Линия учебно-методических комплексов (УМК) по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. 5 – 9 классы

Линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 5-9 классов. Издательство «Просвещение». ФГОС

Литература, 5 кл. – Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Литература, 6 кл. – Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др.

Литература, 7 кл. – Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Литература, 8 кл. – Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Литература, 9 кл. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С.

 

Линия УМК под редакцией В.Я. Коровиной обновлена в соответствии с требованиями ФГОС:

- переработан методический аппарат, в основе переработки – деятельностный подход к обучению.

- расширен диапазон видов учебной деятельности, моделируемых системой вопросов и заданий. Появились новые рубрики: «Размышляем о прочитанном», «Проверьте себя», «Обогащаем свою речь» и др.

- расширены возможности участников образовательного процесса благодаря привлечению к анализу литературного произведения актерской исполнительной интерпретации стихотворных и прозаических произведений. В учебниках для 7-9 классов появились блоки вопросов и заданий для работы с фонохрестоматиями, в которых звучат произведения классиков русской и мировой литературы.

- новая рубрика в системе заданий – «Проект». Задания этой рубрики ориентируют учащихся на совместную организационную, поисковую, исследовательскую, литературно-творческую деятельность.

Состав УМК:

- рабочие программы;

- учебник;

- фонохрестоматия с методическими рекомендациями (CD);

- рабочие тетради;

- хрестоматии художественных произведений;

- дидактические материалы;

- поурочные разработки.

 

Наиболее традиционным из предложенного списка, безусловно, является учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Построен он достаточно традиционно — по хронолого-тематическому принципу. В первую часть учебника включены разделы: “Из славянской мифологии”, “Устное народное творчество” (раздел представлен сказками), “Из древнерусской литературы”, “Из русской литературы XVIII века”, “Из русской литературы XIX века”. Заканчивается первая часть большим разделом тематического характера — “Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе”. По тому же принципу выстроена и вторая часть учебника — раздел из “Русской литературы XX века” заканчивается тематическими подборками: “Поэты о Великой Отечественной войне”, “Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе”, “Писатели улыбаются”. Зарубежная литература вынесена в самостоятельный раздел. Впервые в учебник для пятиклассников включены отрывки из “Повести временных лет”, произведения М.В. Ломоносова, значительно расширен раздел о В.А. Жуковском. Авторам учебника мы обязаны и возвращением в школьную программу “В дурном обществе” В.Г. Короленко. Раздел “Из зарубежной литературы” представлен не только традиционными для круга детского чтения книгами, кстати сказать, в изумительных переводах, но и таким неожиданным именем, как Жорж Санд. В целом же выбор произведений достаточно традиционен: в учебнике представлена, что называется, “добротная классика”, хотя и несколько однобокая в жанровом отношении — например, нет ни одного драматического произведения, малые эпические формы совершенно очевидно преобладают над всеми остальными.

Структура разделов, посвящённых творчеству того или иного писателя, достаточно традиционна. Учебник снабжён богатейшим иллюстративным материалом, художественный текст словно “подаётся” в ряду других искусств. Это единственная из всех книг, которую отличает высокий уровень полиграфического исполнения. На наш взгляд, самой уязвимой стороной учебника остаются вопросы и задания. Те, что предлагаются к биографической статье, носят, как правило, репродуктивный характер. Вопросы к тексту не всегда выстроены в логической последовательности, ориентированы на работу над идейно-тематическим содержанием, вопросы, позволяющие вести разговор о герое, носят этический характер. Практически отсутствуют задания, которые помогают ученикам понять, как рождается, как создаётся художественный образ, как “работает” слово в тексте. Именно поэтому теоретико-литературные понятия вводятся “за текстом”, во многом определяя и путь работы над произведением на уроке — от темы и идеи к художественным особенностям. Сильной стороной предложенной системы является обязательное наличие среди них вопросов и заданий, помогающих соотнести произведения разных видов искусств. Безусловно, проза в этом учебнике явно превалирует над лирикой, да и вообще, разделы, посвящённые поэзии и особенно лирике, наиболее, что называется, “куцые” — они сопровождаются минимальным количеством вопросов и заданий, к тому же однотипных. Несколько поправляет ситуацию “Справочный раздел”, один из самых продуманных в учебнике. Он открывается статьёй “Стихи и как читать их вслух”, которая может быть использована в процессе подготовки к выразительному чтению. В целом учебник полностью соответствует программе под редакцией В.Я. Коровиной и последовательно реализует изложенные в ней принципы.

