет, износа контактов не будет. Такой дребезг является неопасным.

 

При вибрации контактов происходит многократное образование электрической дуги, которое приводит к их сильному износу из-за оп­лавления и распыления материала контактов. В связи с износом контактов уменьшается усилие их нажатия во включенном положении, что приводит к повышению переходного сопротивления. При большом числе включении и отключений возможен быстрый выход контактов из строя.

 

Применяемые контактные материалы обладают достаточной упругостью, поэтому даже теоретически избежать дребезга контактов при их замыкании невозможно. В таком случае необходимо конструировать аппараты и их коммутирующие контакты так, чтобы дребезг контактов был неопасным.

Коэффициент восстановления для некоторых материалов

Медь ……………..0,95

Латунь …………………………………0,87

Железо …………..…0,75

Поделочная сталь …………………....0,5

 

Увеличение начального сжатия пружины или увеличение жесткости с контактной пружины ведут к снижению амплитуды дребезга. Увеличение тягового момента М, так же как и увеличение угловой скорости, ведут к повышению амплитуды дребезга.

Для снижения дребезга при замыкании применяют также искусственные меры, основанные главным образом на компенсации отбрасывающих усилий, возникающих при соударении контактов.

- При соответствующем подборе параметров системы (масса, жесткость пружин, скорость) можно достигнуть существенного снижения времени дребезга контактов и замыкания без дребезга.

1. за счет увеличения начального нажатия и

2. увеличения жесткости пружины,

3. уменьшения массы подвижных контактов и скорости их замыкания.

4. амортизация магнитной системы- между мостиковым контактом и ведущей траверсой помещается вкладыш из специального пористого материала (вроде пористой или губчатой резины). При ударном сжатии в момент касания контактов противодействующие усилия вкладыша весьма велики. Они препятствуют отбросу контактов. Дребезг снижается.

5. Снижение износа при замыкании может быть достигнуто за счет примененияпараллельных контактов (многоступенчатая контактная система) . Здесь каждым из контактов включается часть тока. Вследствие разновременного размыкания контактов при их дребезге, на размыкающемся контакте не возникает дуги, что приводит к снижению износа.

return false">ссылка скрыта

6. одновременность касания обоих контактов мостика. Достигнуть этого можно при самоустанавливающемся мостиковом контакте. Будучи зажат между двумя сферическими поверхностями, мостиковый контакт после некоторого числа включений принимает положение, при котором достигается одновременное касание контактов