Жена Лота, дочери Лота
Лоту было сказано выйти из Содома и не оглядываться.
26 ст 19 гл «И оглянулась жена его вспять и бысть соляной столп». Столп в еврейском языке это не столб, а это тот, кто поставлен «нициф». Если человек поставлен на службу, то он приставник. Если многие поставлены, то они ставленники, гарнизон, пост, отряд. То есть, жена Лота преарстилась в пост соляной. Жена Лота как бы стоит на посту. Это, для нас, этот пост для нас знак. И мы должны его понимать. Что это не столб, а это пост, и он поставлен для того, чтобы служить нашему пониманию каких-то духовных истин.
Почему ангелы сказали Лоту «не озирайся вспять»? И почему обернулась жена? И почему она превратилась в соляной столп?
Если я смотрю на предмет, то я воздействовую на него. Следовательно, и он воздействует на меня. Так считали древние. Греки, например, полагали, что зрение есть истечение мельчайших частиц, оно идёт от глаза к предмету и от предмета к глазам. На некоторые вещи нельзя смотреть. В мифологии, когда герой выходит из предисподней, он не должен оборачиваться. Но всё-таки, почему обернулась жена? Возможно такое мнение: она не могла не обернуться. Один из русских писателей, величайших, их тех, кто много думал о природе греха, он в своей повести выйскивает причину страшной гибели героя от нечистой силы. Автор ищет как бы првопричину греха в человечестве. Первое греховное греховное движение души это неодолимое, почти непроизвольное движение взора, похоть очей, одно маленькое движение глаз – посмотрел и тебя увидели, увидели и убили. Это «Вий» Гоголя.
Однако, вот, эти все соображения, которые я привёл, это всё соображения по поводу. Соображений может быть много, а ключь к истолкованию символа «жена Лота» нужно искать в Евангелии. Жена Лота почему-то превратилась в соляной столп, почему?
Окрестность Содома была очищена. «Как было во дни Лота..» Говорит Христос «…ели, пили покупали продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, одождил Господь огонь и серу с неба и погубил всех. Так будет в день, в который Сын человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, не обращайся вспять. Вспоминайте жену Лотову.» Это слова Христа (Лк 17 гл). Вспоминайте жену Лотову. Что говорит Господь? Бывает такое время в жизни человека, и такие периоды в истории, когда делом спасения нужно заниматься каждое мгновение. В истории такие периоды короткие. И не многим избранным Христос говорил: оставь всё и следуй за Мной. Однако, для каждого человека, когда приходит настоящая теснота, становится абсолютно необходимым оставить всё и идти по пути спасения. Раньше человек принуждал Бога оказать ему милость. Но приходит минута, и теперь милость принуждает человека спасаться. В тот день, решительный день, в тот день нужно вспомнить жену Лотову. Спасение человека не есть продолжение естественного развития человека и человечества. Приход Спасителя был событием чрезвычайным. И чтобы принять спасение от Спасителя, нужно быть готовым на то, чтобы покинуть естественное течение жизни. Приход Спасителя был событием чрезвычайным, и чтобы принять спасение, нужно выбиться из колеи, покинуть привычное естественное течение жизни. Спасение по смыслу слова предполагает необходимость чрезвычайных мер. Когда приходят вместе спасение и суд, это грань жизни, и тогда нужно с решимостью покинуть привычное и обжитое. Решимость спасаться абсолютно необходимо для спасения. Решимость спасаться это очень важное качество, необходимое. В противном случае само естество человека терпит превращение, превращается в соляной столп.
Когда ангелы говорили Лоту «не озирайся вспять» это означало «будь решителен и помни, что тебя помиловали, не оглядывайся на тех, кого не помиловали». А иначе что будет? А почему жена Лотова превратилась именно в соль? Окрестность Содома была очищена, а жизнь там уничтожена посредством серы и огня. Уничтожает и очищает сера, уничтожает и очищает огонь, уничтожает и очищает соль. Взглянув на то, что подлежит сере и огню, жена Лота превратилась в соль. Был человек стал столп соли. Это называется «превращением» или «катастрофа». Жена Лота превратилась в соляной пост. И нам необходимо помнить о ней, помнить о том, что спасение есть, всё таки, событие в нашей жизни чрезвычайное. И необходима решимость, чтобы спасаться, и в этот момент нужно не оглядываться, когда тебя помиловали, и не оглядываться на тех, кого не помиловали.
Жена Лота превратилась в соляной пост. Но не одна жена Лота посмотрела на Содом. Авраам также смотрел на Содом. Оба события происходили одновременно, утром.
27 ст 19 гл «Поднявшись же утром Авраам пошёл на место, где он стоял пред Господом». Так, Авраам пошёл на место, где он стоял пред Господом. От Хеврона, где жил Авраам, до Содома, примерно 40 километров. Какую-то часть этого пути по направлению к Содому прошёл Авраам и оттуда увидел место катастрофы.