Обложка плотная, в твердом переплете, не слишком яркая, на форзаце изображение палехских художников к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, на нахзаце «Царевна-лягушка», а также отрывки из этих произведений.
На титульном листе кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это 2-е издание, и что учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, также он состоит из двух частей.
У этого учебника богатое содержание и красочное оформление. В нем много классических иллюстраций.

 

Уникальность учебного пособия состоит еще и в том, что в комплкте к книгам прилагается диск — фонохрестоматия, для прослушивания литературных произведений.

Особенность учебника в том, что есть «Краткий словарь литературоведческих терминов» (с. 291 в 1 части и с. 292 во 2 части), раздел, рассказывающий о литературных местах России (с. 284-289 в 1 части и с. 288—290 во 2 части), и словарь имен (во 2 части, на с. 285).

В первую часть учебника включены разделы: “Устное народное творчество” (раздел представлен сказками), “Из древнерусской литературы”, “Из русской литературы XVIII века”, “Из русской литературы XIX века”, "Русская литературная сказка», заканчивается первая часть большим разделом тематического характера — “Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе”. По тому же принципу выстроена и вторая часть учебника — раздел из “Русской литературы XX века” заканчивается тематическими подборками: “Поэты о Великой Отечественной войне”, “Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе”, “Писатели улыбаются”. Зарубежная литература вынесена в самостоятельный раздел. Впервые в учебник для пятиклассников включены отрывки из “Повести временных лет”, произведения М.В. Ломоносова, значительно расширен раздел о В.А. Жуковском. Авторам учебника мы обязаны и возвращением в школьную программу “В дурном обществе” В.Г. Короленко. Раздел “Из зарубежной литературы” представлен традиционными для круга детского чтения книгами, в изумительных переводах. В целом же выбор произведений достаточно традиционен.

Структура разделов, посвящённых творчеству того или иного писателя, достаточно традиционна. Учебник снабжён богатейшим иллюстрациями. На мой взгляд, самой уязвимой стороной учебника остаются вопросы и задания. Те, что предлагаются к биографической статье, носят, как правило, репродуктивный характер. Вопросы к тексту не всегда выстроены в логической последовательности, ориентированы на работу над идейно-тематическим содержанием, вопросы, позволяющие вести разговор о герое, носят этический характер. Практически отсутствуют задания, которые помогают ученикам понять, как рождается, как создаётся художественный образ, как “работает” слово в тексте. Именно поэтому теоретико-литературные понятия вводятся “за текстом”, во многом определяя и путь работы над произведением на уроке — от темы и идеи к художественным особенностям. Сильной стороной предложенной системы является обязательное наличие среди них вопросов и заданий, помогающих соотнести произведения разных видов искусств. Безусловно, проза в этом учебнике явно превалирует над лирикой, да и вообще, разделы, посвящённые поэзии и особенно лирике сопровождаются минимальным количеством вопросов и заданий, к тому же однотипных. Несколько поправляет ситуацию “Справочный раздел”, один из самых продуманных в учебнике. Он открывается статьёй “Стихи и как читать их вслух”, которая может быть использована в процессе подготовки к выразительному чтению.

