ПРИЗНАКИ ОТСТАВАНИЯ


 


Помощь в обычном классе

Внимательно присмотритесь к ученикам любого класса — и вы без труда убедитесь, что даже среди благополучных учеников трудно найти ребенка, ко­торому не нужна была бы та или иная помощь в пре­одолении школьных препятствий.

Что может сделать учитель в обычном классе до того, как ребе­нок станет хронически неуспевающим и встанет вопрос о его пе­реводе в специальную школу, в класс выравнивания? При посту­плении в школу все дети по развитию были в норме, способны овладеть школьной программой. Почему этот ученик или учени­ки стали неуспевающими?

Неуспеваемость начинается с отставания. Это первая стадия неуспеваемости. Отставание и неуспеваемость связаны между со­бой как часть с целым, как часть процесса с результатом процес­са. Отставание, если его своевременно не устранить, может при­вести к неуспеваемости. Отсюда следует первое и главное правило коррекции неуспеваемости — вовремя заметить и предотвратить отставание. Многое, если не все, зависит от своевременности коррекции. Если мы верно распознали причину отставания и тот­час взялись за ее устранение, все проходит быстро и эффективно: ведь ученику на этом этапе достаточно лишь легкого толчка, на­мека, незначительной подсказки, чтобы он начал действовать правильно и укрепился в своих силах. Но корректировать обычно мы беремся тогда, когда время уже упущено и задача решается с большим трудом.


РЕБЕНОК:

Затрудняется в воспроизведении услышанного Не может связно пересказывать текст Не может выделить главную мысль Не может оценить правильность ответа товарища Неправильно употребляет слова Не замечает ошибки других Не может применить правило Не может воспроизвести действие по образцу Заструдняется в составлении целостного рассказа Не может выделить элементы целого Затрудняется, если спросить "с конца"

Рис. 18

Обнаружение признаков отставания предполагает использо­вание учителем различных средств диагностики, прежде всего наблюдения, бесед, тестирования. Когда то или иное отставание замечено учителем, встает вопрос, как помочь школьнику на­верстать упущенное. Помощь эта может быть двоякой — непо­средственной и опосредованной. Первая носит единовременный, локальный характер. Учитель в процессе индивидуальной рабо­ты устраняет замеченные пробелы в знаниях, способах действия или мышления ребенка и достигает того, что он быстро вырав­нивается и действует дальше, как все. Своевременность и индиви­дуальная направленность помощи учителя имеют при этом ре­шающее значение. Иногда учитель может прибегнуть к тому, чтобы привлечь сильных учеников для оказания помощи


отстающим. Но сделает это только в том случае, если отстава­ние обусловлено субъективными недостатками — невниматель­ностью ученика, некоторой его несобранностью и т. п. Тут то­варищ лучше, чем учитель, справится с тренировкой. Если же отставание носит более сложный характер, связанный с интел­лектуальными причинами, здесь должен действовать сам учи­тель.

Опосредованная помощьнаправлена на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обуче­ния. Это помощь широкого и длительного действия. В ее осно­ве развитие самостоятельности школьников. Именно самостоя­тельность, а не какое-то иное качество человека, определяет его самоценность и самодостаточность. Самостоятельный человек способен и действовать самостоятельно, а это залог успеха в любой деятельности. Недаром природа устроила так, что само­стоятельность ощущается и развивается у ребенка раньше всех других жизненно важных качеств. Если ее подавлять и не разви­вать, то ребенок растет зависимым и это существенно влияет на темпы его социализации, морального, интеллектуального созре­вания. Наблюдения подтверждают, что отстающие школьни­ки — это дети несамостоятельные, не умеющие «без подпорок» ни мыслить, ни действовать.

Потребность в самостоятельности рано ощущается детьми. Гражданин рождается в ребенке в те моменты, когда малень­кий человек хочет выразить себя, свое «Я», подчеркивал В.А. Сухомлинский. Поскольку все поступки, действия сущест­вуют либо как самостоятельные, либо как подражательные, то самостоятельность можно определить как совместное качест­венное развитие волевой, мыслительной и практической дея­тельности.

