Вера спасительная

 

После суда над Содомом и событиями, которые произошли с Лотом, его женой и дочерьми, повествование возвращается к Аврааму и Сарре. И тема спасения через Сарру и Авраама получает дальнейшее развитие. То есть тема спасения продолжается, но она входит как бы теперь в другую область.

Ветхий завет и спасение - вот тема ближайших наших бесед.

Ко времени суда над Содомом Авраам и Сарра, муж и жена это Церковь. Члены той Церкви были испытаны доброй вестью. Вот есть и такие испытания. И эти испытания очень не простые. Они были испытаны, Авраам и Сарра, были испытаны доброй вестью. У Авраама и Сарры должен родиться сын. И оба рассмеялись. Авраам от радости, Сарра – от недоверия. Церковь, можно сказать, нуждается в укреплении веры, это касается Сарры, и в том, чтобы вера Авраама явилась миру. И это будет одно спасения. Укрепление веры это будет для Сарры, а вера Авраама, уже совершившаяся, вера спасительная. Я не правильно сказал «совершившаяся». Есть ещё несколько ступеней совершенства, но вот вера Авраама, она стала спасительная, она должна явиться миру.

Сарра не могла поверить. Теперь она должна вновь проявить главную добродетель жены. Вспоминайте, братья и сестры, какова главная добродетель жены. Вот сейчас про себя кто-то думает: целомудрие, терпение, послушание, чадородие. Ничего подобного. Главная добродетель жены в том, что спасение произойдёт через жену. Вот что должно явиться. Это будут события в Гераре. К этому времени вера Авраама стала спасительная, и она явится в чужом народе. И в следующем богословском сюжете мы увидим, что спасение произойдёт по молитве праведника, Авраама.

Спасение по молитве – важнейшая тема. Спасение по молитве праведника, и он назван в этой связи пророком. Этот сюжет – Авраам и Сарра у Авимелеха. Начинаем его изучать.

Авраам больше не может жить в хевроне. Вероятно потому, что из соседней котловины, что была когда-то долиной Сидим, поднимались серные газы. Авраам вынужден сняться с места и уйти из Хеврона.

1 ст 20 гл «И двинулся от туда Авраам в землю на юг и поселился между Кадисом и между Суром и обитал в Гераре». Кадис и пустыня Сур это юг и юго-запад от Хеврона. Герар это город Филистимлян, недалеко от Газы. Он находился примерно в 90 км к северу от Кадиса. Ну, во всяком случае, этот город Филистимский, недалеко от Газы, Герар.

«Сказал же Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя, ибо он убоялся сказать она жена моя чтобы не убили его мужи города того за неё.». Послал же Авимелех, царь Герарский и взял Сарру. Так, будем разбираться. Во-первых Авимелех. Авимеле, это имя означает «отец мой царь». И могло служить титулом Филистимских царей, как например фараон у Египтян. То есть, может быть это и не собственное имя «Авимелех». Так, опять Авраам говорит о Сарре, жене своей «она сестра моя», вот, и Авимелех берёт Сарру ко двору.

Так, вспоминаем, много лет назад, когда уже тогда Сарра была пожилой женщиной, вельможи Фараона увидели, что Сарра вельможна (12 гл 15 ст). Вельможи увидели, что Сарра вельможна. Сарра значит «госпожа» вельможная. И взяли её ко двору Фараона. Теперь Сарра уже точно совершенно, старая женщина. Он она внушительна и в старости. Её берут ко двору Авимелеха. Филистимский царь мог желать через сестру Авраама укрепить свой союз со влиятельным домом Авраама. Авраам и Сарра попадают в ту же самую ситуацию, что много лет назад в Египте.

Если мы найдём различия между этими двумя сюжетами «Авраам и Сарра в Египте» и «Авраам и Сара в Гераре», то почувствуем, как движется и как далеко ушла богословская мысль Книги Бытия. То есть, Авраам и Сарра в Египте – это один богословский сюжет. Авраам и Сарра в Гераре это совершенно другой богословский сюжет. И мы должны найти различия между ними, несмотря на то, что внешний рисунок событий один и тот же «Авраам сказал она моя сестра».

Итак, что нового сравнительно с Египтом, приключилось, с Авраамом и Саррой в Гераре?

3 ст 20 гл «И пришёл Бог к Авимелегу во сне ночью и сказал: вот ты умираешь за женщину, которую ты взял. Она же замужем за мужем» (это с еврейского я перевёл «веолад баал») Замужем за мужем. То есть, противоестественно иметь отношения с мужней женой.