 

 

Я работаю по учебнику «Литература 5кл.» В.Я.Коровиной несколько лет. Учебник эстетически оформлен, включает иллюстрации к произведениям, цветные портреты писателей и поэтов. В него включены справочные материалы, комментарии автора, отдельно выделены сведения по теории литературы. Имеются разнообразные задания, приучающие ребят к самостоятельной работе, способствующие социализации личности. Нравится , что к учебнику есть дополнительное пособие «Читаем, думаем, спорим…» и фонохрестоматия. Можно было бы создать к учебнику электронные носители с иллюстративным материалом, викторинами и тестами. Что касается содержания учебника, я думаю, необходимо включить больше произведений о Великой Отечественной войне. Сейчас в учебник включено только 2 стихотворения. Учебник нравится.

 

Я как заведующая библиотекой часто слышу добрые отзывы учителей и родителей об этом учебнике, особенно после появления электронного сопрвождения.
Материал изложен доступно, в системе, с интересными заданиями и дополнительным материалом. Спасибо авторам за то, что не перегружают учащихся излишними фактами, датами и подробностями из жизни классиков.

 

Учебник – хрестоматия В. Я. Коровиной «Литература – 5 класс» соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта
Данный учебник включает в себя все произведения, предусмотренные обязательным минимумом содержания образования, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.
По данному учебнику работаю уже не первый год.
Нравится то, что материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Литературоведческий материал изложен в доступной форме, учебник снабжён справочным аппаратом. Вступительные статьи об авторах не перегружены лишними сведениями, язык понятен ученикам, легко воспроизводим при пересказе.
Раньше я работала по учебнику М.М. Курдюмовой, а сейчас я преподаю литературу по учебнику В.Коровиной, и он мне нравится больше.
Хочется отметить богатый подбор иллюстраций. Порадовали и вопросы с заданиями к каждому тексту, именно они развивают у ребят самостоятельность, формируют умение работать с предлагаемым материалом. Интересны сведения и о литературных местах России.
Учебник хорошо иллюстрирован, есть портреты, документальные изображения, иллюстрации к художественному произведению, репродукции. Все в цветном варианте, что очень важно для восприятия пятиклассников, ведь основная задача курса литературы – заложить основы читательской культуры учащихся. В этот учебник включены произведения разных жанров – прозаические и стихотворные, произведения отечественной и зарубежной литературы. Удачно подобраны произведения для изучения.Вопросы и задания также соответствуют уровню развития умственных способностей учащихся. Задания разнообразны, нацелены как на восприятие прочитанного текста, так и на развитие творческих способностей учащихся. Много вопросов посвящено работе над художественным словом.
Особенно отрадно отметить, что на данное время учебники-хрестоматии сопровождаются фонохрестоматиями, в которых представлены стихи, отрывки из прозы в исполнении мастеров слова. Все произведения фонохрестоматии имеют музыкальное сопровождение, создающее определённое впечатление у школьников.
На мой взгляд , данная хрестоматия содержит и ряд недостатков. Так автор убрал сказки народов мира, включил стихотворения, которые изучаются в 4 классе.
Считаю, что при анализе стихотворений, характеристике героев, возможно было поместить примерные планы данного вида работ.Определения основных литературных терминов представлены в конце учебника только во второй части.
Нужно распределить вопросы и задания в конце произведений для ребят разного уровня подготовки.

 

Данный учебник по литературе мне нравится тем, что он соответствует возрасту ребят, доступностью информации. Учебник насыщен иллюстрациями и картинами, что позволяет развивать речь ребят при работе с картинами и на уроках по литературе. Произведения в учебнике изложены в хронологическом порядке. Ребята начинают знакомство с литературой с мифов и УНТ, знакомятся с древнерусской литературой и лишь затем переходят к литературе 19 в., а заканчивают своё изучение знакомством с зарубежными писателями.
При изучении каждого отдельного писателя и поэта авторы дают краткую, но доступную биографию с фотографией писателя. Что позволяет ребятам знакомится не только с произведениями, но и с жизнью писателей.
Рекомендации: добавить фотографии о жизни писателя (детство, юность,...), что привлечёт больший интерес школьников к жизни писателей и их творчеству.

