Ослабление агрессивности

Воспитывать — значит правильно организовать жизнь ребенка. В правильной жизни правильно рас­тут дети.

Л. С. Выготский

Простая констатация плохих черт ребенка (ты жестокий, ты грубиян), как правило, не дает положительных результатов. В.А. Сухомлинский напоминал педагогам, что нельзя обнажать недостатки ребенка, надеясь, что он сам сможет критически оце­нить свое поведение и изменить его. Работа по ослаблению агрес­сивного поведения, изменению агрессивных состояний и ориен­тации для учителя трудная и кропотливая.

Итак, вы накопили достаточно представлений об уровне агрес­сивности своих учеников, ранжировали их по силе проявления этого качества и выделили группы детей: 1) не агрессивные, 2) умеренно агрессивные и 3) с повышенной (высокой) агрессивно­стью. Коррекционная работа для каждой группы будет различной по глубине, интенсивности и длительности.

Детей не агрессивных или со слабо выраженной агрессивно­стью отличают конформизм, неумение постоять за себя, повлиять на других. Некоторые считают это недостатком и предлагают кор­рекцию для таких детей, как воспитание «бойцовских» качеств, без которых прожить трудно. Многие родители открыто призыва­ют своих детей быть более жесткими, когда их обижают. Учитель не посчитает это недостатком и будет приобщать таких детей к активной деятельности, где необходимо проявлять самостоятель­ность, инициативность, сотрудничать с другими детьми, влиять на них. С подгруппой спокойных детей учитель занимается толь­ко в том случае, когда они явно «выпадают» из общего состава учеников. Нельзя пытаться ликвидировать природную сдержан­ность, толерантность таких детей, нужно постараться сделать их


более уверенными в себе. Конечный итог усилий учителя — уче­ник поверил в собственные силы.

Детей с повышенной агрессивностью отличают озлоблен­ность, самоуверенность, распоясанность, несдержанность. Обща­ясь с ними, педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние маленького драчуна: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной упрямости, не­сдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспыш­ку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, не­удовлетворенности. Учитель должен почувствовать внутренние переживания ребенка, подсказать ему, что будет трудно справить­ся собственными силами, что педагоги, родители, друзья — его союзники в решении внутренних проблем. Ребенок должен по­чувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержан­ным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избав­ляться от плохих поступков. В этом ему помогут правила, которые предлагает учитель, а именно:

—необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувство­
вал гнев;

—не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;

—подумать,: что будет потом, представить последствия своего
поведения;

—каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;

—вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя,'если
день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв на­
строения и поведения;

—проводить закаливание организма, умываться холодной водой;

—тренировать волю (учитель поможет подобрать комплекс уп­
ражнений).

Проследить за выполнением этих правил может и учитель, и кто-то из друзей, кому доверяет ребенок, родители, которые в бе­седа о проведенном дне могут напомнить ему, что необходимо было сделать, если его кто-то обидел.

В этом возрасте еще действует испытанный метод коррекции поведения детей, т. е. переключение внимания. Если педагог ви­дит, что ситуация может спровоцировать проявление агрессивно­сти, то ее немедленно следует заменить другой: по-иному расса­дить детей, дать им другие поручения и т. д. Постепенное разрушение связи «ситуация — поступок» всегда помогает при коррекции отклоняющегося поведения. Не давать образовывать­ся постоянным связям, приучать детей все время активно осмыс­ливать ситуацию, приноравливаться к ней будет педагог.



Переключая активность агрессивного ребенка в конструктив­ное русло, педагог будет опираться на его индивидуальные осо­бенности, прежде всего — интересы и склонности. Постепенное усложнение задач, требующих решительности, смелости, энер­гичности, позволяет отвлечь ребенка от мелочного «выяснения отношений» на организацию общей деятельности, успех которой зависит от умения сотрудничать с другими.


л :еды Ролевые игры Поручения Упражнения Тренинг Закаливание организма Тренировка воли Самоотчеты

В комплексе будут применены различные методы и методики коррекции, подкрепленные разнообразием организационных форм (рис. 20).

