Борьба с курением

Рассчитывать, что дисциплину можно создать только одной проповедью, одними разъяснениями, — это значит рассчитывать на результат чрезвычайно сла­бый.

А.С. Макаренко

Во всем мире ужесточаются запреты против курения. В июне 2000 г. Финляндия приняла беспрецедентные меры, объявив табак канцерогенным веществом (от лат. cancer — рак) и поставив табакокурение вне закона. Крутые меры принима­ются и в других странах и уже дали положительные результаты. В США, например, благодаря комплексным национальным ме­роприятиям количество курильщиков за последние 10 лет сни­зилось в два раза. Люди окончательно поняли: курение — это большое зло. Ничего, кроме вреда здоровью, ослабления обще­ства и государства, оно не дает. Баснословные прибыли, кото­рые получают компании, производящие сигареты, не могут возместить и десятой доли тех потерь, которые несет от куре­ния общество.

Почему же значительное число людей все же курит? Одновре­менно действует несколько побуждающих причин: генетическая склонность, социальное наследование, стремление отрегулиро­вать с помощью сигареты внутреннее равновесие. Некоторых го­нит неосознанная потребность в повышении напряжения, побуж­дающая переживать новый опыт, связанный с риском и даже угрозой для жизни. Другие, наоборот, ищут в табаке спасение от напряженности жизни. Третьи сами не знают, зачем они берут в руки сигарету.

Дети начинают курить, подражая взрослым и сверстникам. Исследования устойчиво подтверждают, что большинство ку­рильщиков пристрастились к курению в школьные годы. Неко­торые приобщаются к этому занятию очень рано, бывает, в 1—2 классе. В 4-м классе одной из школ, где проводились ис­следования, пробовало курить или курило уже 63% мальчиков. Школа в данном случае стала источником нездорового увлече­ния. На вопрос «Где ты впервые попробовал курить?» больше половины опрошенных учеников 1—4-х классов называют шко­лу (двор, сад, туалет), а потому улицу, дорогу из школы домой, домашний двор.

Каким-то образом сложились представления, о том, что ку­рение — символ независимости, признак внутренней силы. 214


В этом большая вина кино, телевидения и современной лите­ратуры. Мы привыкли видеть, как герои нервно курят, когда волнуются, жадно затягиваются перед принятием ответствен­ного решения, красиво выпускают струи дыма в минуты задум­чивости, облегченно и с наслаждением закуривают, когда труд­ная ситуация позади.

Насмотревшись супержизни, редко какой мальчишка удер­жится от соблазна. К счастью, у многих от этого сразу же ухудша­ется самочувствие: часто бьется сердце, кружится голова, подташ­нивает. На некоторое время это сдерживает попытки повторить. Боязнь показаться перед сверстниками слабым заставляет его продолжать курить.

Никотин, содержащийся в табаке, как известно, относится к группе наркотиков и, как всякий наркотик, способен вызвать болезненное пристрастие. Насколько быстро формируется это пристрастие, во многом зависит от индивидуальных особенно­стей организма. Но совершенно бесспорно одно: чем моложе организм, тем быстрее возникает пристрастие к наркотику. Если ребенок превозмогает начальные тягостные ощущения от таба­ка, у него довольно быстро вырабатывается пристрастие к нико­тину. В 5—9-х классах нам встретятся уже курильщики заядлые, со стажем, не расстающиеся с пачкой сигарет. Нередко даже ро­дители смиряются с таким положением и выдают деньги на

сигареты.

Все сказанное относится в первую очередь к мальчикам, нЪ и среди девочек в последнее время все чаще наблюдаются случаи

курения.

Курение — сформированная неправильным воспитанием дур­ная привычка. Свое начало она берет от невинного желания пб-пробовать вкус сигареты. Табак, как и любой наркотик, уже с первого раза дает реакцию привыкания, побуждает желание по­пробовать еще раз.

Через сигарету ребенок пытается самоутвердиться, повысить свое «Я». Он устал от постоянных указаний взрослых, которые сами делают то, что ему запрещают: нельзя курить, а сами курят, нельзя ругаться, а сами ругаются и т. д. Не может понять ребенок (а кто может?), почему это так. И решает: нужно попробовать, проверить. Путь взросления в его представлении один — начи­нать курить, пить, сквернословить.

