Выявление и коррекция нечестности

Если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что солгал, но не говорите, что он лгун. Вы разрушите его нравственное доверие к себе, опреде­ляя его как лгуна.

Ж.-П. Рихтер

«Такой уж у него нрав-то странный был: что ни скажет слово, то и соврет, а какой на взгляд видный. Что ж делать, так уже ему Бог дал. Он-то уж и сам не рад, да уж не может, чтобы не прилг­нуть», — написал Н.В. Гоголь об известном герое, которому его лживость сослужила плохую службу. Нечестность — мать всех по­роков. Когда человек начинает говорить неправду себе и окру­жающим, он помещает себя в иллюзорный мир отношений, кото­рый не согласуется с реальностью и из которого уже трудно выйти. Из-за, казалось бы, безобидной подмены правды


полуправдой, замещения реальности выдумкой жизнь проходит в «королевстве кривых зеркал». Сам человек теряет чувство реаль­ности. У него нет твердой почвы под ногами. И не может он ни понять, ни поверить, почему со сладкой ложью жить ему стано­вится все труднее и опаснее.

Нечестность в младшем школьном возрасте встречается часто. В ней нет ничего опасного до тех пор, пока она не выходит за из­вестные пределы, где уже начинает портить жизнь человеку и ок­ружающим, превращается в социально опасное явление. Нечест­ное поведение не опасно до тех пор, пока не закрепляется как устойчивая форма поведения. Дети любят фантазировать, приук­рашивать, приувеличивать. Буйная фантазия некоторых детей становится характерной чертой их миропонимания, изменяет границы между правдой и полуправдой. Они искренне верят в то, что говорят. Как честно и преданно смотрит ребенок в глаза, как вдохновенно сочиняет! Даже опытному педагогу бывает трудно отличить ложь от безобидного приукрашивания, полета фанта­зии, мечты. Если ребенок отличается повышенной фантазией, его ложь безобидна и не причиняет никому вреда. Бороться с этим не нужно — такой уж склад души. Со временем выровняется.

Детская лживость опасна, когда сочетается с другими серьез­ными нарушениями поведения — агрессивностью, инфантильно­стью, девиантным поведением. При этом лживость является как бы обязательным элементом, непременным спутником откло­няющегося поведения. Здесь она уже социально опасна, и с нею нужно вести борьбу.

Под нечестностью будем понимать преднамеренную ложь, т. е. сознательное утверждение учеником неправды или отри­цание того, что есть в действительности. Когда ребенок пони­мает, что сказанное им не соответствует действительности, но вопреки этому продолжает настаивать на своем — он лжет. Причины, побуждающие его к этому, конечно, важны, но не имеют существенного значения. Ложь от этого знания не ста­новится правдой.

Почему ребенок начинает врать? Профессор П. Экман (1988) выделил следующие мотивы лжи (рис. 14):

—желание избегнуть наказаний;

—стремление получить что-то, чего другими способами полу­
чить невозможно;

—желание защитить друзей от неприятностей;

—самозащита или защита другого человека;

—стремление вызвать интерес к себе, признание со стороны дру­
гих;


 

Желание избегнуть

наказаний

Стремление что-то

получить

Желание защитить

друзей

Стремление вызвать

интерес к себе

Предотвращение

неприятной ситуации

Боязнь осрамиться,

попасть в конфликтную

ситуацию

Защита личной жизни

Стремление к

превосходству над

другими

Желание казаться лучше

Рис. 14

—предотвращение неприятной ситуации;

—боязнь осрамиться, попасть в конфликтную ситуацию;

—защита личной жизни, своей собственности; •

—стремление к превосходству над другими;

—желание казаться лучше перед теми, кто стоит выше и имеет
власть.

Детский психиатр М.И. Буянов обращает внимание взрослых на одну причину детской лживости — подражание родителям. Как ведут себя родители, так ведут себя и дети. «Если в школе учат быть честным, а на каждом шагу ребенок встречает диамет­рально противоположное поведение взрослых, то от подобного воспитания не будет никакой пользы», — заключает он1.

Закрепление нечестного поведения ведет к формированию бо­лее общей особенности человека — склонности к манипулирова­нию другими людьми с целью достижения своих конкретных-це-лей. Именно из маленьких безобидных врунишек вырастают крупные мошенники, шулеры, авантюристы, проходимцы. Ребе­нок рано начинает понимать, что люди падки на ложь. Наблюдая, он определяет, в каких случаях ложь достигает цели, а в каких нет. Постепенно он заменяет грубую ложь тонкой, почти незаметной

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. С. 129.


