О школьной зрелости

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остано­вить их, направить. Таким образом, от нас требуется только постоянный корректив к жизни ребенка, а во­все не то, что называется вождением за руку.

А. С. Макаренко

Школьная зрелость, или школьная готовность, — это способ­ность ребенка успешно справиться с той работой, которую ему предложит школа. Школьная зрелость — обобщенное название готовности ребенка выдерживать школьные нагрузки. Если бы мы смогли еще до поступления ребенка в школу правильно учесть уро­вень и особенности развития каждого, то смогли бы избежать мно­гих трудностей, по крайней мере на первых этапах обучения.

В школьной готовности выделяется несколько составляющих: физическая, социальная, моральная, интеллектуальная. Физическая готовность— способность ребенка выдерживать нагрузки, связан­ные с длительным сидением за партой, держать ручку и каран­даш, без усталости работать на протяжении всего школьного дня. Социальная готовностьозначает способность ребенка вступать в контакт с другими людьми, понимать стоящие перед ним задачи, выполнять основные требования человеческих отношений. Мо­ральная готовностьподразумевает определенный уровень сформи­рованное™ нравственных качеств личности, прежде всего ответ­ственности, умения подчинять сиюминутные настроения необходимости выполнить задание. Интеллектуальная готовностьозначает такой уровень умственного развития, на котором ребе­нок способен обобщать и различать понятия, следить за ходом рассуждений учителя, произвольно сосредоточиться на решении какой-либо задачи.

По мнению ученых, дополнительного изучения требуют и та­кие специфические показатели, как развитие моторики мелких мышц кисти, чистота звукопроизношения и некоторые другие. В совокупности эти качества определят общий уровень готовно­сти ребенка к школьному обучению, то, насколько успешно ребе­нок «впишется» в школьный коллектив.


Для подготовленных детей поступление в школу происходит безболезненно, за исключением некоторой утомляемости, свя­занной с повышением нервно-психической нагрузки и ограниче­нием двигательной свободы. Это ограничение переживается труд­но, поскольку ребенок привык выражать свои чувства прежде всего движениями. Поэтому спокойно просидеть целый урок — задача, требующая от многих первоклассников большого напря­жения. Знакомая картина: после занятий первоклассники бук­вально вылетают из школы. Не потому, что им надоели уроки, а потому, что они, как говорится, засиделись. Однако двигательная ограниченность (гипокинезия) — далеко не самый трудный барь­ер, который приходится преодолевать младшему школьнику. Го­раздо более сложными являются проблемы, связанные с интел­лектуальной сосредоточенностью и становлением взаимоотноше­ний внутри классного коллектива.

Уровень умственного развития — один из важнейших показа­телей интеллектуальной готовности к школе. Его конкретные ха­рактеристики: особенности восприятия, быстрота соображения, устойчивость внимания, умственная работоспособность и др. — сразу же определят, что и как будет происходить с ребенком в классе. Если ребенок страдает недостаточной сообразительностью, быстрой утомляемостью, рассеянностью, повышенной отвлекае-мостью, то это всегда ведет к одному и тому же результату — пло­хому усвоению учебной программы, низкой успеваемости.

Какие же основные причины неготовности 6—7-летнего ре­бенка к школе? Первая — социальная запущенность. Какими бы прекрасными ни были природные задатки малыша, с первых дней жизни они требуют постоянной тренировки и развития, без кото­рых, оставаясь определенное время в виде скрытых возможно­стей, постепенно, но неумолимо теряют свой потенциал. Началь­ная школа — едва ли не последний рубеж, где еще можно остановить процесс стагнации умственных способностей ребенка. Но именно здесь учителей подстерегает опасность ошибочно принять ограниченность знаний ребенка за ограниченность его умственных способностей.

Вторая причина — отклонения в развитии, несовпадение фак­тических темпов развития с возрастными нормами. И если это несовпадение существенное, то с началом школьного обучения лучше повременить, чем столкнуться с проблемой неуспеваемо­сти, которая очень больно ранит ребенка и может привести к не­предсказуемому повороту его судьбы.

Предложено много методик определения школьной зрелости. Все они страдают различными недостатками: одни недостаточно 252


информативны, другие громоздки, третьи непонятны детям, чет­вертые не подходят для учителей. Поэтому проблема создания хо­рошего теста школьной зрелости давно стоит в плане научных исследований.

Практическая диагностика школьной зрелости страдает также многими недостатками. Немало примеров неправильного тести­рования и понимания его результатов. Это опасно. Если на этапе определения школьной готовности и особенностей развития школьника будут сделаны неправильные выводы, то очень легко повести ребенка по ложному пути. Будущие его неудачи будут предопределены учительской ошибкой.

Любой ребенок твердо знает, что днем светит солнце, а ночью темно; есть правая и левая рука, на руке пять пальцев, у собаки че­тыре лапы, у него два уха и т. д. Но даже при ответах на эти вопро­сы он нередко ошибается. Почему? Он видит напряженное ожида­ние, ощущает настороженность, чувствует готовность учителя получить неправильный ответ. Тогда и возникает ситуация, когда учитель, ориентируясь на чисто внешние проявления, оценивает ребенка как неспособного к полноценному овладению учебным материалом. Если берут такого ребенка в школу, то начинают уменьшать для него программные требования, называя это уровне-вой дифференциацией, подгоняя ее к своему представлению о по­тенциале ребенка. Этим и фиксируют учебную неполноценность. Как не вспомнить хороший опыт немцев: для них все дети —^без индивидуальных различий — поставлены в равные условия. Требо­вания одинаковые, а оценки, естественно, разные — кто как мо­жет. Каждый оказывается на своем уровне. И нет проблем.

В нашей практике еще не всегда применяются всесторонне про­думанные тестовые испытания для поступающих в школу. Вот за­вуч, тестируя ребенка, ставит ему диагностический вопрос: «На де­реве сидели три воробья. К ним прилетели еще два. Сколько ворон стало?» Ответ на этот вопрос должен свидетельствовать о внима­тельности ребенка, навыках устного счета. Допустим, ребенок ошибся. О чем может свидетельствовать его ошибка? Вариантов много: невнимательность, неумение распределять внимание, непо­нятливость, игнорирование условий, неумение считать и многие другие. Какой диагностический вывод будет правильным? Только последующие целенаправленные диагностические задания помогут выявить истинную причину. Или такой пример. Ребенка привели на диагностическую беседу 15 марта. За окном снег и метель. Ребенок подготовлен, знает, что по календарю уже наступила весна. На во­прос завуча: «Какое теперь время года?» он ответил: «Весна». «Как докажешь?» Ребенок молчит. Профессор промолчал бы тоже.


Или тестируют ребенка на скорость чтения за 1-й класс. По данным Б. Зайцева, скорость чтения в конце начальной школы должна быть 130—170 слов в минуту, что дает ему возможность отлично учиться в средней школе. Скорость 100—130 слов в ми­нуту дает шанс овладевать программой на «4». Если же ребенок читает со скоростью меньше 80 слов в минуту, то надежды учить­ся хорошо у него почти нет1.

Но скорость чтения непосредственно с умственными способ­ностями не связана. Очень умные люди читают медленно. Тугоду­мы, о которых мы уже упоминали, зачастую умные и сообрази­тельные люди, быстрого чтения им ни за что не одолеть. Значит ли это, ved by Teleport VLX, because it is addressed on a domain or path outside the boundaries set for its Starting Address. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://usr.