Человек как биоэнергетическое, общественно-историческое, разумное, духовное и креативное существо.

Онтогенез – развитие отдельного человека – во многом повторяет историю вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве – социо-культурный путь человечества. Не являясь совершенно независимым от филогенеза, онтогенез в то же время - несколько другой процесс (не филогенез в свёрнутом виде).

Поскольку человек – существо целостное и противоречивое, то и онтогенез его – процесс целостный и противоречивый, диалектический, происходит не фронтально, неравномерно, неравновесно. Существенной особенностью онтогенеза является, таким образом, «рядоположенность», «равнозначность» закономерностей и случайностей в индивидуальной истории каждого человека.

Современная же наука утверждает: развитие человека – процесс дискретный, прерывистый и в определённой мере обратимый. Каждый период жизни человека – ценность, каждый этап жизни важен. В настоящее время подчёркивается и то, что онтогенез - процесс, не только детерминированный внешними обстоятельствами и условиями жизни, но и самодетерминирующийся, самоорганизующийся по мере взросления человека. Это обусловлено спецификой человеческой активности. Современное научное и даже обыденное сознание признаёт, что развитие человека и в филогенезе, и в онтогенезе – процесс многофакторный.

Согласно биогенетической ориентации, индивидуальное развитие – это реализация конкретной генетически заданной программы. Для сторонников социогенетической объяснительной ориентации онтогенез – это процесс адаптации ребёнка к культуре, в ходе которого происходит научение в самом широком смысле слова. Для сторонников персоналистской концепции развитие человека – это процесс сознательной реализации каждым врожденной специфически человеческой активности. Сторонники историко-эволюционной концепции развития человека рассматривают онтогенез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и своих собственных свойств (физических данных, психофизиологических систем, темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.).