Организация наблюдения за новорожденными
Сигнал о выписке из роддома новорожденного поступает в регистратуру детской поликлиники по телефону. Регистратор записывает сведения (ф.и.о. ребенка, дату рождения, дату выписки, длину и массу при рождении, сделанные прививки, состояние при выписке) в журнал о новорожденных. Педиатр обязан посетить новорожденного в день выписки из родильного дома или на следующий день.
Новорожденный ребенок в течение первого месяца жизни наблюдается на дому. Педиатр посещает ребенка ежедневно до 10-го дня жизни, затем на 14-й и 21-й день.
Медицинская сестра посещает ребенка ежедневно до 14 дня, затем на 21-й, 28-й день жизни и приглашает мать с ребенком в возрасте 1 мес. на прием к участковому педиатру в поликлинику.
Первичный патронаж к новорожденному врач педиатр выполняет совместно с участковой медицинской сестрой. Медицинская сестра получает от врача ряд конкретных указаний по особенностям наблюдения за данным ребенком.
Для более полной и правильной оценки состояния здоровья новорожденного участковый врач анализирует выписку из родильного дома. В ней должны быть указаны следующие данные: течение беременности, характер родов, оценка по шкале Апгар, состояние и поведение ребенка в первые дни жизни, сроки отпадения остатка пуповины; максимальная потеря массы тела, с какого дня началось восстановление этой потери; отмечались ли проявления гормонального криза, токсической эритемы, физиологической желтухи (степень, продолжительность), локализованной гнойной инфекции; на какие сутки приложен к груди, как сосал; сведения о вакцинации против туберкулеза и гепатита В; диагноз, группа здоровья и группы риска, проведенные обследования и лечебно-профилактические мероприятия.
Основной задачей врача-педиатра при первичном патронаже является оценка состояния здоровья новорожденного, лактационных возможностей матери и условий среды, где будет находиться ребенок.
Врач должен собрать генеалогический анамнез с обязательным составлением генеалогического дерева, акушерско-гинекологический, биологический (анте-, интра-, постнатальный) и социальный анамнез
Объективное обследование новорожденного
Оценка неврологического статуса — важная особенность первого осмотра новорожденного участковым врачом. Педиатр должен оценить общую двигательную активность, мышечный тонус и рефлексы новорожденного. Осмотр ребенка нужно проводить быстро (10—15 мин), т.к. новорожденные склонны к достаточно быстрому переохлаждению. При обследовании ребенка необходимо придерживаться следующих правил:
- исследование должно проводиться в комнате при температуре +24—27°С; освещенность должна быть достаточной, но падающий на ребенка свет не должен его раздражать; поверхность, на которой обследуется ребенок, должна быть мягкой, но не прогибающейся;
- исследование новорожденного надо проводить минимум через 30—40 мин, максимум — через 1,5—1 час после кормления; он должен быть спокоен, глаза открыты, спонтанные движения нерезко выражены;
- необходимо выяснить, когда ребенок кормился, какая у него температура тела, был ли стул, не получала ли мать или он лекарств, возбуждающих или угнетающих нервную систему;
- все обследование должно проводиться в такой последовательности, которая является наименее травмирующей для ребенка: вначале осматривают ребенка в положении на спине, затем в состоянии вертикального подвешивания ногами вниз, в последнюю очередь — на животе.
Для новорожденного в бодрствующем состоянии характерна симметричная сгибательная мышечная гипертония — руки согнуты, приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты и слегка отведены в бедрах, при этом голова может быть слегка запрокинута назад. В приводящих мышцах бедер тонус повышен, поэтому при попытке отвести разогнутые ноги в стороны ощущается сопротивление этому. Движения конечностей здорового новорожденного практически постоянны. Повышение тонуса мышц-сгибателей конечностей физиологично до 1,5—2 мес.
Далее четко описывается форма головы: долихоце-фалическая (вытянутая в передне-заднем направлении), брахицефалическая (вытянута в поперечном направлении), башенная (вытянута вертикально). Это варианты нормы. В ряде случаев имеет место деформация головы, связанная с наличием кефалогематомы или родовой опухоли. Затем измеряется окружность головы, которая составляет 32—37 см в соотношении с ростом, массой тела, окружностью грудной клетки. Окружность головы при рождении не должна превышать окружность грудной клетки более чем на 2 см. Если имеется нахождение костей черепа друг на друга, то окружность головы может быть меньше.
После этого обследуется большой родничок и швы. Большой родничок не должен превышать 2,5—3 см. Коронарный шов к моменту рождения должен быть закрыт, сагитальный шов может быть раскрыт, но не более чем на 0,3—0,5 см.