 

Учебник по литературе для 8 класса продолжает серию учебников-хрестоматий, разработанных по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Каждый из курсов того или иного класса отвечает общей концепции программы — четкой систематизации изучения литературы в школе — и в то же время имеет определенный («свой») аспект. Например, учебник для 5 класса уделяет большее внимание книге, ее особенностям, построению, отношению к ней писателей и т. д., учебник для 6 класса — значению художественной литературы в жизни человека, для 7 класса — особому труду писателя, для 8 класса — взаимосвязи истории и литературы, для 9 класса — подведению итогов изученному в предыдущие годы и ознакомлению с тем, что, возможно, не придется изучать подросткам, если они не будут продолжать обучение в старших классах.
Материалы учебника позволят школьникам закрепить ранее изученное, вспомнить прочитанное, познакомиться с новыми произведениями и начать готовиться к итоговым и профилирующим курсам.
История и литература всегда шли рядом, литература отражала жизнь разных народов в самые разные эпохи их развития. Ни один из крупных писателей не ушел от исторической темы. В одном случае это были произведения, целиком посвященные историческому событию, в другом — это была история человека, семьи, сообщества, которые жили, действовали в той или иной исторической среде.
Показать школьникам особенности тесной связи истории и литературы — одна из задач данного курса. Кроме того, в учебнике для 8 класса, как и в других учебниках по данной программе, обращено большое внимание на вечные проблемы — жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни, в которой есть страдание и счастье, любовь и ненависть, отчаяние, вражда и примирение.
Важно, чтобы учитель сумел найти путь к сердцам и разуму школьников, чтобы учащиеся поняли замысел писателя, его воплощение, чтобы герои прочитанного произведения стали им близки и понятны, наконец, чтобы их сердца откликнулись на те проблемы, которые подняты автором, и школьники не остались равнодушными к тому, что волновало писателей.
Однако для этого учителю следует основательно подготовить себя к занятиям — внимательно познакомиться с программой и учебником в целом и каждым его разделом в частности, рассказать школьникам об учебнике и его построении. Именно в построении статей, вопросов и заданий важно искать опору для работы над текстом.
Произведения, которые предстоит прочитать учащимся, далеки по времени создания от наших дней, но характеры героев, их поступки, проблемы часто необычайно близки сегодняшним. Это относится к произведениям древнерусской литературы, текстам XVIII, XIX, XX веков, к произведениям русской и зарубежной литературы («Суд Шемякин» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Кавказ» И. А. Бунина).
Важно, чтобы учитель и школьники заметили, что включенные в учебник 8 класса художественные произведения разных столетий своими темами и проблемами как бы поддерживают друг друга, например «Суд Шемякин» в разделе древнерусской литературы и гоголевский «Ревизор» в разделе русской литературы XIX века. Военная тема присутствует практически во всех разделах, утверждая необходимость мирного решения военных конфликтов. Также во всех разделах есть произведения о любви с вариантами решений трудных ситуаций героями этих текстов. Сквозными темами являются темы природы, родины, юмористические тексты, помогающие восьмиклассникам воспринимать смешное и грустное, сострадать и улыбаться вместе с писателем.
В разделе зарубежной литературы школьники найдут произведения, посвященные любви, государственному устройству, истории дальних стран, с которыми перекликаются и произведения русской литературы, включенные в учебник. Разумеется, предполагается, что учащиеся прочитают тексты целиком, но в классе работа пойдет с отрывками из этих произведений.
Вопросы теории литературы, к которым учитель вместе с учащимися обратится при изучении каждой из тем, расположены в конце учебника, как это было уже в 7 классе. Учителю необходимо при изучении каждой темы показывать, как пользоваться словарем и справочным разделом, сносками, вопросами и заданиями, статьями литературоведов.

 

Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 136
15.06.2015 9:34:02