Рис. 20

1. Беседы.Во время беседы учитель предлагает детям вспом­нить случаи, когда они были оскорблены, напуганы, унижены. Выяснит, что тогда случилось, почему это произошло, и подумает вместе с детьми, что нужно было сделать, чтобы избежать подоб­ных происшествий. Он выделит и разовьет мысль о том, что по­нять переживания и поступки других людей нам мешает гордыня, душевная черствость, безразличие, желание отомстить, причи­ненная боль, чувство гнева, оскорбления, желание всегда и во всем быть правым, ревность, зависть. Всегда нужно стремиться понять, почему так поступает другой человек, и лишь потом на­чинать действовать.

Особенно ценны профилактические беседы, которые проводят­ся с целью недопущения или нежелательного развития событий. Агрессивные дети вначале действуют, а потом думают. Чтобы уменьшить опасность, педагог должен постоянно напоминать о необходимости мирового разрешения конфликтов. Свои доводы он подкрепит ссылкой на закон, права других людей. Расспросит


детей, что они об этом уже знают. Популярно и подробно расска­жет им, какие права имеют другие люди, почему их необходимо уважать.

2. Ролевые игры. Вних воспроизводятся реальные ситуации,
которые уже были пережиты детьми, или ситуации, которые
предположительно могут возникнуть в будущем. Главная цель —
научить детей правильно вести себя. В ситуациях, которые уже
были и закончились агрессией, дети ищут способы мирового раз­
решения конфликта, показывают в игре, как можно было бы из­
бежать недостойного поведения. Если воспроизводится ситуация,
в которой ученик проявил неоправданную (завышенную, ненуж­
ную) агрессивность, обязательно нужно найти адекватное миро­
вое разрешение конфликта. Наиболее ценными будут те варианты
решений, когда ребенок сам находит правильный выход из ситуа­
ции, совершает обдуманный выбор.

Разыгрывание ситуаций:

— сошлись два сердитых мальчика, один не хочет уступать друго­
му (аналог сказки «Два козлика»);

— плохое настроение у девочки, ее оскорбил мальчик — дергал за
косички, развязал бант. Как поступить девочке?

— дети положили кнопку на стул учительнице. Она больно уко­
лолась и обиделась. Что делать учителю, как посоветуют дети?

— один мальчик нечаянно толкнул другого, тот упал, больно уда­
рился и бросился с кулаками на обидчика. Но тот же неумыш­
ленно толкнул; как быть?

— старший обижает младшего, тот плачет. Что посоветуют дети?

3. Поручения.Если учитель видит, что кому-то необходима по­
мощь, он предлагает детям проявить чуткость: написать открыт­
ку, посетить этого ребенка, позвонить ему по телефону и сказать
приятные слова или просто сделать что-нибудь приятное. Когда
детей этому учат, они растут отзывчивыми, внимательными, зна­
ют, как поступать, как выразить свои чувства или внимание. Осо­
бенно значимы эти проявления, когда они идут от самих детей.
К сожалению, очень редко учат детей чуткому, внимательному,
доброму отношению к другому, потому они растут агрессивными,
невоспитанными. Чтобы действовать правильно, нужно не только
хотеть, но и знать, что, как и когда нужно делать. Особенно важно
научить детей преодолевать сопротивление другого: большинство
из нас проявляет излишнюю замкнутость, нежелание вступать ни
в какие отношения с другими. Это вредит каждому, создает не­
нужное напряжение.

Агрессивность некоторых детей учитель должен ослаблять, по­ручая им заботиться о домашних животных. Хорошо, если


ребенок расскажет в классе, как он ухаживает за своим любим­цем, почему нельзя плохо относиться к животным. Важно, чтобы он сам себя услышал. А вербализация скрытых внутренних чувств не только способствует их лучшему пониманию, но и закрепле­нию в виде убеждений и стимулов к совершению действия в нуж­ном направлении. Не только в данном, но и в других подобных случаях необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок произно­сил вслух хорошие намерения, правильные оценки, чтобы он сам слышал их из своих уст.

4. Упражнения. Вкоррекции агрессивного поведения они могут приобретать различные формы — действий по образ­цу, выполнения правил, изобразительной и физической дея­тельности. Трудные упражнения вначале должны быть по­сильными.

Успокаивающими упражнениями для агрессивного состояния считаются физические, а также упражнения для дыхания. Извест­но, что глубокие вдохи и выдохи — это эффективное средство ре­гулирования состояний гнева, печали, страха.