полуправдой. Все это сочетается с лицемерием, лестью, заискива­нием. Спустя малое время мошенник готов, а мы вопрошаем: от­куда он взялся?

Проявления детской нечестности настолько разнообразны, что их описанию можно посвятить не одну книгу: ложь потому и живет, что все время меняет форму, приспосабливается к месту, ситуации, времени.

Учитель знает, что ребенок может соврать, если он:

- только что вышел из стрессовой ситуации: подрался, участво­
вал в групповом нарушении порядка, покидал школьный двор,
прятался с другими в туалете и т. п. Даже если он не совершил
ничего предосудительного, на всякий случай по привычке он
не скажет всю правду, постарается представить дело так, как
ему кажется лучше. Соучастие в неблаговидном групповом
действии почти всегда толкает ребенка на ложь;

- опоздал в школу, прогулял уроки, сбежал, уклонился от вы­
полнения поручения, не сделал работу вовремя и т. д. Он по­
пытается выдумать вескую причину, которая оправдала бы его
поступок и одновременно разжалобила учителя;

- происходит из неблагополучной семьи. Это могут быть и се­
мьи, внешне добропорядочные, но морально нечистоплотные.
Коррекция нечестного поведения:

 

1. Ребенку, склонному к нечестности, следует объяснить, что
не очень приятно, когда он говорит неправду, больно и обидно,
когда обманывает. Если у учителя хороший контакт с таким уче­
ником, то обещание всегда говорить только правду, какой бы она
ни была, может выполниться. Нужно набраться терпения, не то­
ропиться с порицаниями, надо дать шанс ребенку для исправле­
ния. Хвалить, поощрять его, если честно признался в содеянном.
Продемонстрировать ему сложность решения: хвалю за то, что ты
честно признался, но наказываю за то, что сделал.

2. Если учитель видит, что ученику было трудно пойти на
признание своей вины, смягчайте наказания. Объясните, что чис­
тосердечное раскаяние всегда смягчает вину, а переживания про­
ступка, чувство стыда очищают душу. Главное — никогда больше
не попадать в такую ситуацию.

3. Беседа «Хотел бы ты быть обманутым?» Пусть дети сами
скажут, что обманывать нечестно по отношению к тем, кого об­
манывают. Спросите у детей: как они чувствовали себя, когда их
обманывали? Что было бы с людьми, если бы все друг друга обма­
нывали? Могут ли на обмане устанавливаться хорошие отноше­
ния между людьми? Пусть дети сами сделают вывод: тем, кто все­
гда держит слово, можно верить.


 

4. Воспитание в духе правдивости, справедливости и муже­
ства. Побуждайте детей смело говорить правду и мужественно
переносить заслуженное наказание. Подчеркивайте уважитель­
ное отношение к смелой правдивости ребенка. Не применяйте
грубых методов, вызывающих у детей чувство страха и подав­
ленности.

5. Доверяйте детям, не обижайте их необоснованным подо­
зрением.

6. Добивайтесь, чтобы ни один проступок ребенка, прикры­
ваемый ложью, не оставался скрытым и безнаказанным, чтобы он
твердо знал и чувствовал, что ложь отягощает проступок и увели­
чивает степень вины, а признание, правдивость, наоборот, сни­
жают наказание. Тактично, но настойчиво внушайте мысль, что
ложь плоха не только потому, что она не спасает, но что лжи­
вость — презренная черта человека-труса, лишающая его права на
доверие и уважение людей.

Нечестность и детская лживость могут быть преодолены систематической и целенаправленной коррекционной рабо­той воспитателей и родителей. Лживым детям необходима по­мощь коллектива.

Для работы в классе

Диагностическая методика

Название: Моя защита.

Форма, метод: Изложение-самоотчет.

Цепь: Получить информацию о способах самозащиты детей, о нечестности в их жизни.

Реализация: Детям предлагается рассказать (или изложить письменно), как они защищаются в таких ситуациях: 1) опоздал на урок; 2) не выучил правило; 3) получил замечание от учите­ля (объяснение с родителями); 4) не вернулся вовремя с про­гулки (разговор с мамой) и т. д.

