Опыт холостого хода

Характеристики холостого хода представляют собой зависимости тока, мощности активной и реактивной, частоты вращения вала и коэффициента мощности от подводимого напряжения в режиме холостого хода:

I0; P0; Q0; n0; cosφ0 = f (U0).

Порядок проведения опыта холостого хода изложен в п. 1.5 данных методических указаний. Измерительные приборы, замеряющие ток и мощность, выбираются по величине тока холостого хода. У асинхронных двигателей он составляет 25 – 50 % от номинального тока, а для двигателей малой мощности до 80 % . Подводимое к двигателю напряжение U0 изменяется от повышенного на 10 – 20 % относительно его номинального значения U0 = 1,2 UН до величины U0 = 0,4 UН, при которой еще возможна устойчивая работа двигателя. У исследуемого двигателя IН = 0,35 А и UНЛ = 127 В. Дальнейшее уменьшение напряжения ведет к заметному снижению частоты вращения вала и увеличению потребляемого тока. Для контроля этого эффекта полезно снять зависимость реактивной мощности Q0 и частоты вращения n0 вала двигателя от величины напряжения холостого хода. Как только потребляемый из сети ток начнет расти по мере уменьшения напряжения, следует прервать проведение опыта.

Изменение напряжения на двигателе производится переключением отпаек обмоток трехфазных трансформаторных групп на первичной и вторичной сторонах. Следует иметь в виду, что переключение напряжения на первичной стороне в сторону больших напряжений ведет к уменьшению напряжения на вторичной стороне. На вторичной стороне трансформатора для уменьшения напряжения на двигателе следует переключатель устанавливать на меньшие значения. Во всем диапазоне измерений делают 6 – 7 замеров. При этом надо снять точку при напряжении несколько ниже половины его номинального значения. Данные измерений занести в табл. 4.1.

В таблице приняты обозначения: U – линейное напряжение сети, В; I – линейный ток сети, А; PW0 – активная мощность одной фазы, Вт; QW0 – реактивная мощность одной фазы, вар; n0 – частота вращения вала, об/мин. Остальные величины пояснены в ходе расчета.

 

Таблица 4.1. Характеристики холостого хода

Из опыта Из расчета
U, B I, A PW0, Вт QW0, вар n0, об/мин U0Ф, B Q0, вар Р0, Вт рэл1, Вт рмхстд Вт cosφ0
                     

 

Студенты-электромеханики проводят опыт на типовом асинхронном двигателе с короткозамкнутым ротором при включении обмоток статора треугольником (Δ).

Реальные испытания асинхронного двигателя лучше проводить с использованием измерительных комплектов К50 или К505, которыми токи, напряжения и мощности могут измеряться в каждой фазе отдельно без переборки схемы. Ток и напряжение холостого хода берутся как средние арифметические значения токов и напряжений фаз. Мощность холостого хода Р0 определяется суммированием модулей мощностей всех фаз. Измерения при использовании измерительных комплектов длительны, но позволяют получить более точную и достоверную информацию о машине (симметричность напряжений и токов, равенство сопротивлений фаз обмоток и т.д.).

Обработка результатов испытаний.Обмотки статора асинхронного двигателя соединены звездой (Y). Поэтому линейное напряжение сети U равно линейному напряжению двигателя и определится по показанию вольтметра. Потребляемый двигателем из сети линейный ток холостого хода I, равный фазному току, определится по показанию включенного амперметра I = I.

Мощность, потребляемая двигателем из сети, равна утроенному показанию однофазного ваттметра, Р0 = 3РW0. Аналогично находится и потребляемая реактивная мощность, Q0 = 3QW0.

После определения базовых величин режима холостого хода рассчитывается фазное напряжение двигателя и коэффициент мощности:

; .

Электрические потери в обмотке статора двигателя, сумма потерь механических, в стали и добавочных потерь машины определятся по формулам:

рэл1 = 3(I)2 r1 75; рΣ = рмх + рст + рд = Р0 – рэл1.

 

Приняты следующие обозначения величин: рэл1 – электрические потери в обмотке статора, Вт; I – фазный ток, равный измеренному амперметром линейному току (I = I), схема обмоток «звезда» (Y), А; r1 75 – активное сопротивление фазы обмотки, которое приведено к рабочей температуре 75оС (см. п. 1.4), Ом; рΣ – сумма потерь двигателя механических, в стали сердечника и добавочных, Вт; рмх – механические потери, Вт; рст – потери в стали сердечника статора, Вт; рд – добавочные потери, рд = 0,005 РН, Вт; P0 – полная активная мощность холостого хода, Вт.

Потерями в обмотке ротора при холостом ходе обычно пренебрегают, так как ток холостого хода ротора мал, а потери в стали сердечника ротора пренебрежимо малы до скольжения s = 0,2, при котором частота перемагничивания не превышает 10 Гц. В расчетных данных должны быть результаты, позволяющие получить по построенным опытным кривым точки, соответствующие номинальному напряжению U = UН и напряжению, равному половине его номинального значения, U = 0,5 UН. По полученным результатам опыта строят зависимости I0; P0; Q0; n0; cosφ0 = f (U0) на шкальной диаграмме согласно требованиям к техническому отчету [2, 3] (рис. А.2). Вид получаемых зависимостей показан на рис. 1.1. Неиспользованные результаты расчета потребуются в дальнейшем для построения круговой диаграммы двигателя.

 

Только для студентов-электромехаников!

Обработка результатов испытаний при включении обмоток статора треугольником (Δ).Обмотки статора асинхронного двигателя соединены треугольником (Δ), поэтому линейное напряжение сети U равно напряжению фазы U двигателя и соответствует показанию вольтметра (U = U). Линейный ток холостого хода I двигателя больше фазного тока I.

Мощность, потребляемая двигателем из сети, равна утроенному показанию однофазного ваттметра, Р0 = 3РW0. Аналогично определяется и потребляемая реактивная мощность, Q0 = 3QW0.

После определения базовых величин режима холостого хода рассчитываются фазный ток двигателя и коэффициент мощности:

; .

Электрические потери в обмотке статора двигателя, сумма потерь механических, в стали и добавочных потерь машины определятся как

рэл1 = 3(I)2 r1 75о = (I)2 r1 75о; рΣ = рмх + рст + рд = Р0 – рэл1.

Приняты следующие обозначения величин: рэл1 – электрические потери в обмотке статора, Вт; I – фазный ток, А, r1 75о – активное сопротивление фазы обмотки, приведенное к рабочей температуре 75оС (см. п. 1.4), Ом; рΣ – сумма потерь двигателя механических, в стали и добавочных, Вт; рмх – механические потери, Вт; рст – потери в стали, Вт; рд – добавочные потери рд = 0,005 РН, Вт; P0 – полная активная мощность холостого хода, Вт.

Потерями в обмотке ротора при холостом ходе обычно пренебрегают, так как ток холостого хода ротора мал, а потери в стали сердечника ротора пренебрежимо малы до скольжения s = 0,2, при котором частота перемагничивания не превышает 10 Гц. Построенные опытные кривые должны включать в себя точки, соответствующие номинальному напряжению U = UН и напряжению, равному половине его номинального значения, U = 0,5 UН. По полученным результатам опыта строят зависимости I0; P0; Q0; n0; cosφ0 = f (U0) на шкальной диаграмме согласно требованиям к техническому отчету [2, 3] (рис. А.2). Вид получаемых зависимостей показан на рис. 1.1. Неиспользованные результаты расчета потребуются в дальнейшем для построения круговой диаграммы двигателя.