Вот пришёл Бог и сказал нечто Авимелеху. Вещие сны были. Вещи явления во сне позднее были Фараону (это 41 гл Быт). Затем – Новохудоносору - это Книга Даниила 4 гл. То были вещие сны от Бога. Но ни о египетском и о вавилонском царе не сказано как о царе филистимском, что Бог пришёл к нему во сне. Авимелех не Фараон и не Новохудоносор. Авимелех желал быть справедливым и благочестивым. Это важное обстоятельство. Следы истинного богопочетания ещё не исчезли у этого племени Филистимлян. Значит, Бог явился и сказал в прямой речи. Понимаете, ничего истолковывать не надо. Это удивительное явление. Авимелех всё-таки был человек необыкновенный среди язычников.

4 ст «Авимелех же не прикоснулся к ней и он сказал: Господи, народ не ведущий и праведный погубишь?». Вот речь филистимлялила Авимелеха напоминает речь праведного Авраама. Нет погибели праведному с нечестивым. То есть, ну не верит Авимелех, что Господь погубит невинного человека и невинный народ. И к тому же, в устах царя самоопределение народа Фелестимского весьма высокое. Во-первых, это народ не ведующий о невольном преступлении царя. А разве Господь карает за преступление, если оно совершено в неведении? Вот таково благочестие язычника. И второе: «народ праведный» говорит он о своём народе. Во всяком случае таким он хочет его видеть.

«Не сам ли мне он сказал: она сестра моя. И она, также и она сказала мне «он брат мой». В простоте сердца моего и в чистоте рук моих я сотворил сие». Похоже царя больше всего удивило поведение Сарры. Вот так в тексте звучит. «И она, также и она сказала мне». И дальше «в простоте сердца моего и в чистоте рук (ладоней) моих..». Главный аргумент Авимелеха: невинного нельзя карать. Простота.. вот, в простоте сердца. Здесь еврейский термин «том». Он соотносится с целостностью. А чистота – она соотносится с невинностью. В псалме сказано так: «омою в чистоте руки (ладони букв.) мои». То есть, жест омовения рук, как знак невинности (помните его совершил Пилат) был понятен жителям Востока.

Заметим ещё одно удивительное обстоятельство. Разговор происходит во сне. То есть, царь ведёт себя во сне. То есть, это всё-таки не сознательное состояние души, но царь отвечает вполне сознательно во сне. То есть, где-то на очень глубоком уровне своего существа царь уверен, что невиновен, а Бог таков, что невиновного не покарает.

«Сказал же ему Бог во сне». Ну это просто удивительно. Это совсем не то, что вещие сны Фараону или Новохуодоносору, которые нуждались в толковании и в толкователе. Это путь и во сне, но, обратите внимание, беседа была эта Бога с царём филистимским, с царём языческим. Бог есть Бог обрезанных и не обрезанных. Бог беседует с царём языческим, который желает быть праведным, Он беседует с ним во сне.

«Сказал же ему Бог во сне: и Я познал, что в простоте сердца ты сотворил сие. И сохранил Я тебя, чтобы ты не грешил ко Мне. Сего ради я не попустил тебе прикоснуться к ней». Сохранил Я тебя. Вот так сказано. Ну, есть такие эпизоды в св. Писании, где отчётливо говорится, что Господь хранил от зла. Вот в 1 кн. Царств это царь Давид говорит, когда Господь удержал его от пролития невинной крови. Яхве раба своего сохранил от зла. Господь хранит от зла. В данном случае Господь сохранил от зла язычника. Чтобы ты не грешил ко Мне, говорит Господь.

return false">ссылка скрыта

Златоуст поясняет: «Авраам и Сарра Мои. И всё случившееся хорошее или худое отношу к Себе». Ну что здесь можно сказать. В отношении Авраама и Сарры царь Филистимский вёл себя безупречно. Наказывать Авимелеха на за что. О чём здесь вообще говорить! Нет, есть о чём. Потому что речь идёт о спасении. А для спасения не достаночно невиновности.

Вот, братья и сестры, вот эта вот мысль она тяжелая для восприятия и, может быть и сердце сопротивляется, но нужно это всё-таки постичь, что для спасения не достаточно невиновности. Авимелех справшивает: за что? А Господь отвечает: «ни за что». «Я же невиновен» говорит человек. А Господь отвечает: «ты невиновен, но ты погибаешь». Таков мир после грехопадения. Она, вообще, такая истина страшная. Но её надо пережить: для спасения не достаточно невиновности. В истории с царём Филистимским звучит вопрос о грехопадении. «Если Адам и Ева согрешили, за что я погибаю»? А ответ лежит совсем в другой плоскости чем задан вопрос «В мире, где есть воздаяние равным за содеянное, нет спасения». Если человек не признаёт, что он пусть и невинное терпит и это праведно, такой человек не сможет принять помощь Спасителя, Который невинно пострадал. То есть, человек должен признать, что он пусть и невинен, но страдание терпит, и это праведно, и тогда он сможет принять помощь Спасителя, Который мы точно знаем, Который был без греха, что Он невинно пострадал. То есть, движение навстречу Спасению идёт вразрез со всей логикой мира сего, который хочет наказывать за вину и воздавать по заслугам.