Отсюда и главное направление борьбы с табакокурением — не запрещать, не наказывать, не сдерживать, а предоставлять возможности для самореализации, самоутверждения без сигаре­ты во рту. Но это лишь общее утверждение: сколько людей,


 

столько способов преодоления привычки. Известны случаи, ко­гда помогали запреты, наказания, строгий контроль. Но точно так же все средства оказывались бессильными, когда ребенок или подросток не хотели отказываться от своих удовольствий, ломать свою привязанность. Ни слезы матери, ни увещевания учителей, ни пример умершего от рака родственника, ни отцов­ский ремень не давали положительных результатов. Почему? Внутренняя позиция оказывается сильнее. Проявилась она в силе или в слабости — неспособности преодолеть пагубную привычку — безразлично.

Ученые утверждают, что нельзя достичь полного избавления от табакокурения.

Заметив, что некоторые ученики в классе начинают прояв­лять интерес к сигарете, учитель должен провести серию воспи­тательных воздействий. Поскольку нет универсального метода предотвращения зла, то все имеющие в его распоряжении сред­ства: от дружеского предупреждения для склонных его понять и принять — до строгих наказаний, запугиваний для строптивых. Многие родители, даже те, кто сам курит, не желают, чтобы ку­рили их дети, и сами просят учителей применять любые методы наказания.

Педагог не должен занимать позицию стороннего наблюдате­ля. В серию профилактических мероприятий необходимо вклю­чить следующее:

- беседы на антиникотиновую тему для всех детей с иллюстра­
цией знаменитой лошади, изображение которой в старой шко­
ле постоянно висело на видном месте для устрашения начи­
нающих курильщиков. На некоторых детей это производит
впечатление и удерживает от соблазна. Пусть дети рисуют на
этом плакате, пишут свои замечания, имена курильщиков;

-для юных рационалистов учитель предложит компьютерную программу «Закурим, старик?» из серии воспитательных тес­тов. Компьютер попросит ввести возраст, количество выкури­ваемых в день сигарет, проведет наглядные вычисления и по­кажет, что будет с нашим курильщиком через год, два, десять. Заканчивается сеанс устрашающими болезнями. На некоторых детей это производит большое впечатление;

- для любопытных детей, которые пробуют курить из желания
попробовать, учитель предложит шутливую игру — полизать
горчицу или хрен, понюхать дурно пахнущие растения, попро­
бовать кислые и противные плоды. В беседе учитель посмеет­
ся — неужели некоторым людям нужно самим во всем убе­
диться?


 

—наблюдателей-философов учитель попросит подождать со сво­
им решением курить до более зрелого возраста. «Когда вырас­
тет у тебя седая борода, тогда бери трубку и устраивайся у окна.
Кури, размышляй и благодари своего учителя, что предостерег
тебя когда-то от опасности — ты жив, а многих уж нет»;

—самостоятельным детям учитель объяснит, что курение — это
не проявление независимости, а, наоборот, зависимость от ни­
котина;

—зависимым детям, склонным подчиняться, педагог посулит су­
ровое наказание за нарушенное обещание;

—мнительным детям помогают рассказы о вредных последстви­
ях для здоровья, которые приносит никотин;

—с авантюристами он затеет игру «Конфетка вместо сигаретки».
Войдет в контакт с родителями, запасется леденцами и будет
«подкармливать» энтузиастов за послушание. Исподволь вну­
шит: сладкий пряник вкуснее горького дыма;

—педагогически запущенным и «безнадежным» скажет просто:
«Больше куришь, скорее умрешь, делай, что хочешь!» Может
статься, что этот «взрыв» вместо привычного учительского сю­
сюканья отрезвит курильщика, заставит его понять, что он сам
будет виноват во всех своих бедах.

Некоторые родители практикуют довольно жестокий способ: ребенка заставляют выкурить 2—3 сигареты подряд, чтобы ему стало дурно. Тем самым вырабатывается стойкое отвращение к курению. Способ рискованный, ибо никотиновое отравление мо­жет протекать тяжело. Но тем не менее этот метод естественных последствий заслуживает внимания.

Понимая свою ответственность за здоровье школьников,

[

учитель поведет борьбу против табакокурения. Средств у него | достаточно, необходимо проявить в этом деле настойчивость.

Профилактика алкоголизма и наркомании

Я пришел к глубокому убеждению, что именно тот, кто от меня прячется и старается не попадаться на глаза, тот является самым опасным объектом, на него я должен обратить особое внимание.

А. С. Макаренко

Сегодня в Российской Федерации более 3 млн наркоманов, 13 них не менее 10% — школьники. В 1—4-х классах учатся


 


v


«потомственные», генетические дети-наркоманы. Это вовсе не означает, что они разделят судьбу своих несчастных родителей, но, имея генетическую склонность, они раньше других могут интересоваться наркотиками. Это серьезная проблема, которая требует серьезного к ней отношения всех: государства, школы, родителей.