К симптомам, подозрительным на внутричерепную гипертензию, необходимо отнести следующие:
- раскрытие сагиттального шва более чем на 0,5 см;
- выбухание или напряжение большого родничка;
- тенденция к башенному черепу с высоким лбом («лоб Сократа»);
- долихоцефалический череп с резко выступающим («нависающим») затылочным бугром с тенденцией головки к излишнему запрокидыванию назад, которое превышает физиологическое умеренное запрокидывание в связи с преобладанием тонуса в разгибателях шеи;
- тремор кистей с тенденцией к их раскрытию;
- симптом Грефе;
- симптом «заходящего солнца».
Необходимо помнить, что небольшие размеры большого родничка при нормальной окружности головы, правильном темпе ее роста, нормальном психическом развитии сложно считать вариантом нормы.
Очень тщательно проверяется состояние черепно-мозговой иннервации и физиологических рефлексов новорожденных. Знание педиатром общей практики основных критериев оценки неврологического статуса новорожденного необходимо для того, чтобы дифференцировать симптомы физиологической незрелости ЦНС от перинатальных и постнатальных ее заболеваний. Кроме того, эти знания необходимы для обеспечения новорожденному своевременной консультативной помощи неврологом, окулистом.
К моменту рождения все анализаторы ребенка способны воспринимать раздражения и формировать ответные реакции на них. Ребенок реагирует на болевые и тактильные раздражители: прикосновение к ресницам вызывает мигательную реакцию, появляются рефлексы чихания, икоты, испуга в виде общего вздрагивания. На световые раздражения реагирует зрачковыми реакциями, миганием, зажмуриванием. Горькое, кислое, соленое вызывает гримасу неудовольствия, поэтому предпочитает пить сладкую воду. Но у новорожденного ни один из органов чувств не развит так сильно, как осязание.
Новорожденные не плачут, а могут только сильно кричать. Крик — это первый и наиболее важный эмоциональный сигнал, имеющий негативную окраску и сообщающий о голоде, телесном дискомфорте или боли. У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. Крику приписывают важное значение для развития речи.
Исследование безусловных рефлексов новорожденных проводят в теплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Обследование проводится в положении на спине, в состоянии вертикального подвешивания, на животе. Оно не должно причинять боли, иначе рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт.
Исследовать все безусловные рефлексы практически очень трудно, т.к. это истощает ребенка. Кроме того, не все рефлексы имеют одинаковую значимость для диагноза.
С точки зрения удобства надо исследовать рефлексы не по анатомическому признаку — принципу замыкания дуг (спинальные, нижнестволовые, верхнестволовые), а по тем позициям ребенка, в которых эти peфлексы исследуются.
Рефлексы в позиции ребенка на спине.
- Оральная группа: поисковый рефлекс, сосательный рефлекс, ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина), хоботковый рефлекс.
- Рефлекс «объятия» (Моро).
- Хватательный рефлекс (Робинзона).
- Рефлекс Бабинского.
Рефлексы в вертикальной позиции.
- Рефлекс опоры.
- Рефлекс автоматической походки.
Рефлексы в позиции на животе.
- Защитный рефлекс.
- Рефлекс ползания (Бауэра).
- Рефлекс спинного хребта (Галанта).
- Рефлекс Переза.
Степень выраженности безусловных рефлексов новорожденного может варьировать, что определяется типом нервной деятельности ребенка и его физиологическим состоянием, поэтому, если рефлекс не вызывается или вызывается с трудом, его следует повторить несколько раз с некоторыми интервалами. Если рефлекс вызвать не удается, несмотря на повторные попытки, это свидетельствует о его угнетении. При чрезмерной живости рефлекса, вызываемого даже очень слабым раздражением, говорят о его патологическом усилении (особенно это касается поискового, сосательного, хоботкового, ладонно-ротового и рефлекса Моро).
Оценивая результаты исследований безусловных рефлексов новорожденных, учитывают:
- наличие или отсутствие рефлекса и силу ответа (0 — отсутствие, + слабый ответ, ++ хороший ответ, +++ резко усиленный рефлекс);
- его симметричность;
- соответствие возрасту ребенка (если рефлекс продолжает вызываться у ребенка в возрасте, в котором уже должен отсутствовать, то он считается патологическим).
Наиболее зрелыми к моменту рождения являются хватательный, Бабинского, Робинзона, Бабкина, Галанта, Переза, Бауэра.
Врожденные рефлексы являются клиническими критериями нормального физиологического созревания различных уровней ЦНС. Любое их нарушение (запаздывание в созревании, отсутствие, слабость выражения) указывает на фундаментальный факт — отклонение созревания данного индивидуума от видовой нормы.
При оценке НПР новорожденного можно ориентироваться на следующие показатели:
В 10 дней:
Аз— удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).
В 18—20 дней:
Аз— удерживает в поле зрения неподвижный предмет.
Ас— успокаивается при сильном звуке.
В 1 мес.:
Аз— сосредоточивает взгляд на неподвижных предметах, появляется плавное прослеживание движущегося предмета.
Ас— прислушивается к звуку, голосу взрослого.