Человек спасается лично, но если он говорит «моё спасение» - он погиб. «Я невинен и я спасаюсь» - человек погиб. Спасение требует не только чрезвычайных мер по спасению, оно требует изменить взгляд на расстановку сил мироздания. На одной чаше весов может оказаться масса разбойничьих дел. А на другой чаше – опознание, что рядом - страдающий невинно. И последнее перевесит и разбойник спасётся.

Во веремена Авраама дело спасения человеческого рода висело на тонкой струнке одного человеческого сердца. И за этот, можно сказать, волосок, Господь вытащил грешных из погибели. Человек может быть невиновен, как Авимемлех. Человек может быть праведен как Лот. И то и другое оказывается несоизмеримым с той милостью, которая нужна для спасения. Сравнительно с ней, невинность и праведность человека – ничто. Тяжелая мысль, но её нужно пережить. Когда Бог говорит человеку: «вот ты невинный, но погибаешь». Человек должен духом понять, что перед лицом смерти человек нищ и пуст.

Что же будет с Авимелехом? Разбирается конкретное дело «говар». Авимелех и, как будет сказано в конце истории, весь его дом, наказаны по делу «алдевар» Сарры, жены Авраама.

Господь продолжает 7 ст 20 гл «Ныне же отдай жену мужу ибо он пророк. И помолится о тебе и жив будешь. Если же не отдашь, познай, что умереть умрёшь ты и всё твоё». «Умереть умрёшь» означает – «непременно», «иначе не может быть».

Вот новый богословский сюжет – спасение язычника. Ни о чём подобном не шла речь, когда Авраам и Сарра оказались в сходной ситуации в Египте. Спасение язычника. Во-первых, какого язычника. Во-вторых, каково спасение.

Благочестие Авимелеха твёрдо держится на двух основанияю: Бог не карает за грех, совершённый в неведении. Его народ и он сам в этом деле праведный. Чисты, просты, невинны. И мы понимаем, что не даром Авимелех был удостоен посещения во сне от Бога. Этот язычник имеет понятие о праведности, о том, что Бог не совершит неправды, и этот язычник желает быть праведным. Авимелех это ещё один урок о спасении. А все наши беседы в нашем цикле, они посвящены спасению. Авимелех это ещё один урок, о том, что такое спасение. Из него мы узнаём, что невинность, понятие о праведности, вера, что Бог благ, желание быть праведным и даже сама праведность не достаточна для спасения. Для спасения нужен Спаситель. А в эпоху Ветхого Завета – тот, кто не Него указывает. А кто на Него указывает? Это Авраам. Спасение произойдёт, когда придёл человек Господь с Неба - Христос. Человек – Господь с Неба придёт когда, то спасение произойдёт. По плоти это человек, Христос, произойдёт от Авраама. Как в истории Лота: «вспомнил Бог Авраама и был спасён Лот». Так теперь Авимелех получает спасение через Авраама. Одако есть и различия.

За Лота, приобщённого к Откровению, Авраам мог ходатайствовать даже с некоторым правом, а по сути дерзко. О спасении язычника, который желает держаться праведности, Авраам может молиться. Вот что! И Господь велит Аврааму молиться за язычника. И понятным становится, почему первым из людей именно Авраам назван «нави» - пророк. О чём пророчествовали пророки? О Мессии, Христе, Иисусе. О чём пророчествовал Авраам, если он ничего не изрёк о Мессии? Авраам делом пророчествовал, также и Ной когда строил Ковчег, делом проповедовал («проповедывал» говорит ап. Пётр во втором послании 2 гл). Ной проповедывал. А где же он проповедывал, если он ничего не говорил? А он строил Ковчег и тем проповедывал. И так же делом проповедывал Авраам. Авраам должен помолиться за язычника, желающего быть праведным. Авраам действием пророчествовал о Христе, Который примет в Новый Завет обрезанных и не обрезанных. Авраам – первый пророк. Авимелех – первый образ язычников, которые спасутся.

Главным пророческим действием первого пророка была молитва не о чём-то, а молитва за кого-то - «баат» по-еврейски. Так молились за народ Авраам, Моисей, Самуил. В спасении Авимелеха Авраам не посредник, не ходатай, не молитвенник. Он – пророк. Это значит, что в Аврааме действует Спаситель. И само действие Авраама по этому пророческое о Спасителе.