Наркомания— это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с потреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают осо­бое состояние нервной системы — наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них опий, морфий, марихуана, га­шиш, болеутоляющие лекарства. Наркотические свойства име­ют и некоторые сельскохозяйственные культуры, например мак, конопля.

Наркотическое опьянение головного мозга вызывает вды­хание некоторых ядовитых веществ, как например, испарений минеральных удобрений, веществ для уничтожения мух и ко­маров, средств для обработки садов и огородов и т. п. Нарко­тические вещества вводятся в желудок или кровь, а токсиче­ские вещества вдыхаются. Соответственно тех, кто глотает таблетки или колется, называют наркоманами, а тех, кто по­лучает «кайф» от вдыхания ядовитых веществ, — токсикома­нами.

Наркомания возникает в ответ на возросшую напряжен­ность личной и общественной жизни как способ ухода от ре­альной действительности в мир грез и иллюзий. С помощью одурманивающих средств — наркотиков люди пытаются за­щитить нервную систему от постоянных стрессов, гнетущего давления обстоятельств. Наркомания — это закономерное следствие принявшего нечеловеческую направленность обще­ственного прогресса.

Одни люди, достаточно сильные интеллектуально и нравст­венно, еще могут противостоять трудностям и соблазнам, дру­гие же — слабые, ранимые и морально опустошенные — выну­ждены искать спасения в наркотиках. Наркомания — это бо­лезнь века.

Мнения относительно того, что есть наркомания, раздели­лись. Одни считают ее дурью и блажью, выдумкой ищущих наслаждений молодых людей, а другие — серьезным заболева­нием, возникающим от перенапряжения психики. У одних от­ношение к наркоманам осуждающее, у других сочувственное. Соответственно формируются социальные, медицинские и пе­дагогические подходы к профилактике и лечению наркома-


нии. Первый — осуждать, запрещать, карать; второй — увеще­вать, предостерегать, защищать, помогать; третий — сочетать то и другое.

Социальная опасность наркомании в том, что люди, однажды испробовавшие легкий путь ухода от проблем, уже с трудом воз­вращаются к нормальной жизни или не возвращаются к ней со­всем. Они утрачены для себя, своих близких, для общества. Нар­котики парализуют волю, отбирают силы, убивают нормальные желания и потребности. Человек, попавший в наркотический плен, теряет по капле свое физическое и нравственное здоровье и скоро уходит из жизни.

Общественная опасность наркомании еще и в том, что еже­дневное потребление наркотиков требует немалых денег, которые добываются нечестным или преступным путем. Человек, при­страстившийся к наркотикам, становится никудышным работни­ком. Зарабатывать себе на жизнь, обеспечивать семью,.удовлетво­рять свои потребности он уже не может. Поэтому наркомания тесно связана с асоциальным, антисоциальным поведением и преступностью.

Винить человека в том, что он начинает искать и употреб­лять наркотики, нельзя. Если его нервная система постоянно напряжена и ищет способ избавиться от этого напряжения, то рано или поздно человек найдет выход. Достаточно малейшего повода для возникновения опасной связи. Случайно или пред­намеренно попробовав наркотик, получив однажды желаемое расслабление, человек уже будет целенаправленно искать его и систематически употреблять. Возникновение наркотической за­висимости — главная опасность: вместо обычных и здоровых способов снятия напряжения (хобби, занятие спортом и пр.) че­ловек будет привязан к таблетке, шприцу.

И раньше ведь люди жили среди наркотических веществ. В каждом крестьянском подворье росли мак и конопля, остро и дурно пахнущих растений было полно за околицей. Почему же никто не становился наркоманом? Потребности организма не было, не было и тех причин, которые гонят сегодняшних школьников нюхать и пробовать разную гадость. На этот вопрос мы не найдем более убедительного ответа, чем тот, который уже высказан. Почва подготовлена напряжением жизни, зерна нар­комании на ней уже взошли и будут, к сожалению, произра­стать и дальше.

Наркомания молодеет. Десять лет назад этой болезнью была поражена лишь небольшая часть праздно шатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные, работящие молодые


J


люди, студенты, не против того чтобы побаловаться наркоти­ком. Социологические обследования выявляют все более тре­вожную картину: в сети втягивается молодая часть нации, ее будущее.

Наркомания пришла в школу. Здесь она особенно коварна и опасна, потому что губит нацию в зародыше, лишает ее буду­щего. Темпы распространения этой страшной болезни среди несовершеннолетних возрастают. Сегодня уже и ученики на­чальной школы находятся в сфере ее опасного притяжения. В одном из опросов младших школьников {И.П. Подласый, 1999) зафиксировано, что 28 % учеников 3—4-х классов знают вкус алкоголя, 17 % пробовали курить, 9 % пробовали какие-то непонятные вещества.