Самостоятельность воспитывается и развивается. Особое ме­сто в этом процессе занимает начальная школа. Младший школь­ный возраст — это особый самоценный период для формирова­ния самостоятельности. Чтобы правильно скорректировать его, необходимо педагогически грамотно выстроить технологию вос­питания.

Свойственная детям подражательность помогает им усвоить пример, образец поведения, но с другой стороны — сдерживает их самостоятельность, сковывает ребенка, как бы возвращает его к усвоенному образцу, ориентирует на него. Нередко млад­ший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных побуждений, эмоций не позволяют выпол-


нить задуманное и желаемое. Не меньшее значение имеют и ин­дивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его само­стоятельности. Так, неуверенность в своих силах и возможно­стях сдерживает самостоятельность, а, напротив, смелость, ре­шительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело и т. д.

Самостоятельность — качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Самостоятельно — значит, «захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Суть данного понятия дети понимают довольно точно.

Большинство современных детей привыкли жить и действо­вать по указке взрослых. И до такой степени подавлено это ка­чество у иных малышей, что даже для выполнения простейших действий по самообслуживанию требуется инструкция и разре­шение взрослых. Сперва это умиляет, но потом вызывает раз­дражение. А в школе несамостоятельный ребенок — сущее бед­ствие.

В чем причина? Конечно, существенную роль играют возрас­тные возможности детей. Психика младших школьников отли­чается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовно­стью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием побуж­дений. Поэтому дети не всегда выполняют задуманное, им не­достает настойчивости в достижении цели, в преодолении труд­ностей. Одновременно с тем, что ограничивает развитие самостоятельности, существует и то, что ее движет. Детей отли­чает огромный заряд активности. Их огорчает отсутствие дела, определенной роли в общественной жизни, конкретного пору­чения. Их обуревает жажда деятельности. Однако взрослые не­редко- замечают то, что затрудняет развитие самостоятельности у детей, и не видят то, что ей способствует. Учителя недооценива­ют важности развития данного качества. Их ответы на вопросы: «Замечаете ли вы у своих учеников стремление проявить само­стоятельность? учите ли вы их этому?» — как правило, неопре­деленны и не отличаются разнообразием мнений. «Не хотят они никакой самостоятельности», — утверждают педагоги. Но тут же противоречат сами себе: «Всегда приходится их за руку водить». И в детском саду, и дома, и в школе все решают за детей взрос­лые: «Скоро праздник, я вам раздам стихи, а вы их выучите,


 


будете выступать». Дети привычно слушают учителя, выполняют его распоряжения. Проходят два-три года, они привыкают к мысли, что учитель знает лучше, он подскажет и направит. Они уже не хотят самостоятельности. И не захотят ее никогда, пока взрослые не будут уделять внимание развитию данного качества. А без самостоятельности дети не вырастут активно познающими людьми. Несамостоятельный ученик всегда будет требовать кор­рекции.

В развитии данного качества всегда наличествует три этапа: первый — дети действуют по готовому образцу с помощью взрос­лых; второй — ученики в состоянии выполнить самостоятельно части работы; третий — школьники выполняют всю работу само­стоятельно в повторяющихся ситуациях.

Лучше всего самостоятельность у детей формируется под руководством не учителя, а под влиянием сверстников и стар­ших детей. Наблюдая, как действует одноклассник или стар­ший школьник, ученик младшей школы не только быстрее схватывает сущность самого действия, но укрепляется в глав­ном — понимании того, что и он сможет так действовать. Об­разец, носителем которого является старший товарищ, по сво­ему содержанию и форме наиболее доступен младшему школьнику для понимания и освоения. Это означает, что нужно больше привлекать детей к взаимообучению друг друга. Пусть более самостоятельные развивают это качество у тех, кто его не имеет. А чтобы возможности совместной деятель­ности стали реальностью, нужен взрослый, который позабо­тится о развитии обоюдного интереса, разъяснит значимость совместных дел, создаст положительный эмоциональный на­строй у ребят.