Приведем примерные упражнения.

Хождение по канату.Две команды по очереди ходят по канату (или узкой доске), проложенному по полу. Пока члены одной команды по очереди переходят класс, дети из другой команды всячески им мешают: кричат, машут руками и т. д. Руками со­перника касаться запрещено. Касание пола — потерянное очко. Нужно держать равновесие, оставаться спокойным, дойти до финиша. Побеждает та команда, которая проявила больше вы­держки, где дети меньше реагировали на провокационные вы­ходки соперника.

Игра эта очень полезная. Сочетается с беседой, другими игра­ми, упражнениями. Можно ее проводить тогда, когда заниматься физкультурой на улице мешает погода.

На уроках физкультуры для снятия накопившегося напря­жения полезно проводить перетягивание каната, бег с препят­ствиями, эстафеты и другие подвижные игры. Здесь ученики могут дать выход своим чувствам, и это надолго удерживает их от вспышек агрессивных побуждений. Играть нужно чаще, больше и на каждом занятии. На уроках физкультуры дайте де­тям возможность поваляться на ковре, попрыгать, побить бок­серскую грушу. Не менее полезны игры с мячом, бадминтон, хоккей.

Для ослабления и профилактики агрессивного поведения учи­тель применяет специальные методики. Если он будет действо-300


 


вать по определенной системе и его работа будет комплексной, последовательной, посильной и постепенно усложняющейся, то результаты должны быть хорошими.

1. Учитель будет использовать только те средства влияния на
детей, которые не вызывают их внутреннего сопротивления.
Если какой-то метод, прием, действие неохотно воспринимает­
ся детьми, от него следует отказаться, понять причину невос­
приятия и найти новое адекватное средство. Часто бывает, что
дети сначала чего-то не хотят, а потом привыкают и с удоволь­
ствием выполняют. Если речь идет о средстве полезном и необ­
ходимом, то учитель будет применять его, несмотря ни на какое
сопротивление.

2. Учитель будет выбирать преимущественно универсальные
упражнения и задания, чтобы их можно было использовать не
только для исправления агрессивности, но и для коррекции дру­
гих недостатков. Методики должны быть пригодны для классной
и внеклассной работы с детьми.

3. Начиная антиагрессивную коррекцию, педагогу необходимо
будет помнить: у агрессии два конечных результата — либо она
вознаграждается и тогда получает свое дальнейшее развитие, либо
не приносит успеха, подавляется и тогда формируется неагрес­
сивный стиль поведения. Резкое подавление агрессивного пове­
дения может вызвать у ребенка подчинение, покорность. Это
плохо, так как развивается такая не очень хорошая черта, как бо­
язнь, беспрекословное подчинение.

4. Поставив ученика в такие условия, где нежелательное пове­
дение не приветствуется, а нормальное поощряется, учитель мо­
жет достигнуть быстрых и радикальных улучшений. Однако такое
изменение поведения недолговечно. Исчезают стимулы, меняется
поведение.

5. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно аг­
рессивны. Они хорошо усваивают уроки, преподаваемые розгой,
как общий метод решения всех проблем. Без окрика или шлепка,
по их убеждению, ни одно дело не движется. Что будет делать с
такими детьми учитель в школе? Применять родительские спосо­
бы воздействия он не будет. Но если связь «подзатыльник — дей­
ствие» уже сформировалась и стала прочной, другого выхода нет.
Но нужно помнить, что сила «взрыва» должна быть адекватной
прочности связи. Слабый «взрыв» связь не разрушит, а силь­
ный — навредит. Об этом нельзя забывать, применяя данный ме­
тод и для других целей.

6. Педагог, владеющий методикой замещения агрессивных пе­
реживаний, обучит ей детей. Это эмоциональная разрядка посред-


ством внешнего выражения эмоций и заместительных действий. Учите детей, когда они в ярости, давать выход гневу на неодушев­ленные предметы: пусть они бьют палкой по забору, колотят чуче­ла, стегают плеткой воображаемые чудовища, бросают камни в злых великанов. Если ребенка распирает от ярости, мы должны от­крыть клапан. Вспомните, как все удивлялись, когда на японских предприятиях выставили чучела руководителей, чтобы каждый мог выместить свою ярость, отстегав их плеткой. Нечто подобное мож­но было бы придумать и в школах, раз у нас нет полной гарантии, что врожденная агрессивность может быть преодолена.

