Методы испытания асинхронных машин
При испытании асинхронных двигателей наибольшее значение имеют опыты холостого хода, короткого замыкания и непосредственной нагрузки, близкой к номинальной [1]. Для эффективного использования результатов опытов необходимо также знать величину активного сопротивления фазы обмотки статора машины.
Все методы, применяемые при промышленных испытаниях электрических машин, сведены в ГОСТ 11828-86 «Машины электрические вращающиеся. Общие методы испытаний». Особые стандарты регламентируют специфические методы испытания для данного вида электрической машины. Для асинхронных машин разработан ГОСТ 7217-87 «Машины электрические вращающиеся. Двигатели асинхронные. Методы испытаний», а также ряд других.
Опыты холостого хода и короткого замыкания широко используются при испытании асинхронных двигателей всех мощностей и типов. Особенно ценны результаты этих опытов в тех случаях, когда нет возможности испытать двигатель в режиме непосредственной нагрузки. Для асинхронных двигателей, используя данные опыта холостого хода, короткого замыкания и величину активного сопротивления фазы обмотки статора, можно построить круговую диаграмму, из которой определяются значения КПД, коэффициента мощности, скольжения, величины пускового тока, пускового момента, наибольшего вращающего момента и т.д.
Опыт непосредственной нагрузки дает возможность определить основные показатели двигателя. В этом случае нагрузка двигателя осуществляется при помощи любого тормозного устройства на валу двигателя. Указанный метод широко применяется при испытании двигателей малой и средней мощности.
Основные показатели асинхронных двигателей, полученные из опыта непосредственной нагрузки или найденные по круговой диаграмме, должны быть проверены на соответствие с требованиями ГОСТ 183-74, приведенными в табл. 1.4. В тех случаях, когда допускаемые отклонения указаны с одним знаком, только с плюсом или только с минусом, отклонение в противоположную сторону не ограничивается. На отдельные виды машин могут быть установлены более высокие требования в стандартах или технических условиях заводов-изготовителей. Приведенные в табл. 1.4 данные соответствуют номинальному режиму работы машины. При отклонении какого-либо параметра результаты измерений должны быть приведены к номинальным значениям напряжения, частоты сети и мощности двигателя.
Таблица 1.4. Отклонения показателей асинхронных двигателей, допускаемые ГОСТ 183-74
Наименование показателей | Допускаемые отклонения |
Коэффициент полезного действия (КПД) электрических машин* мощностью до 50 кВт | – 0,15 (1 – η) |
Коэффициент мощности (cosφ) асинхронных двигателей** | – (1 – cosφ)/6, но не мене 0,02 и не более 0,07 по абсолютной величине |
Скольжение ( S ) | ± 20 %, знак минус только для электродвигателей с повышенным скольжением |
Начальный пусковой ток двигателей мощностью более 0,6 кВт при f=50 Гц (к.з. ротор) | +20 % |
Начальный пусковой вращающий момент асинхронных двигателей на частоту f=50 Гц | – 15 % |
Максимальный вращающий момент асинхронных двигателей | – 10 % |
Примечания:
*С округлением допускаемых отклонений до третьего знака.
**Допускаемое отклонение не распространяется на однофазные асинхронные двигатели с рабочим конденсатором.