Перед учителем начальной школы во весь рост встает особая коррекционная задача профилактики наркомании и токсикома­нии среди детей. Задача чрезвычайно важная, трудная. Кроме своих прямых обязанностей — научить и воспитать, учителю не­обходимо выполнять роль спасителя. Сегодня перед учителем стоит архиважная задача отвести, помочь, защитить детей от наркотиков.

В состоянии наркотического опьянения дети и подростки мо­гут совершать не только асоциальные поступки, но и правонару­шения. Здесь сращивается низкая воспитанность с потерей кон­троля. Ребенок становится опасным для себя и для окружающих. Потому наркомания и токсикомания — реальная угроза их буду­щему.

С наркоманией нужно бороться всеми доступными средства­ми. Но для этого должны быть в первую очередь устранены глав­ные и сопутствующие причины. Главная — возрастание напря­женности; сопутствующие — увеличение числа людей, потреб­ляющих наркотики, распространение наркобизнеса — тоже не исчезают.

Усложняет ситуацию то, что первые шаги ребенка к вредным веществам скрыты и не диагностируются. Когда же признаки употребления наркотиков налицо, то изменить ситуацию уже очень сложно: организм быстро привыкает и перестраивается фи­зиологически для искусственного стимулирования отдельных центров головного мозга. Поэтому основные направления дея­тельности учебно-воспитательных учреждений — предупреди­тельная, профилактическая работа с учениками всех возрастных групп.

Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем воз­расте убедить детей относиться к наркотикам как наибольшему


злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будуще­му, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.

Пока школа лишь актуализирует проблему и констатирует количественные параметры распространения наркомании и токсикомании в ученической среде, но очень слабо подготов­лена в информационно-методическом плане к проведению эффективной воспитательной работы по пропаганде здорово­го образа жизни.

В учительской среде все еще дебатируются вопросы: должны ли педагоги заниматься антинаркотической пропагандой, спасе­нием учеников-наркоманов, в частности информировать учени­ков о наркотических средствах, токсических веществах? И вопрос этот действительно не простой. Некоторые педагоги утверждают, что тем, кто их уже попробовал, такая информация не нужна; а тех, кто еще не приобщился к «запретному плоду», может спрово­цировать проверить ее правильность. В некоторых случаях чрез­мерная старательность педагога при объяснении сущности нарко­тизации человеческого организма может действительно превратиться в детальный инструктаж. Врачи настаивают на том, что наркомания — болезнь и лечить ее должны только специали­сты. Предупреждать ее они не берутся — только лечить. Только совместными усилиями врачей, учителей, родителей, но прежде всего государства можно бороться с этой сложнейшей проблемой. Учителя сегодня не имеют достаточной подготовки для ком­петентного антинаркотического воспитания. Им необходимо хо­рошо ориентироваться в том, что представляют из себя нарко­тические вещества: каковы их свойства, признаки действия, по­следствия употребления, внешние симптомы. По имеющимся данным, 80 % учителей имеет об этом весьма смутное представ­ление. Больше 20 % опрошенных педагогов не отличает нарко­мании от токсикомании, не говоря уже о знании токсических веществ, их видов, свойств, признаков действия. На вопрос: «Из каких источников вы черпаете информацию о наркомании и токсикомании?» почти 90 % учителей называют радио, телевиде­ние, газеты, бытовые разговоры. На такой информационной почве трудно разворачивать подлинную диагностическую и кор-рекционную работу.

По каким причинам дети приобщаются к употреблению нар­котиков? Обобщенные статистические данные свидетельствуют, что чаще всего такими общими причинами будут:

—лишнее, не задействованное продуктивной работой время;

—отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;


—конфликтная атмосфера в семье и возникающая на этой почве
детская тревожность, напряженность;

—употребление наркотиков родителями, другими членами се­
мьи;

—хранение наркотиков дома;

—наркотическая наследственность;

—стимулирование к употреблению наркотиков, токсических ве­
ществ со стороны друзей, одноклассников, дворовой компании;

—состояние депривации, возникающее у ребенка вследствие не­
защищенности, отсутствия родительской любви, заботы;

—состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после
того, как их надежды что-то достичь, не осуществились.

Но естественно, в каждом конкретном случае первый толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечения­ми обстоятельств, совокупным действием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Около 60 % опрошен­ных детей и подростков, попробовавших наркотики, утверждают, что произошло это случайно. Случайно, быть может, только для ребенка.