7. Во всех наблюдениях дети становились менее агрессивными,
когда их агрессивное поведение игнорировалось, а неагрессив­
ное — поощрялось. Наказывать такого ребенка — пустая трата
времени и сил.

8. Учитель, упреждая детскую агрессивность, покажет детям,
как нужно снимать накапливающуюся злость. Из коррекционных
методик он выберет ту, которая будет наиболее приемлема для
быстрого снижения эмоциональной напряженности, хорошо ов­
ладеет ею и научится мастерски применять.

9. Родителям надо подсказать, что необходимо добиваться дис­
циплины без применения слишком суровых наказаний.

* Для работы с детьми

Коррекционные методики

Название: Кто симпатичней?

Форма, метод: Игра.

Цепь: Формирование невосприятия агрессивных состояний. Показать, что драки, насилие, другие формы агрессивного по­ведения наименее привлекательные. Люди, совершающие аг­рессивные действия, со стороны выглядят смешными.

Оборудование: Фотографии различных эмоциональных со­стояний людей: гнева, страха, радости и т. д. Рисунки агрес­сивного поведения.

Реализация: Дети любят упражняться на распознавание различных эмоциональных состояний. Пусть картинки (или фо­тографии) агрессивных состояний и поведения будут наименее привлекательными. Детям предлагается определить, какие со­стояния людей им больше всего нравятся и почему. Подчерк­нуть — так непривлекательно выглядит злой человек со сторо­ны. Хотите быть похожими?

Вариации: В зависимости от класса, уровня подготовленно­сти детей, наличия подгрупп интенсивной коррекции, уже вы­полненной работы задания упрощаются или усложняются.


Обработка результатов: Накапливаются данные об из­менении состояний и эффективности коррекционной рабо­ты.

Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.

Название: Остров забияк.

Форма, метод: Игра.

Цель: Профилактика агрессивного поведения.

Оборудование: Специальное оборудование не требуется.

Реализация: Добрая фея прилетает на остров, где живут одни забияки. Они все уже передрались между собой, ходят в синяках, разодранной одежде, с разбитыми носами. Пусть дети изобразят все это: не скупитесь на черную, синюю и красную краску. Никто ни с кем не разговаривает, не мирится, ничем не делится. «Хорошо вам?» — спрашивает фея. «Нет, худо нам, плохо», — отвечают дети. «А почему вам плохо?» — про­должает фея... и т. д. Допишите сценарий сами, опираясь на уровень и возможности ваших учеников.

Вариации: Можно разыграть сценку, выставив в качест­ве главных отрицательных героев всем известных хулига­нов.

Обработка результатов: По поведению детей определяется, кто и как воспринимает агрессивное поведение.

Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.

Название: Петушки-драчуны.

Форма, метод: Игра, профилактическая беседа.

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Не требуется. Участие принимают дети, ко­торым хочется потолкаться. Остальные — зрители.

Реализация: Поссорились два петушка. Изображающие их дети с заложенными за спину руками становятся на одну ногу друг против друга и подпрыгивая стараются ударить соперника движением плеч вперед. Игра должна проходить так, чтобы дети, окружившие «петушков», смеялись. Пусть попробуют все, кто захочет.

После игры учительница проводит этическую беседу:

1. Как со стороны выглядела драка петушков?

2. За что поссорились петушки?

3. Можно ли было избежать ссоры и драки?

4. Хорошо ли тому, кого бьют?

5. Что чувствует более сильный?

6. Как помириться петушкам?

7. Какой вред приносит драка?



Вариации: Для учеников 3-4-х классов игра и беседа допол­няются новыми подробностями. Например, в беседе можно за­тронуть вопросы:

Должны ли в драке быть правила?

Возможна ли драка без правил?

Не лучше ли драться без рук?

Можно ли бить лежачего? и т. п.

Обработка результатов: Накапливается информация о про­грессивности коррекционного воспитания.

Выводы: Формируется представление об отношении детей к разрешению конфликтов.

Название: Поссорились и помирились.

Форма, метод: Игра, после игры этическая беседа.

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Не требуется. Играют все желающие. В пары желательно поставить тех детей, которые сейчас в ссоре друг с другом.