28 ст «И воззрел Авраам на лицо Содома и Гоморры и на лицо земли окрестной и увидел. И вот восходил пламень земли, как дым печи». Картина жуткая. Не потому только, что печь имеется в виду плавильная, или для обжига (евр. «кефшан»), которая сильно дымит. Такая же печь упомянута при описании знамения на горе Синай. Это дым густой как туча. Авраам увидел картину того, что такое превращение или ниспровержение или карастрофа. Была круглая долина, где располагалось пятиградие. Она орошалась как Рай Божий. А в Раю пар восходил от Земли и орошал всё лицо Земли, сказано. Теперь же восходил дым земли как дым печи. Вот, катастрофа! Авраам увидел горящую и дымящуюся землю. Он видел то же, что видела жена Лота. Почему жена Лота погибла, а Авраам – нет? Давайте спросим. Почему жена Лота погибла, превратилась в соляной столп, Авраам смотрел на тот же самый предмет и остался жив?
Если Авраам и жена Лота видели одно и то же, то дело очевидно не в самой картине катастрофы. Жена Лота поззрела вспять, Авраам воззрел на лицо Содома и Гоморры, в этом различие? Или нет? Лоту с семейством было сказано не оборачиваться. Аврааму ничего такого не говорили, чтобы он туда не смотрел, в этом различие? Нет. Ответ где нужно искать ответ, когда мы сталкиваемся с серъезными затруднениями по смыслу? Где мы имеет ответ на сложные места в Ветхом Завете? Ответ в Евангелие.
Читаем в Евангелие, что спасение происходит через Сына Божьего. «И суд и спасение Отец отдал в одни руки» он отдал их Богу Сыну. Иначе быть не может. У кого спасение, у того и суд. Бог судит только после того, как Он спасающихся спас. Смотирте, Бог судит только после того, как Он тех, кто хотел спасаться, спас. Содом – пример того, как совершается суд для нечестивых. Это превращение, катастрофа, крайняя точка гнева Божьего. Весь суд, сказано в Евангелии от Иоанна 5 гл 22 ст «Весь суд» имеется в виду до конечной катастрофы «отец отдал Сыну». А с другой стороны, всякий, кто верит в Сына, как в Сына. Всякий. Суду не подлежит. Он не подсуден. (Ев. Иоанна 5 гл 24 ст) «Истинно, истинно говорю вам, слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». Вот какой человек Авраам. То, что Авраам смотрит на горящий Содом, как жена Лота, но она мертва, а он жив, есть свидетельство веры Авраамовой. Когда Аврааму явилась Троица, Господь сказал ему, что познал его. Но это значит, что и Авраам нечто познал в Боге. Если Бог познал Авраама, то и Авраам познал нечто в Боге. Авраам стал ходатаем о спасении: помните, как он заступался за жителей Содома. Авраам стал ходатаем о спасении, и вера Авраамова тогда сделала ещё один шаг. Это стала вера спасительная. Авраам – сын Божий, ещё ближе усыновился Богу. Вера спасительная это такая, когда человек не идёт на суд. Вот, что значит верить. Вот есть такой этап движения по пути веры, когда человек уже на суд не идёт. Это вера спасительная. Он достигает это. Человеку дано было это достичь. Ветхозаветному человеку, такому как Авраам.
return false">ссылка скрытаИ эту мысль нельзя потерять. Вера спасительная это такая, когда человек уже на суд не идёт. Нельзя потенять эту мысль, поэтому Писание делает обощающее заключение ко всей истории Содома. Лот спасён не потому, что был праведен. А Лот был праведен. Но Лот спасён не потому, что был праведен, а потому, что Бог вспомнил Авраама. Когда завершался Потоп, Бог вспомнил Ноя. Это 8 гл 1ст. Когда Бог судил Содом, Бог вспомнил Авраама. И вот, завершающий по смыслу весь эпизод стих это 29 ст 19 гл.
«И было, когда истребил Господь все города страны той, вспомнил Бог Авраама и выслал Лота из среды ниспроверщения, когда ниспроверг Господь города, в которых обитал Лот». То есть, Лот был праведник. Лот был удивительный, удивляющий человек. Бог не погубит праведного с нечестивым, однако в спасении Лота из Содома, Писание выделает, что Лот получил спасение через Авраама. И всё сошлось у нас. Вера Авраама стала спасительной для Лота. Верующий человек становится источником веры для других.
Когда у человека вера спасительная, она спасительная для других. Стяжи веру спасительную и многие вокруг тебя спасутся. Что такое спасительная вера, Писание расскажет в отдельном богословском сюжете, когда Авраам и Сарра окажутся в Гераре. Это гл 20.
А сейчас другой сюжет, который тоже имеет отношение к теме спасения. Этот сюжет – дочери Лота. Мы рассказали о жене Лота, теперь – другой сюжет. Дочери Лота.
В истории семейства Лота тема спасения делает самый неожиданный поворот. Это история о дочерях Лота, которые пожелали избегнуть уничтожения их рода.