Признаки наркотического опьянения и употребления нарко­тиков:

• чересчур блестящие глаза (на первой стадии действия нар­
котика);

• потухший, грустный, больной взгляд (на заключительной
стадии);

• деструктивное поведение;

• плохой запах изо рта, от волос и кожи;

• стремление уйти, спрятаться;

• неустойчивая, шатающаяся походка;

• агрессия или, наоборот, апатия;

• быстрая смена настроения;

• неадекватные реакции на ситуацию;

• заторможенность речи, мышления, действий;

• худое, анемичное тело;

• чрезмерная возбужденность;

• плохая память, отсутствие интересов;

• пассивность, безразличие.

Конечно, такие признаки могут быть вызваны и другими при­чинами. Но наблюдая подобное состояние своего ученика, учи­тель вправе заподозрить и неладное. Зная ребенка, образ его жиз­ни, его семью, педагог сделает правильный вывод. Необходимо побеседовать с ребенком, посоветоваться с психологом, врачом, родителями, узнать круг знакомых, друзей и т. д.


Алкоголизм— другой не менее страшный, опасный и ковар­ный враг. Для педагогов важно подчеркнуть, что во всем мире потребление алкоголя несовершеннолетними прогрессирует. В 1986 г. Британский медицинский журнал напечатал статью о распространении алкоголизма среди детей в Глазго (Англия) с 1973 по 1984 гг. За данный период зарегистрировано 143 случая поступления в больницу детей в возрасте от 3 до 15 лет: 108 мальчиков и 35 девочек, 53 ребенка не достигли семилетне­го возраста. Обследования показывают, что алкоголизм в Рос­сии среди детей также растет. Ученые утверждают, что среди хронических алкоголиков 60% познали вкус алкоголя уже в на­чальной школе. Алкоголизм и пьянство являются причиной примерно 47% бракоразводных дел. Среди правонарушителей алкоголиков более 60 %.

Потребление алкоголя детьми и подростками относится к чис­лу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алко­голь в сравнении с никотином еще более вреден для нервной сис­темы. В медицинской литературе описано большое число случаев тяжелого отравления головного мозга при однократном употреб­лении детьми 120—200 г крепких спиртных напитков (так назы­ваемые острые алкогольные энцефалопатии). Тяжелыми послед­ствиями таких отравлений мозга могут стать умственная отсталость, судорожные припадки, параличи.

Даже эпизодическое «баловство» оказывает пагубное влия­ние. Во-первых, дети и без того отличаются расторможенно-стью, плохо управляют своими чувствами. Вино резко усилива­ет эти свойства и провоцирует отклоняющееся, чаще всего деструктивное, поведение. Во-вторых, употребляя спиртные напитки, дети и подростки усваивают «алкогольные традиции». День рождения — вино, начало каникул — вино, поездка за го­род — вино. Возникает своего рода психологическая зависи­мость от алкоголя: спиртные напитки становятся условием ве­селого времяпрепровождения. Наконец, в-третьих, частое употребление спиртного в столь ранние годы грозит быстрым развитием пристрастия к алкоголю — возникновением физио­логической зависимости.

Среди наиболее известных и распространенных способов борьбы с пьянством и алкоголизмом — просветительные и запре­щающие меры. Конечно, применительно к детскому возрасту они приобретают специфическую окраску, но в сущности не изменя­ются. Профилактические действия: • запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на

школьных праздниках. Тот учитель будет прав, у которого


 


с 1-го класса дети усвоят привычку на днях рождения, совме­стных торжествах, загородных прогулках пить только чай; внимательно следить за развитием ситуации. Если она не вызывает опасений, детям не стоит напоминать о вредных последствиях алкоголизма, чтобы не спровоцировать попы­ток убедиться в этом на собственном опыте; как только появятся первые разговоры в классе, кто и что делал на вчерашнем семейном празднике, учитель должен отреагировать;

проводить групповую антиалкогольную терапию; постоянно объяснять и показывать детям, что есть много других способов интересного проведения досуга, отдыха.

Алкоголизм и наркомания — смертельные враги будущего. | Победить их нужно в школе, наладив дело так, чтобы в школе ребенок понял, какой вред здоровью приносит употребление


возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аф­фективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. В состоянии силь­ных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными,иногда истерическимиили истероидными.

Аффективное поведение вызывается различными причинами и бывает различных степеней тяжести. Мы обратим внимание только на те случаи аффективного поведения детей, которые про­воцируются школой. Дидактогения, мы уже знаем, ведет к тому, что постепенно в каждом классе появляются чрезмерно нервные, возбужденные дети, балансирующие на грани срыва, — дети с аф­фективным поведением.

Кроме несложившихся отношений с учителями аффективные формы поведения вызывают также (рис. 15):