Вариации: Может использоваться и во всех других случаях, когда необходимо собрать информацию о внутреннем мире ребенка.

Обработка результатов: Данные учитель соотносит с ре­зультатами собственных наблюдений. Если элементы лживости уже появились, то выделяется подгруппа особенно склонных к этому детей.

Выводы: Только для предварительного диагностирования.


Коррекционная методика

Название: Юлин папа.

Форма, метод: Проективный тест.

Цепь: Определить отношение детей к правде и неправ­де.

Реализация: Детям предлагается для анализа следующая ситуация. Юля живет с мамой. Ее папа имеет другую семью. Иногда он навещает Юлю, после чего девочка с нетерпением ожидает, когда он придет снова. Подружкам Юля говорит, что дома они с папой неразлучны: каждый день едят мороженое, ходят в цирк, на прогулки в парк или играют в различные игры.

Правду ли говорит Юля своим подружкам?

Почему Юля говорит неправду?

Как мы отнесемся к Юлиному рассказу?

Стал бы ты говорить неправду, как Юля?

Вариации: Возможно обсуждение других ситуаций, взятых из повседневной жизни.

Обработка результатов: По ответам детей диагностируется уровень их понимания и отношение к вопросу.

Выводы: Узнать, кто поддерживает Юлю. Почему?

Предостережение: Применяется с осторожностью.

Диагностическая методика Название: Это о тебе сказано? Форма, метод: Тест-игра.

Цель: Диагностика склонности к нечестному поведению. Модификации могут быть многоцелевого назначения. Оборудование: Распечатка теста.

 

Это правда, что ты можешь Да Ино­гда Нет
Принять поздравления за то, что сделал другой?      
Получить больше, чем заслужил?      
Обвинять других, когда виноват сам?      
Взять без спроса чужую вещь?      
Не признать свои ошибки?      
Преувеличивать, хвалиться, выдумывать?      
Давать обещания не подумав?      
Находить оправдание своим плохим поступкам?      
Нарушить данное обещание?      
Сказать, что работа сделана, когда ты ее даже не начинал?      

Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 мин.).

Вариации: Учитель может поставить и другие интересую­щие его вопросы. От класса к классу задания усложняются.

Обработка результатов: За каждый ответ — 1 балл. 8—10 баллов — высокая (завышенная) нечестность, 6—8 бал­лов — умеренная, меньше — низкая.

Выводы: Только для начальных представлений. Дополняется сведениями, полученными с помощью других методов.

Предостережение: При работе с тестами учителю необхо­димо самому хорошо разобраться, где утверждения положи­тельные, а где отрицательные, какие ответы приводят к повы­шению, а какие к снижению результата. Если дети не смогут справиться с заданием, то тест нужно переформулировать, на­пример, только на положительные или только на отрицатель­ные ответы.

Для работы в классе

Диагностическая методика

Название: Что скажешь?

Форма, метод: Практическая ситуация.

Цель: Диагностика склонности к нечестному поведению.

Оборудование: Ручка.

Реализация: Незаметно положить на парту ребенка ручку. Наблюдать, как он будет себя вести, когда ее обнаружит. Возьмет и спрячет? Скажет учителю? Спросит детей, чья

ручка?

Вариации: С любыми привлекательными для ребенка пред­метами.

Обработка результатов: Мы очень любим ставить детей в вымышленные ситуации. Их ответы на всевозможные «Как бы ты поступил...» мало о чем говорят. А тут ситуация ре­альная.

Выводы: Только для предварительного диагностирования. Не торопитесь с обвинениями. Проверьте. Объясните себе, по­чему ребенок поступил именно так.

. Преодоление грубости и сквернословия

Говорят, что сквернословие — генетическая черта рус­ских. Это неправда: во все времена сквернословили только плохо воспитанные, нерелигиозные, распущенные люди. Об­разованные, культурные граждане бранью и нецензурщиной



пользовались только в редких и самых крайних случаях, без женщин и детей.

Крепкие выражения, брань, нецензурщина возникли истори­чески как защитное средство против резких эмоциональных по­трясений. Позже они начали выполнять роль эмоционального от­ношения к действительности, предельно свернутого и емкого выражения чувств. Ударил человек ногу о камень, рассек бровь в лесу или упал в лужу — крепко выругался, проклиная все вместе: и свою нерасторопность, и плохую дорогу, и обстоятельства. Ему стало легче: часть боли выплеснулась вместе с ругательствами. Крепкое слово в данном случае защитило нервную систему от перегрузки.

