Универсальность человека в психолого-педагогической антропологии (культурологический модуль, психолого-педагогический модуль, естественнонаучный модуль, социогуманитарный модуль).
Универсальность– категория, фиксирующая высшую ступень духовного развития человека; проявляется в полном осознании смысла своей жизни, в знании своей причастности к миру, в ощущении духовного единства с Универсумом.
Основоположник отечественной школы педагогической антропологии К. Д. Ушинский в работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выявил содержательно-эвристическое понимание педагогики. Разработанная К. Д. Ушинским антрополого-педагогическая концепция повлияла на развитие педагогического знания и оказала значительное влияние на становление системы профессиональной подготовки педагогов.
В настоящее время антропологические основания педагогики, преподаваемые в педагогических вузах, могут значительно отличаться в зависимости от понимания сущности и природы человека. Естественнонаучный подход диктует приоритет рассмотрения человека как биологического существа, социологические течения изучают человека как производную часть общества, все чаще педагогическая антропология обращается к теологическим учениям, исходя из понимания человека как образа и подобия Божия.
По мысли академика В. А. Сластенина, выступает идея универсальности человека в его взаимосвязи с природой, обществом, культурой. Эта идея реализуется в государственных образовательных стандартах педагогического образования по схеме человек — человек (психолого-педагогический модуль); человек — общество (социогуманитарный модуль); человек — культура (культурологический модуль); человек — природа (естественнонаучный модуль). По нашему представлению, отражение взаимосвязи отношений человека с самим собой (субъективная реальность человека), а также структура человеческого мировоззрения, включающая в себя идею Творца мира, могут быть эффективно использованы в построении педагогического антропологического учения. В этой связи схема педагогического образования венчается мировоззренческим модулем, отражающим взаимодействие в системе «человек — мировоззрение