30 ст 19 гл «Поднялся же Лот из Сигора и поселился в горе сам и обе дочери его с ним ибо он убоялся селиться в Сигоре и вселился в пещеру сам и две дочери его с ним». Ну замечательно, никакой благодарности. Спаситель Сигора. А ведь он спас Сигор. Этот город спас Лот, помните. Никакой благодарности спаситель Сигора не получил. И пришлось ему по слову ангелов по слову ангелов, та кему и сказали 17 ст 19 гл. Пришлось Лоту жить в горе (т.е. в пещере). Сказала же первородная к младшей. Это очень редкое слово употребление. Первородная по отношению к дочери. «Сказала же первородная к младшей: отец наш стар и никого нет на Земле, кто войдёт к нам, какой есть путь всей Земли» Никто не войдёт к нам, каков есть путь всей земли. Еврейское выражение «идти в путь всей земли» означает умирать. С такой же неизбежностью, как люди должны умирать, женщины должны рождать. Вот такое убеждение было у старшей дочери Лота, которая названа и ощущает себя как первородная. То есть, она также, с такой же неизбежностью, как люди умирают, с такой же неизбежностью они должны зачать и родить. Вот так она убеждена. То есть, ради спасения рода дело, которое она задумала… смотрите какой поворот сюжета. Ради спасения рода дело, которое она задумала не противоестественное, но естественное. А задумала она что?
«Приди, напоим отца нашего вином и приспим с ним и сохраним в живых от отца нашего семя». Замечательная мысль. Сохраним вживых семя. На греческий перевели неудачно. «Восстановим семя». Неудачный перевод, потому что здесь речь о другом. Действительно был обычай восстановить семя умершему брату. Затем был закон восстановить имя умершему брату. Дочери Лота совсем другое делают. Они сохраняют вживых семя отца внутри себя как в Ковчеге. Именно так должен был делать Ной – вводить в Ковчег животных, чтобы сохранить в живых. Так сказано «сохранить в живых». Имеется в виду саму их породу. Эта параллель с историей Потопа говорит, что дочери Лота исполняли, как они его поняли свой долг – спасение рода человеческого. Замечательно, что и Златоуст так думает: «Дочери думали, что всё в мире совершенно погибло. То, что при других условиях было бы извращением, в контексте Библейской истории выглядит как подвиг».
33 ст «Напоили же они отца своего вином в ночь ту и вошедше первородная преспала с отцом своим той ночью и он не ведал, когда она приспала и когда встала. Было же наутро и сказала первородная младшей: вот я преспала вчера с отцом нашим, упоим его вином и в эту ночь и ты вошедши преспи с ним и сохраним в живых от отца нашего семя. Упоили же и в ту ночь отца своего вином и восшедше младшая преспала с отцом своим и он не ведал когда он преспала и когда встала. И зачали обе дочери Лота от отца своего и родила первородная сына и назвала имя ему Моав, говоря от отца моего.» Сей отец моавитян до нынешнего дня. «Родила же и младшая сына и назвала имя ему Бенами, сын народа моего» Сей отец аммонитян до нынешнего дня. Имя Моав «миав» означает «от отца». Моавитяне жили к юговостоку от Мертвого моря. И, кстати, Моавитянкой была Руфь, прорадительница царя Давида, она упомянута в родословии Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. «Бен ами» переводится «сын народа моего». Аммонитяне жили к северо-востоку от мертвого моря. То есть, и Моав (моавитяне) и Бенами (аммонитяне), они жили на востоке от мертвого моря.
Златоуст пишет так: «Никто да не дерзнёт осуждать праведника и дочерей его, как будто такое кровосмешение произошло от невоздержания. Обрати своё внимание на цель и ты освободишь их от всякого осудения. Дочери думали, что всё в мире совершенно погибло. Они говорят: чтобы не прекратился род наш и нам не подвергнуться совершенному уничтожению, упоим отца нашего вином, так как отец наш сам никогда не потерпит и слышать об этом. Лот же подвергся опьянению не столько от невоздержания, сколько от скорби душевной и свыше устроено было так, что по причине глубокого сна и омрачения от вина он вовсе не знал случившегося». Таково рассуждение Златоуста. Обратим внимание, как святитель умеет избегнуть осуждения. Это качество его писаний. Златоуст мастер в этом отношении. Когда он рассуждает, он умеет не осуждать. И Златоустуторяет как хороший учитель. Три раза повторяет. Чтобы спасаться нужна решимость. Эту решимость ничем нельзя ослабить. В каком-то смысле она должна быть безоглядной. Спасение человека не есть продолжение естественного развития человека и человечества. Чтобы спастись, нужно уметь с решимостью покинуть естественное течение жизни. Отсюда и происходит дерзновение Авраама пред Богом, дерзновение Лота пред Богом и против естества поведение дочерей Лота. Таким образом, тема «спасение и суд» в Книге Бытия исчерпана. Но тема спасения не исчерпана. Она продолжается. Тема спасения поднимается на следующую ступень. Это будет большая тема, тема многих бесед: «Ветхий завет и Спасение».