Следует ли бояться употребления крепких и нецензурных вы­ражений в подобных случаях? Нет. Человек должен отвести душу, т. е. высказаться, и его напряжение уменьшится. Если же к посто­янному напряжению добавится еще и боль, то оно увеличится. Нужно ли сдерживаться? Для большинства это слишком трудное испытание.

Обычаи сквернословить есть у всех народов. Меняются лишь формы выражения несдержанности, да нецензурные слова упот­ребляются другие.

В чем здесь проблемы, почему бьет тревогу школа? Главная за­ключается в том, что ненормативная лексика все больше загряз­няет язык, он становится примитивным. Так называемый «тю­ремный жанр», в котором написаны книги, — образец деградации языковых норм. Лексику криминальных элементов весьма успеш­но прививают вступающим в жизнь. Школа тут бессильна: если ученик произносит непотребное слово, а учительница делает ему замечание, то краснеть приходится ей — всегда найдется книга, где это слово напечатано крупными буквами и вложено в уста героя.

Употребление ругательств и нецензурщины без всякого на то повода и причины — это вторая проблема. Нецензурные слова произносят иногда младшие школьники, и никто не об­ращает внимания на то, что и как они говорят. Это проблема воспитательная. Ребенок копирует слова и ситуации, в кото­рых они произносятся. В их смысл он тогда не вникает. На вопрос: зачем ты употребил только что ругательное слово? следует недоуменный взгляд: разве?, а потом столь же недо­уменный вопрос: а что тут такого? Так все выражаются. При­ходим к выводу, что детское сквернословие — всего лишь дурная привычка, сформированная невнимательным воспита­нием.


Проблема сквернословия сопричастна с такими проблемами, как табакокурение, потребление алкоголя и наркотиков, бесцель­ное времяпровождение, принадлежность к компаниям девиант-ного поведения, а также тесно связана с этапами возрастного раз­вития и самоутверждения. Нередко определенного стиля выраже­ния требуют обстоятельства, неписанные правила группы, к которой примыкает ребенок. А поскольку тон в таких группах за­дают, как правило, ограниченные, неразвитые и физически креп­кие ребята, можно легко догадаться, как здесь начинает выра­жаться нормальный ребенок. Усвоенные привычки искореняются с трудом.

У сквернословия несколько причин. Первая — наследствен­ная. Многие серьезные ученые полагают, что способ выраже­ния мыслей и чувств генетически обусловлен. Не передаются генетически сами слова и выражения, а способ заложен. Впро­чем, с этим можно и не соглашаться, просто то, что обусловле­но генетически, неискоренимо. Вторая причина — социальное наследование норм общения, сложившихся в обществе, образа выражения мыслей и чувств. Пока они далеки от совершенст­ва, бороться с ними очень трудно. Третья причина та, что вос­питание почти не обращает на это внимания. Школа немало занимается культурой поведения. Но пока ощутимых результа­тов нет.

Некоторые зарубежные ученые считают грубость и сквер-нословие отличительная черта русской школы. Среди млад­ших школьников действительно часто употребляются такие слова, как «дурак», «гад» и им подобные. Дети обычно не придают значение этим словам, не вникают в их смысл. Это привычка — скверная, дикая, нецивилизованная. Бравируя, все больше развинчиваясь, дети рано начинают употреблять и нецензурные выражения, к счастью, не всегда понимая их

смысл.

Больше других заражены сквернословием те дети, в семьях ко­торых эти выражения не считаются неприличными. Здесь, как и во всем другом, заражает общение со старшими, выступающими в роли своеобразных «просветителей».

Многие дети воспринимают бранные слова как своего рода приобщение к миру взрослых. Ребенок убежден, что, начав бра­ниться, ругаться «как все», он становится взрослее и самостоя­тельнее. Но употреблять вульгарные выражения он еще стесняет­ся. Лишь наиболее отчаянные обильно сдабривают свою речь ругательствами, находя в этом шик и верный способ доказать свою «взрослость».