8 ст 20 гл «И встал утром рано Авимелех и позвал всех слуг своих и сказал все слова сии в уши их. Убоялись же все человеки весьма. И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что это ты сотворил нам? Разве чем мы согрешили на тебя, что ты навёл на меня и на царство моё грех великий? Дела, какие не делаются ты сделал со мной.. (это оборот внутреннего содержания с отрицанием. То есть это упрёк в противоестественном поведении.). Дела, какие не делаются ты сделал со мной . И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, что сотворил такое?». А вот теперь представим, что Авимелех, он весьма убоялся явления Божия. Однако во сне и одинаково же на яву, царь так уверен, что Бог не сотворит неправды, что всё дело во-первых Авимелех предаёт огласке, а во-вторых он не смущается допрашивать Авраама. Он публично допрашивает Авраама, зная, что от Авраама зависит спасение всего народа. Вот это свидетельство праведности филистимского царя! Такой он был человек. Решительный и убеждённый в своей правоте.

Прозвучал вопрос: «в чём был твой замысел, Авраам» как бы спросил его филистимский царь.

11 ст «Сказал же Авраам: потому что я сказал в себе, ведь нет страха Божия на месте сем, и убьют меня ради жены моей, ибо истинно она и сестра моя по отцу, но ое по матери стала она мне женой. И было, когда вывел меня Бог из дома отца моего, и я сказал ей: милость такую сотвори для меня во всякое место, если куда придём там говори обо мне, что он брат мой». Что говорит Авраам: «и я правдив, просто мы не всю правду тебе сказали, потому что мы сговорились с женой объявлять. Но ведь мы и не лгали». Авраам объясняет, что поскольку такой договор с Саррой был заключён при самом начале странствий, никакого умысла лично против Авимелеха здесь не было. То есть, лично Авимелеху Авраам зла не желал. Вот такая его позиция.

«Взял же Авимелех тысячу дидрахм, овец и тельцов и рабов и рабынь и дал Аврааму и отдал ему Сарру, жену его, и сказал Авимелех Аврааму: се земля моя пред тобою. Где, если угодно тебе, поселись.». Авимелех, заметим, оказался в таком же точно положении как некогда фараон, ну, похожее положение. Но на сколько Авимелех праведнее Фараона, потому что Фараон-то выслал Авраама из Египта. С честью выслал, но под присмотром. Можно сказать, выпроводил. Авимелех наоборот желает удержать пророка в своей земле. Таков был первый язысник, спасённый по молитве праведника. К Сарре Авимелех обращается не как к жене Авраама, но если тот хочет, обращается как к сестре.

«Сарре же сказал: вот я дал тысячу дидрахм брату твоему. Это будет тебе для чести лица твоего и всем, кто с тобой. Будь во всём истинной.» Или, будеь во всём доказана. То есть, доказана в правоте. Ты подверглась разбирательству, ты проверена, ты невиновна. Златоуст поясняет: это означает, пусть узнают от тебя, что ты вышла из дома моего неприкосновенною.

17 ст «Помолился же Авраам Богу и излечил Бог Авимелеха и жену его и рабынь его и они рождали ибо заключением заключил Господь снаружи всякую материнскую утробу в дому Авимелеха ради Сарры, жены Авраама». В последнем стихе нам сообщают, что оказывается бесплодие поразило дом царя, что может означать весь народ. Вот последняя деталь, она сообщает всему событию особенный колорит. То есть, бесплодие народа это что? Это генноцид. Угроза вымирания постигла весь народ не за грех царя или народа. Ведь страшная это вещь генноцид да? Весь народ мог вымереть. Вот угроза вымирания она постигла весь народ не за какой за грех. Таков был Промысел Божий, чтобы в царстве Авимелеха явились дела Божьи. Если понимаете, я цитирую Евангелие. «Явились дела Божьи». Свидетельство того, что именно молитва Авраама избавила царство Авимелеха от смерти. Конечно мы вспоминаем Евангелие, потому что история об Аврааме и Авимелехе аналогична истории об исцелении слепорождённого Исусом Христом. Иисус объяснил ученикам, что слепота этого человека не есть наказание за грех. Почему он родился слепым? Согрешил? Господь сказал: «нет, не согрешил ни он ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божьи.» (Ев. от Иоанна 9 гл 2 ст).

То же произошло с народом Герара. Люди пострадали не за грех. Авраам помолился и на них явились дела Божии.

На этом заканчивается история пребывания Авраама и Сарры у Авимелеха. Мы узнали, если кто хочет принять от Бога спасение, он должен быть готов к тому, что в мире Божьей правды есть невинное страдание. В мире Божьей правды есть невинное страдание. Для спасения нужен спаситель. И когда Он пришёл, Спаситель показал на Себе, что есть невинное страдание.