Реализация: Действие первое. Двое детей изображают по­ссорившихся друзей. Они стоят спинами друг к другу и прито­пывают ногами, руки на поясе, сложенные на груди или за спиной. Звучит угрюмая музыка.

Действие второе. Дети поворачиваются лицом друг к другу и улыбаясь берутся за руки, весело кружатся в танце. Потом обнимаются и уходят.

План этической беседы:

1. Что лучше — ссориться или дружить?

2. Пользу или вред приносят ссоры?

3. Как помириться, если вы уже поссорились?

4. Как долго можно быть в ссоре с другом?

5. Нужно ли прощать обиды?

6. Как простить обидчика, чтобы с ним не ссориться?
и т. д.

Вариации: В зависимости от конкретных возможностей и потребностей.

Обработка результатов: Накапливается информация о про­грессивности коррекционного воспитания.

Выводы: Педагог решает, какую дальнейшую работу прово­дить для коррекции поведения.

Название: Скульптор.

Форма, метод: Игра.

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Пластилин.


Реализация: Пусть дети попробуют вылепить из пластилина агрессивно настроенного человека. Выражение глаз, лица, поза должны соответствовать замыслу. Устраивается конкурс на лучшее изображение «самого злого».

Вариации: Дети определяют отрицательный персонаж, на­пример «злой волк». Одного ученика выводят в центр класса и все подсказывают ему, как должен выглядеть злой волк. Ребе­нок застывает в этой позе, все его лепят. Можно не объяв­лять, дети сами должны отгадать, на кого похож созданный ими персонаж. Игра завершается выставкой.

Обработка результатов: Накапливается информация о про­грессивности коррекционного воспитания.

Выводы: Решается вопрос о содержании дальнейших кор-рекционных действий.

Название: Мой характер.

Форма, метод: Тест-игра.

Цель: Накопить информацию для проведения коррекцион-ных упражнений и бесед.

Оборудование: Листы бумаги, ручки всем детям.

Реализация: Учитель предлагает детям записать понятные им черты своего характера. Потом листочек делится на две колонки и вместе с учителем дети расписывают черты своего характера на положительные и отрицательные. Параллельно учитель ведет запись на доске. Дети должны определить осо­бенно плохие и хорошие качества.

Мой характер

Хорошие качества Плохие качества

Не обижаю слабых. Не довожу дело до конца.

Помогаю маме по дому. Не могу вовремя лечь спать.

Учусь на «4» и «5». Без разрешения смотрю телевизор.

Вариации: Можно дополнять сколько угодно конкретными, важными для воспитания утверждениями. Зависит от воз­раста детей, их способности вычленять черты характера и поведения.

Обработка результатов: Проверка искренности детей. Если учитель видит, что ребенок обманывает и приписывает себе несуществующие качества, следует поставить его в такие усло­вия, где бы он обмануть не смог, не посмел.

Выводы: Применяется для диагностики и коррекции всех форм девиантного поведения в сочетании с другими методи­ками.


Название: Открытка.

Форма, метод: Упражнение.

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Бланки почтовых открыток.

Реализация: Учитель предлагает детям написать открытку хулигану, жестокому, бессердечному человеку, школьному за­бияке. Пусть он получит столько открыток, сколько детей осуж­дают его поведение.

После выполнения задания учитель проводит с детьми эти­ческую беседу, где обсуждаются вопросы: почему люди осуж­дают плохие поступки? как избежать конфликтов, как их пре­дотвратить? как вести себя в сложных ситуациях? какие способы выхода из конфликта дети знают? и т. п.

Вариации: В зависимости от уровня развития детей и кон­кретных условий.

Обработка результатов: Накапливается информация о про­грессивности коррекционного воспитания.

Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.

Подытоживая, еще раз подчеркнем, что эффективность
коррекционной работы зависит от того, насколько правильно
педагог определил агрессивную напряженность класса и на­
сколько адекватные методы коррекции он применил. Накопив
достаточно представлений об уровне агрессивности всех уче­
ников класса, он ранжировал их по силе проявления этого ка­
чества и выделил три группы детей: 1) не агрессивных, 2) уме­
ренно агрессивных, и 3) с повышенной (высокой) агрессивно­
стью. Выбор коррекционных методик зависит от конкретных
условий;___________