Обсудим профессиональный секрет
Зачем бороться с тем, чего одолеть нельзя? А.С. Макаренко знал, что одолеть пьянство среди колонистов ему не удастся никогда. Поэтому он выбрал другой путь — учить их культуре пития. И это дало гораздо больше положительных результатов, чем бездумные, никем и никогда не выполняемые запреты. Колонисты, которых он научил в меру и правильно пить, не пополнили ряды алкоголиков.
Конечно, никто не призывает учителя начальных классов организовывать курсы культурного пития для детей. Просто учитель должен вести работу так, чтобы дети понимали вредность употребления алкоголя и наркотиков. 1 Как бы вы продолжили эту мысль?
Рис. 15
Аффективные дети
Индивидуальный подход к детям не означает возню с уединенной капризничающей личностью.
А.С. Макаренко
Аффекты(от лат. affectus — сильные эмоции) — это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того
• неудачи в учении,
• конфликты с учениками класса, со всем коллективом,
• внутренний конфликт между уровнем притязаний (осно
ванный на преувеличенной самооценке) и тем уровнем, на
котором ученик фактически пребывает в классе,
• склонность к аффективным формам отношений и разреше
ния конфликтов.
Чаще всего у детей возникают тягостные переживания из-за того, что их якобы не признают, ущемляют, недооценивают,
8—2915 225
к ним несправедливо относятся, придираются. В подобных случаях у них нередко возникают устойчивые аффективные состояния, на этой основе формируются отрицательные формы пове- дения. Школьник переживает постоянную обиду, становится упрямым, грубым, озлобленным, отказывается подчиняться требованиям учителей, противопоставляет себя коллективу. Обычно в каждом классе имеется несколько детей с более или менее выраженным аффективным поведением. Аффективные (эффектные) дети самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают учителей возможности работать с ними. Учитель пытается скорее прекратить начавшуюся истерику и впредь всячески старается не трогать такого ребенка. Дети понимают это, и некоторые из них начинают злоупотреблять своей склонностью к истерическому поведению, рассматривают его как способ быстрого достижения своих целей. Дети с сильно развитым аффективным поведением не могут обучаться в обычных классах.
Главный способ преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ученика,в частности, на его интересыи склонности(любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), наего здоровые нравственные тенденции,на доброжелательное отношение к товарищам,даже наего чувство юмора.Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на их укрепление поведение школьника, поощряя положительные поступки, учитель может рассчитывать на успех.
Индивидуальный подход в отношении трудного, запущенного да еще склонному к аффективному поведению школьника предполагает предварительную разработку плана индивидуальной коррекции после основательного изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка.
План может включать такие действия:
• оказывать ученику практическую помощь для ликвидации
пробелов в знаниях;
• избегать таких оценок и характеристик, которые могут уг
лубить неверие ученика в свои силы;
• предоставлять ученику возможность пережить радость ус
пеха;
• временно не спрашивать его по тому материалу, где он за
ведомо еще не успел ликвидировать пробелы;
• отмечать и поощрять его малейшие успехи в учении;
• периодически предлагать ему индивидуальные задания, ко
торые подбираются с учетом его способностей;
• побудить родителей не оказывать давление на ученика и не
требовать нереальных поступков с его стороны;
• побудить детей проявлять большую чуткость и вниматель
ность к своему товарищу;
• тактично вовлечь ученика в общественную жизнь класса;
• учитывая, что ученик относится к слабому типу нервной
системы, считаться с его особенностями: затрудненным об
разованием новых форм поведения, медленной перестрой
кой сложившихся стереотипов поведения, возможностью
срывов и т. д.
Таким образом, аффективное поведение может развиваться
под влиянием школьных факторов. Для его коррекции требу
ется индивидуальный подход, исправление поведения по спе-
циальной продуманной учителем программе.________________