Засорение речи бранными словами — видимое свидетельство низкой культуры. Для ругательных выражений характерен не смысл, а эмоциональное содержание, причем одно и то же слово может отображать весьма разнообразные эмоциональные состоя­ния. Понятно, что чем меньше человек способен точно передать свои переживания, тем чаще он будет прибегать к универсальным суррогатным обозначениям. Поэтому среди школьников и быту­ют универсальные жаргонизмы типа «железно», «клево», «обал­денно» и т. п. В эти слова можно вложить большое количество эмоциональных оттенков.

Почти всегда грубость и сквернословие соседствуют с резко­стью, дерзостью, неуважительным отношением к взрослым. Глав­ная причина — распущенность, недостаточное и неправильное воспитание. В генах человека не заложена склонность грубить, хамить, сквернословить. Наоборот, в человеческом геноме обна­ружен ген почтительности, уважения. Значит, сквернословие — это только приобретенная привычка. Чаще всего она привита са­мими взрослыми, их неуважением к ребенку, подавлением его ес­тественного стремления к самостоятельности, унижением его чувства собственного достоинства. Прямая форма такого подав­ления — диктат взрослых, косвенная форма — назойливый кон­троль и мелочная опека, скрытая форма — неуместные и чрезмер­ные нежности, проявления любви, компрометирующие ребенка в глазах сверстников.

Кроме названных общих причин возникновения детской гру­бости и дерзости существуют и конкретные:

—ответ на несправедливое отношение к ним взрослых (необос­
нованное обвинение во лжи, в неблаговидном поступке, лени).
При этом следует различать случаи действительно несправед­
ливого отношения к школьнику от случаев, когда ему только
кажется, что к нему относятся несправедливо. Здесь весьма
важно рассеять заблуждение, убедить его в том, что претензии
к нему справедливы. Если же в отношении школьника, дейст­
вительно допущена несправедливость, то эта ошибка должне
быть исправлена;

—грубость школьников объясняется и тем, что многие считают
это качество признаком силы, мужественности. Дети и особен­
но подростки стыдятся проявлять мягкость, чуткость, душев­
ную теплоту, которые расценивают как признаки слабости,
мягкотелости;

—грубость, раздражительность, вспыльчивость могут быть след­
ствием недостаточного развития воли, неумения владеть со­
бой, несдержанности, порывистости;


— грубость и раздражительность могут возникать вследствие пе­
реутомления и назойливости взрослых.

Учитель бессилен побороть общественные нравы. Но он будет делать все от него зависящее для искоренения зла. Даже если не разделяет тревоги по этому поводу, то по своему положению он обя­зан учить детей сдержанности и правильному выражению мыслей.

Для преодоления сквернословия у школьников необходимо:

—придерживаться только нормативной лексики, ни при каких
обстоятельствах не опускаться до сквернословия;

—терпеливо, последовательно и настойчиво помогать детям из­
бавляться от бранных, ругательных слов при выражении мыс­
лей и переживаний;

—помогать усваивать образцы, «штампы» вежливого, культурно­
го выражения мыслей и чувств в типичных ситуациях;

—наглядно, доходчиво и убедительно показывать, как можно
выразить свои чувства красиво, без сквернословия и руга­
тельств;

 

—на конкретных примерах убеждать, что приятное слово дейст­
вует на людей куда сильнее, чем самое крепкое ругательство;

—убеждать детей, что к ругательствам прибегают только самые
слабые и ограниченные люди, которым нечего сказать обык­
новенными словами;

—формировать непривлекательный образ человека, употребляю­
щего к месту и не к месту бранные слова, нецензурные выра­
жения;

—подчеркивать и показывать на конкретных примерах, что у
плохо воспитанных людей непривлекательное будущее, что
именно сквернословие не позволило многим достичь успеха в
жизни. Подкрепить это конкретными примерами;

—формировать непринятие сквернословия как способа выраже­
ния мыслей и чувств;

—проводить специальные тренировочные упражнения для де­
тей, чья речь засорена косноязычными штампами;

—включать выработку правильных форм общения в решение
других коррекционных задач, в частности преодоления пагуб­
ной привычки к курению.

Проблема сквернословия преодолима. Необходимо лишь I гколе вместе с родителями бороться со сквернословием жольников. Вести целенаправленную и систематическую ра-эоту по преодолению грубости и вульгарности у детей, исполь-

уя все благовидныеспособы^^ „„„,„„„„„„.-.-. -...... _