До— лежа на животе, пытается поднимать голову и ее удерживать.
Э— первая улыбка на разговор взрослого.
Ра— издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
Оценку физического развития новорожденного проводят путем сравнения фактической массы, длины тела, окружности головы и груди ребенка с долженствующими его гестационному возрасту параметрами
Большое значение при оценке физического развития имеет выявление клинических признаков нарушенного питания: пониженного (гипотрофии) или избыточного (паратрофии). Косвенным показателем упитанности является соотношение массы тела (в граммах) к длине тела (в см), т.е. массо-ростовой показатель, который у доношенных новорожденных равен 60—80.
Основные параметры физического развития новорожденного в зависимости от гестационного возраста (М±σ) (Г.М. Дементьева, Е.В. Короткая, 1981)
Гестационный возраст, недель | Масса тела, кг | Длина тела, см | Окружность головы, см | Окружность груди, см | Массо-ростовой показатель |
1124±183 | 35,9±1,8 | 26,6±1,9 | 23,9±1,9 | 31,2±3,9 | |
1381±172 | 37,9±2,0 | 28,0±1,5 | 25,7±1,7 | 36,3±3,3 | |
1531±177 | 38,9±1,7 | 28,9±11,2 | 26,4±1,4 | 39,4±3,7 | |
1695±212 | 40,4±1,6 | 29,5 ±1,5 | 26,7±1,6 | 41,9±4,3 | |
1827±267 | 41,3±1,9 | 30,2±1,6 | 27,9±1,9 | 44,1±5,3 | |
2018±241 | 42,7±1,8 | 30,6±1,2 | 28,1±1,7 | 46,4±4,6 | |
2235±263 | 43,6±1,7 | 31,3±1,3 | 28,9±1,7 | 49,9±4,9 | |
2324±206 | 44,4±1,5 | 31,9±1,3 | 29,6±1,6 | 51,7±4,6 | |
2572±235 | 45,3±1,7 | 32,3±1,4 | 30,1±1,9 | 53,6±4,9 | |
2771±418 | 46,7±2,3 | 33,7±1,5 | 31,7±1,7 | 57,9±6,6 | |
3145±441 | 49,6±2,0 | 34,7±1,2 | 31Д±1,6 | 63,6±6,9 | |
3403±415 | 50.8±1,6 | 35,5±О,9 | 34,3±1.2 | 66,9±6,6 | |
3546±457 | 51,7±2,1 | 35,7±1,3 | 35,0±1,7 | 68,8±7,5 | |
41—42 | 3500±469 | 51,5±2,0 | 35,3±1,2 | 34,6+1,9 | 67.8±7,3 |
Далее врач должен обследовать другие органы и системы новорожденного: телосложение, питание, состояние кожных покровов и видимых слизистых, состояние пупочной ранки; плотность костей черепа, форму грудной клетки, разведение в тазобедренных суставах; провести перкуссию, пальпацию, аускультацию сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; оценить форму живота, размеры печени, селезенки; состояние ануса, половых органов; стул, мочеиспускание; стигмы дисэмбриогенеза (за порог стигматизации принимается 5—7 стигм).
До 7 стигм — низкий уровень стигматизации, 8—10 стигм — умеренная стигматизация, 11—15 стигм — выраженная стигматизация, 16 и более стигм — высокий уровень стигматизации (статус дизрафикус).
Здоровый новорожденный выписывается на участок на 5—7 день жизни, поэтому необходимо обратить внимание на переходные состояния, которые еще могут сохраниться у ребенка после выписки из родильного дома. Эти состояния возникают после перехода из внутри- во внеутробные условия жизни), отражают процесс приспособления (адаптации) к родам, новым условиям жизни. Синонимы переходных состояний: транзиторные (временные); пограничные — такие состояния, которые могут принимать патологические черты, т.е. могут явиться патогенетической основой патологических процессов при определённых условиях, прежде всего в зависимости от гестационного возраста при рождении, особенностей течения внутриутробного периода и родового акта, условий внешней среды после рождения, ухода, вскармливания, наличия у ребенка заболеваний.
В большинстве случаев переходные состояния у новорожденных проходят к концу раннего неонатального периода на 6—7 сутки жизни. Однако при усилении воздействия неблагоприятных факторов или при развитии соматической патологии у ребенка, особенно на фоне неблагоприятного течения беременности и родов, недоношенности, гипотрофии, возможен срыв компенсаторных механизмов. При сохранении признаков переходных состояний у новорожденных 7-дневного возраста следует расценивать их как патологию и принимать меры для дополнительного обследования ребенка.
На основании полученных данных врач-педиатр дает итоговую комплексную оценку состояния здоровья новорожденного, в которой отражается:
- направленность риска;
- физическое развитие;
- нервно-психическое развитие;
- резистентность;
- функциональное состояние органов и систем;
- диагноз;
- группа здоровья.